Акм 7 62 дульный тормоз компенсатор

Дульные устройства АК

Эволюция дульных устройств на автоматах Калашникова

Мы продолжаем серию публикаций, посвящённую 70-летию принятия на вооружение легендарного автомата Калашникова. Сегодняшний материал посвящён, казалось бы небольшим, но достаточно характерным деталям автоматов разных модификаций — дульным устройствам.

Начнём с того, что резьба на дульной части автоматов Калашникова присутствовала с самого начала производства, с 1949 года. Обозначалась данная резьба как «М14×1 левая», где М14 — обозначение профиля и диаметра наружной резьбы в миллиметрах, «х1» — шаг резьбы в миллиметрах, а «левая» обозначала направление и в данном случае виток резьбы был направлен против часовой стрелки. На первых порах назначение было обусловлено применением насадок (втулок) для холостой стрельбы. Можно предположить, что в конструкцию автоматов изначально была заложена возможность применения приборов беззвучной и беспламенной стрельбы (ПБС), которые должны были появиться позднее.

На упомянутую резьбу на дульной части ствола навинчивалась так называемая муфта (рис. 1а), служившая защитой резьбы от повреждений. До появления автоматов АКМ и пулемётов РПК конструкция муфты оставалась неизменной для всех типов выпускаемых автоматов.

С 1960 года на автоматы АКМ, а также пулемёты РПК устанавливались муфты описанного выше вида, на которых появилась кольцевая проточка (1) (рис. 1б), назначение которой заключалось в облегчении конструкции оружия. Оба типа муфт имели на боковых поверхностях симметричные лыски под гаечный ключ (2), на заднем торце находились четыре полукруглых выреза для фиксатора (3).

Приблизительно в 1965 году на автоматы АКМ и АКМС вместо муфты ствола стали устанавливать компенсатор со срезанной под углом верхней плоскостью. Назначение компенсатора состояло в повышении устойчивость автомата при автоматической стрельбе за счёт уменьшения подброса вверх дульной части ствола. Автором выявлено три вида компенсаторов, незначительно отличавшихся друг от друга. Самый первый вариант (рис. 2а) имел на боковых поверхностях двухсторонние лыски (4) и поясок на заднем торце (5). Позже этот поясок упразднили (рис. 2б), а затем упразднили и сами лыски (рис. 2в). В таком виде компенсаторы устанавливались на автоматы АКМ и АКМС до 1977 года, в котором их сняли с производства. В отличие от муфт, на компенсаторах был только один вырез под фиксатор (6), обеспечивающий его установку на автомате в строго определённом положении.

Читайте также:  Как отрегулировать тормоза трактора т 25

Немного отвлекаясь от темы автоматов нужно отметить, что на ручные пулемёты РПК в заводской комплектации компенсаторы не устанавливались. В то же время, пулемёты РПК, которые поставлялись из СССР в Восточную Германию для использования в Национальной армии ГДР, напротив, практически всегда имели компенсаторы вместо муфт, установленные по просьбе немцев. В частях СА также иногда встречались РПК с компенсаторами, но они были установлены уже в войсках, будучи снятыми с автоматов АКМ.

Автоматы АКМЛ и АКМСЛ, а также ручные пулемёты РПКЛ и РПКСЛ, используемые в паре с ночными прицелами НСП-3, имели специальный щелевой пламегаситель (рис. 3), рассеивающий вспышки выстрела, что уменьшало засветку чувствительного прибора при стрельбе. Пламегаситель входил в комплект прицела и мог быть установлен взамен муфты на дульной части ствола. Конструкция пламегасителя была заимствована у аналогичного устройства американского пулемёта М60. Данный пламегаситель был значительно длиннее компенсаторов, что конструктивно исключало возможность установки штык-ножа. Пламегасители, закреплённые за конкретными автоматами (ручными пулемётами), имели трёхзначные номера на боковой поверхности (7), повторяющие последние три цифры номера оружия. Отличия могли заключаться в острых или более сглаженных очертаниях крайних частей пламегасителя (8). В торце выполнялись пять посадочных мест для фиксатора (9), в каждом из которых пламегаситель занимал определённое положение, обеспечивая нужную ориентацию щелей относительно вертикальной плоскости оружия.

С переходом на калибр 5,45 мм на автоматах в корне изменилась концепция применяемых дульных устройств. На автоматы стал устанавливаться дульный тормоз-компенсатор (о нём будет сказано ниже). Кстати, ручных пулемётов эти перемены коснулись в меньшей степени. На пулемёты РПК74 устанавливались короткие пламегасители (рис. 4), при этом резьба на дульных частях 5,45-мм пулемётов РПК74 была такой же, как и на 7,62-мм пулемётах РПК. Мотив такого решения неясен, поскольку в этом случае появлялась возможность установить пламегаситель от новых пулемётов калибра 5,45 мм на старые, калибра 7,62 мм, что с вытекающими последствиями в виде разрыва ствола при попадании пули в отверстие пламегасителя меньшего, чем положено, диаметра. Остаётся загадкой, по какой причине такая опасность не была исключена на стадии проектирования.

С 1985 года пламегасители РПК74 несколько упростили в изготовлении (рис. 5). Внешне это выражалось в едином диаметре торцевого пояска с телом пламегасителя, которое на раннем варианте было несколько тоньше (10). С началом 90-х годов пулемёты РПК74 преобразовались в унифицированную линейку РПК серии «200», включавшей в себя три калибра: 5,45×39 (РПК74М), 5,56×45 (РПК201) и 7,62×39 (РПК203). Пламегасители под пулемёты калибра 5,45 и 5,56 мм не отличались от предшествующей разновидности. Пламегасители под пулемёты калибра 7,62 мм отличались только размером отверстия для прохода пули. Все пламегасители по-прежнему имели пять положений для фиксатора (11).

Переход в 1974 году на малоимпульсный патрон 5,45×39 на автоматах АК74 был сопряжён с введением нового дульного тормоза-компенсатора (далее ДТК). Это двухкамерное дульное устройство имело цилиндрическую форму с тремя отверстиями в стенках первой камеры (12) расположенными таким образом, чтобы направить истекающие из ствола пороховые газы в сторону подброса оружия при стрельбе. Была изменена и резьба под посадку — стала применяться М24×1,5 правая.

ДТК долгое время изготавливались механической обработкой из цельной заготовки.

Самые ранние ДТК (рис. 6–7) имели неофициальное прозвище «полумесяц», по форме выреза для сброса газов (13). Выпускались они с 1973 по 1976 год на «Ижмаше», и в 1978–1979 гг. на ТОЗе. На большинстве из них присутствовала задняя фаска (14), упрощающая отжатие фиксатора при скручивании ДТК.

Далее следовали весьма оригинальные ДТК, прозванные «змейкой» или «зигзагом» за форму того же щелевого выреза в виде волнистой линии (15). Их было несколько видов, незначительно отличавшихся друг от друга. Ижевские «змейки» (рис. 8) выпускались с 1977 по 1983 год, тульские (рис. 10) с 1980 по 1981 год. Тульские ДТК имели цилиндрический выступ под кольцо штык-ножа на 2 мм длиннее ижевских (16), в остальном отличий не имели. Встречалась разновидность «змейки» (рис. 9) с характерным «пояском» в районе посадочного места (17), но достоверно не установлено, в какой период времени и на каких автоматах устанавливался данный тип ДТК.

С 1984 года на «Ижмаше» произошёл переход на производство удешевлённых и упрощённых ДТК из холоднотянутой заготовки (рис. 11), внутрь которой запрессовывалась круглая шайба с центральным проходным отверстием для пролёта пули. Сама шайба имела небольшие двухсторонние отступления от боковых стенок корпуса (18) для сброса газов. Данный вид ДТК получил прозвище «шайба».

С 1990 года корпус ДТК получил увеличенную длину посадочного участка, доходящего до середины корпуса (19). Именно этот тип компенсатора (рис. 12) перекочевал на автоматы серии «100» и находится в производстве до настоящего времени. Отличия заключаются только в диаметре канала для прохода пули, соответствующем её калибру. Чтобы избежать смешивания в производстве дульных тормозов для оружия разного калибра, на верхней части корпуса ДТК автоматов АК103 наносилось указание калибра, для которого он предназначен (20). Для удобства при извлечении шомпола на некоторых ДТК (рис. 13б) внизу выполнялась плоскость (21), уменьшающая трение головки шомпола о корпус ДТК. На тех ДТК, где эта плоскость отсутствовала (рис. 13а), при регулярной разборке автомата головка шомпола процарапывала глубокую канавку, что портило внешний вид оружия.

Автоматы АКС74У вместо ДТК оснащались цилиндрическим пламегасителем с коническим раструбом (22), применение которого было обусловлено коротким стволом и, как следствие, возросшей пламенностью выстрела. Посадочное место для пламегасителя на автомате АКС74У не отличается от использовавшегося на автоматах АК74. На переднем торце раструба находятся симметричные полукруглые вырезы (23). Они предназначены для установки выколотки, которую используют как рычаг при отвинчивании пламегасителя в ходе разборки автомата. На заднем торце ДТК имеется вырез под фиксатор (24), смещённый относительно оси автомата вправо.

Пламегасители самых первых автоматов АКС74У, изготовленных в Ижевске ПО «Ижмаш», (рис. 14) имели гладкую внешнюю поверхность. С 1981 года сначала ижевские, а с 1982 года и тульские АКС74У получили усложнённый пламегаситель (рис. 15), продержавшийся в производстве до 1986 года. С 1987 по 1993 год выпускался технологически упрощённый вариант пламегасителя (рис. 16), у которого отсутствовала задняя фаска (25). В остальном он был аналогичен предшественнику.

С переходом в начале 1990-х годов на производство автоматов АК серии «100» в укороченном исполнении (АК102, АК104 и АК105), ОАО «Ижмаш» принял решение устанавливать на новые автоматы пламегасители, конструктивно схожие с пламегасителями автоматов АКС74У тульского производства. Ижевские пламегасители были короче тульских аналогов, но тоже имели выточки под выколотку (26) и вырез под фиксатор (27). Внешняя форма пламегасителя для автоматов АК102, АК104 и АК105 зависела от калибра: на 7,62-мм АК104 устанавливались пламегасители с увеличенным проходным отверстием для пули (рис. 18), по сравнению с пламегасителями 5,45-мм АК105 и 5,56-мм АК102 (рис .17). Кроме того, верхние части пламегасителей для автоматов калибра 7,62 мм несли соответствующую маркировку, указывающую на калибр автомата, с которым он должен использоваться (28). Внешние очертания пламегасителей для автоматов калибра 5,45 и 5,56 мм (29) и калибра 7,62 мм (30) также отличались.

От редакции. В следующем номере «КАЛАШНИКОВА» будет опубликован взгляд на эволюцию дульных устройств автоматов Калашникова научного редактора журнала Юрия Пономарёва, принимавшего непосредственное участие в полигонных испытаниях оружия Калашникова на протяжении почти 40 лет.

Источник

Дульный тормоз-компенсатор и его назначение

Дульный тормоз-компенсатор (ДТК) – это специальное устройство, предназначенное для уменьшения отдачи огнестрельного оружия, использующее кинетическую энергию пороховых газов, которые выходят из ствола вслед за выпущенной пулей или снарядом. Помимо уменьшения уровня отдачи при выстреле (на уровне от 25 до 75 процентов в зависимости от конструкции) дульный тормоз-компенсатор уменьшает подброс ствола оружия, оставляя его на линии прицеливания, что сокращает время необходимое для производства следующего выстрела. Сегодня подобные устройства широко применяются в артиллерии и стрелковом оружии, главным образом, в автоматическом.

Дульный тормоз был известен еще до начала Второй мировой войны, но именно в годы войны и после ее завершения, данное устройство получило наибольшее распространение. Первоначально ДТК применялись в артиллерии, но с развитием и широким распространением автоматического стрелкового оружия они стали использоваться и на оружии малых калибров. Сегодня практические все современные пулеметы и автоматы оснащаются дульным тормозом-компенсатором по умолчанию. ДТК перенаправляет пороховые газы и действительно снижает отдачу и подброс ствола оружия при стрельбе. Они востребованы не только в моделях оружия военного назначения, но и в гражданских моделях, используемых стрелками-спортсменами. В то же время, изменяя направление движения пороховых газов, ДТК может усиливать звук выстрела, который слышит стрелок или артиллерийский расчет. При этом, чем эффективнее устройство, тем громче звук выстрела. Для спортсменов это не представляет особой проблемы, они обычно используют наушники, а вот в армейских подразделениях индивидуальные средства защиты органов слуха – скорее роскошь. Поэтому очень часто конструкторы армейского стрелкового оружия намеренно ограничивают эффективность ДТК.

Существующие сегодня дульные тормоза используют энергию некоторой части пороховых газов, которые выходят из канала ствола вслед за выпущенной пулей. Дульные газовые устройства более выгодны в энергетическом отношении, они не ухудшают баллистику оружия, помимо этого они отличаются высокой надежностью и простотой устройства. Эффективность использования подобных устройств значительным образом зависит от скорости, количества и направления движения отведенных назад пороховых газов. В то же время повышение эффективности их работы обычно сопровождается сильным действием пороховых газов на стрелка или установку, затрудняя процесс прицеливания, а также на грунт, что провоцирует демаскировку за счет образования пыли, которая поднимается пороховыми газами. За счет использования различных дульных газовых устройств конструкторы могут значительно уменьшить энергию отдачи стрелкового оружия или подвижных частей его автоматики, уменьшить пламенность выстрела, повысить кучность ведения огня из автоматического оружия и т.д.

Все дульные тормоза по их характеру воздействия на оружие можно разделить на три основных группы:

— дульные тормоза осевого действия, они обеспечивают снижение энергии отдачи оружия или ствола лишь в продольном направлении;

— дульные тормоза поперечного действия, они обеспечивают воздействие поперечной силы, направленной перпендикулярно оси канала ствола. Такие дульные тормоза часто также называют компенсаторами, обычно они применяются в образцах ручного огнестрельного оружия, в которых может возникнуть опрокидывающий момент, отклоняющий ось канала ствола в боковом направлении;

— дульные тормоза комбинированного действия, они обеспечивают как снижение силы отдачи в продольном направлении, так и создание поперечной силы, которая компенсирует опрокидывающий момент огнестрельного оружия. Такие дульные тормоза называют тормозами-компенсаторами. Именно они используются преимущественно в современных образцах стрелкового оружия.

По своему принципу действия дульные тормоза делятся на модели активного действия, реактивного действия и активно-реактивного действия.

Дульные тормоза активного действия используют в работе удар газовой струи, выходящей из канала ствола по поверхности, которая закреплена на стволе оружия. Такой удар формирует импульс силы, направленный против действия отдачи оружия, благодаря чему обеспечивается снижение энергии отдачи всей системы.

В автоматических моделях стрелкового оружия наиболее распространены дульные тормоза реактивного типа, действие которых основано на использовании реакции истечения пороховых газов. Основное их предназначение – это снижение энергии отдачи ствола или всей оружейной системы за счет обеспечения симметричного отвода части пороховых газов в направлении отдачи. В момент вылета пули из канала ствола часть пороховых газов по специальным каналам в дульном тормозе отводится назад. Одновременно с этим под действием реакции истечения пороховых газов все оружие получает толчок вперед, энергия отдачи уменьшается. Чем больший объем газов будет отведен назад и чем выше будет их скорость движения, тем эффективнее отработает дульный тормоз.

В моделях дульных тормозов активно-реактивного типа объединяются между собой оба перечисленных выше принципа. В таких устройствах происходит удар газовой струи в направлении вперед (активное действие) и отбрасывание струи назад (реактивное действие). Подобное устройство было применено, к примеру, на самозарядной винтовке Токарева СВТ-40 образца 1940 года.

Также дульные тормоза можно классифицировать по конструктивным признакам, которые значительным образом могут влиять на эффективность данных устройств. К основным таким конструктивным признакам относят: наличие или наоборот отсутствие диафрагмы (передней стенки); число рядов боковых отверстий; число камер; форму боковых отверстий. Дульный тормоз, у которого отсутствует диафрагма и передняя стенка, принято называть бескамерным. В то же время дульный тормоз, оснащенный диафрагмой, обеспечивает большую эффективность по сравнению с бескамерными устройствами за счет создания дополнительного тянущего усилия в направлении противоположном откату, это обеспечивается за счет удара истекающего порохового газа о диафрагму. В современном оружии наибольшее распространение получили одно и двухкамерные модели дульных тормозов, так как дальнейшее наращивание числа камер лишь несущественно повышает эффективность подобных устройств (не более 10 процентов), в то время как масса и габариты увеличиваются. Форма боковых отверстий может быть разной: прямоугольные или квадратные окна, продольные или поперечные щели, круглые отверстия. В этих случаях дульные тормоза называются соответственно – едиными, щелевыми или сетчатыми. В пределах каждой из камер такие отверстия могут располагаться в один или сразу в несколько рядов как по периметру, так и по длине дульного устройства.

Наряду с дульными тормозами в современных моделях автоматического стрелкового оружия очень широко используются компенсаторы – устройства, предназначенные для несимметричного отвода пороховых газов в стороны от оси канала ствола, что необходимо для стабилизации оружия во время ведения огня. Дульные тормоза-компенсаторы работают за счет воздействия пороховых газов, которые истекают из канала ствола в направлении обратном действию опрокидывающего момента. Типичные модели современных ДТК могут стабилизировать оружие при стрельбе в одной или двух плоскостях.

Сегодня дульные тормоза очень активно и массово применяются в стрелковом оружии. Одна из причин их широкого применения конструкторами – простота устройства, которая сочетается в них с высокой эффективностью действия. В автоматическом оружии наших дней дульными тормозами оснащаются крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные пушки с целью уменьшения действия отдачи на станок, а также самозарядные и штурмовые винтовки, автоматы, пистолеты-пулеметы, высокоточные крупнокалиберные винтовки под мощные патроны.

На сегодняшний день к одному из самых известных и распространенных примеров применения дульного тормоза-компенсатора можно отнести знаменитый автомат Калашникова – АК-74. Данная модель автоматического оружия среди прочих изменений выделялась наличием принципиально нового по конструкции ДТК по сравнению с использовавшимся ранее устройством на автомате АКМ.

Автомат АК-74 обладал заметно более улучшенным дульным тормозом-компенсатором, ставшим длинным и двухкамерным устройством. Первая камера ДТК данного автомата представляла собой цилиндр, предназначавшийся для выхода пули, также он имел три выходных отверстия для пороховых газов и две щели, размещенные возле диафрагмы. Вторая камера компенсатора обладала несколько отличающимся устройством – два широких окна, а спереди – та же диафрагма для выхода пули. Подобные изменения конструкции позволили добиться повышения тактико-технических характеристик автомата. В частности, положительным образом сказались на точности стрельбы и балансировке, одновременно с этим улучшилась и маскировка стрелка, так как вспышки пламени в момент выстрела стало очень трудно заметить. В том или ином виде подобная конструкция, равно как и ее модификации (ДТК 1-4), используются в автоматах Калашникова и в наши дни.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис