Что значит суши тормоза

Как нужно просушивать тормоза после проезда через лужи

Современные тормозные системы автомобилей поражают своей эффективностью. Дисковые механизмы способны развивать такую мощность при нажатии на педаль, снабжённую дополнительным усилителем, что даже возможности двигателя не идут с ней ни в какое сравнение.

Причём если раньше на всех колёсах применялись тормоза барабанного типа, способные негативно реагировать на попадание в поверхности трения воды и снижать производительность, то диски существенно лучше переносят подобную «смазку» рабочих поверхностей. Тем не менее, полностью данный эффект не исчез, это обязательно надо иметь в виду.

Работа дисков и колодок

Надавив на педаль, водитель смещает шток главного цилиндра гидропривода тормозов, вызывая увеличение давления жидкости в системе и плотное прижатие колодок к дискам. Ему помогает упомянутый выше усилитель, позволяя снизить усилие нажатия.

Материал накладок на колодках имеет высокий коэффициент трения по чугунной или стальной поверхности дисков. Несмотря на то, что диски практически отполированы частыми торможениями.

  1. В идеальных условиях происходит так называемое сухое трение. Участвуют два материала с точно прогнозируемыми свойствами. Система работает в штатном режиме, рассчитанном инженерами.
  2. Если на накладки попадёт вода, то она начнёт выступать в роли промежуточного агента, вызвав режим полусухого трения. Коэффициент, выраженный в виде отношения силы трения к силе прижима, резко упадёт. Водитель сразу почувствует это по нежеланию машины быстро замедляться. Вплоть до возникновения паники.
  3. Желая сохранить нужный темп замедления, водитель увеличит силу нажатия, трение умножится, и температура в зоне контакта начнёт расти с большой скоростью. Вода испарится и исчезнет, коэффициент скачкообразно вырастет. Это может стать неожиданностью для человека, изо всех сил давящего на педаль. Торможение будет непредсказуемым. Такое фактическое пропадание управляемости способно натворить немало бед.
  4. Стоит помнить, что вода редко бывает чистой, обычно это дорожная грязь. Оставшиеся после испарения носителя твёрдые компоненты выступят в роли сухой смазки, которая будет удаляться несколько дольше.

Важно! Никогда не стоит экономить на качестве дисков и колодок. Применение дешёвых материалов сильно замедляет такое их свойство, как самоочистку, а иногда и способно дополнить паразитное смазывание выделением собственных нежелательных веществ.

Профилактические меры

Как и всегда, предотвращать нежелательные явления лучше заранее. В случае с попаданием грязной воды на поверхности трения будет вполне достаточно предварительно слегка надавить на тормозную педаль, нагрев тем самым диски и колодки. Вода начнёт интенсивно испаряться и быстро исчезнет, тормоза восстановят эффективность. Деталям это нисколько не повредит.

Читайте также:  Гидравлика у мотоцикла тормоз

Особенно полезным это будет на автомобилях, где ещё сохранились задние барабанные тормоза. У них больше рабочая площадь, меньше удельное давление в зоне контакта, на удаление загрязнений потребуется дополнительное время. Иногда даже полезно слегка затянуть ручной тормоз, чтобы механизмы задней оси прогревались более интенсивно.

Важно! Пользоваться «ручником» в движении следует исключительно осторожно. Это нарушает продольный и поперечный баланс автомобиля, что способно вызвать занос на скользком покрытии. Тем более опасно забыть отпустить рычаг, механизмы перегреются и выйдут из строя.

Лучше всего не допускать проезда луж на большой скорости. Но вряд ли этого всегда можно избежать. А вот прогреть колодки и удалить воду можно всегда. И обязательно надо это делать после проезда бродов, когда ступицы погружаются в воду полностью.

Источник

Как нужно просушивать тормоза после проезда через лужи

Современные тормозные системы автомобилей поражают своей эффективностью. Дисковые механизмы способны развивать такую мощность при нажатии на педаль, снабжённую дополнительным усилителем, что даже возможности двигателя не идут с ней ни в какое сравнение.

Причём если раньше на всех колёсах применялись тормоза барабанного типа, способные негативно реагировать на попадание в поверхности трения воды и снижать производительность, то диски существенно лучше переносят подобную «смазку» рабочих поверхностей. Тем не менее, полностью данный эффект не исчез, это обязательно надо иметь в виду.

Работа дисков и колодок

Надавив на педаль, водитель смещает шток главного цилиндра гидропривода тормозов, вызывая увеличение давления жидкости в системе и плотное прижатие колодок к дискам. Ему помогает упомянутый выше усилитель, позволяя снизить усилие нажатия.

Материал накладок на колодках имеет высокий коэффициент трения по чугунной или стальной поверхности дисков. Несмотря на то, что диски практически отполированы частыми торможениями.

  1. В идеальных условиях происходит так называемое сухое трение. Участвуют два материала с точно прогнозируемыми свойствами. Система работает в штатном режиме, рассчитанном инженерами.
  2. Если на накладки попадёт вода, то она начнёт выступать в роли промежуточного агента, вызвав режим полусухого трения. Коэффициент, выраженный в виде отношения силы трения к силе прижима, резко упадёт. Водитель сразу почувствует это по нежеланию машины быстро замедляться. Вплоть до возникновения паники.
  3. Желая сохранить нужный темп замедления, водитель увеличит силу нажатия, трение умножится, и температура в зоне контакта начнёт расти с большой скоростью. Вода испарится и исчезнет, коэффициент скачкообразно вырастет. Это может стать неожиданностью для человека, изо всех сил давящего на педаль. Торможение будет непредсказуемым. Такое фактическое пропадание управляемости способно натворить немало бед.
  4. Стоит помнить, что вода редко бывает чистой, обычно это дорожная грязь. Оставшиеся после испарения носителя твёрдые компоненты выступят в роли сухой смазки, которая будет удаляться несколько дольше.

Важно! Никогда не стоит экономить на качестве дисков и колодок. Применение дешёвых материалов сильно замедляет такое их свойство, как самоочистку, а иногда и способно дополнить паразитное смазывание выделением собственных нежелательных веществ.

Профилактические меры

Как и всегда, предотвращать нежелательные явления лучше заранее. В случае с попаданием грязной воды на поверхности трения будет вполне достаточно предварительно слегка надавить на тормозную педаль, нагрев тем самым диски и колодки. Вода начнёт интенсивно испаряться и быстро исчезнет, тормоза восстановят эффективность. Деталям это нисколько не повредит.

Особенно полезным это будет на автомобилях, где ещё сохранились задние барабанные тормоза. У них больше рабочая площадь, меньше удельное давление в зоне контакта, на удаление загрязнений потребуется дополнительное время. Иногда даже полезно слегка затянуть ручной тормоз, чтобы механизмы задней оси прогревались более интенсивно.

Важно! Пользоваться «ручником» в движении следует исключительно осторожно. Это нарушает продольный и поперечный баланс автомобиля, что способно вызвать занос на скользком покрытии. Тем более опасно забыть отпустить рычаг, механизмы перегреются и выйдут из строя.

Лучше всего не допускать проезда луж на большой скорости. Но вряд ли этого всегда можно избежать. А вот прогреть колодки и удалить воду можно всегда. И обязательно надо это делать после проезда бродов, когда ступицы погружаются в воду полностью.

Источник

Сушите… тормоза!

Как избежать подвоха от тормозов?

На весенних улицах, дорогах и шоссе обычно много луж. В том числе и глубоких. Кроме того, в ваш автомобиль летят брызги от соседей по потоку. Они попадают на стёкла, кузов, подвеску, амортизаторы, тормоза. Это не опасно если у вас хорошо работают «дворники», кузов обработан полиролью, а подвеска, тормоза и трансмиссия недавно проверены.

Но потоки воды и брызги постоянно попадают на трущиеся поверхности тормозов: на фрикционные накладки тормозных колодок, тормозные диски или барабаны. Они намокают. Резко снижается коэффициент трения и падает эффективность торможения. А это уже опасно.

В критический момент мокрые тормоза могут «стоить» несколько лишних метров тормозного пути. Некоторые думают, что это немного, а потому не критично. Это много! Порой безопасную остановку от ДТП отделяют не метры, а считанные сантиметры. Или «стукнетесь» или нет.

Что делать? Сушить тормоза!

Как? Очень просто. Сразу после проезда большой лужи слегка нажмите на педаль тормоза так, чтобы поверхность тормозных колодок соприкоснулись с тормозным диском или барабаном. Сильно давить не надо. Только слегка, чтобы машина не начала тормозить. Так нужно проехать несколько десятков метров. В результате трущиеся поверхности нагреются, влага испарится, тормозам вернётся эффективность.

Кстати, подъезжая к местам, где может потребоваться экстренное торможение — перекрёстки, крутые повороты, участки с ямами и т.п. — стоит заранее несколько раз нажать на педаль тормоза так, чтобы почувствовать момент начала торможения. Стоит выработать такую привычку.

Что даёт эта привычка:

  1. Вы подсушите тормоза.
  2. На безопасном расстоянии вы убедитесь, что с тормозной системой у вас всё в порядке и в случае чего она вас не подведёт.

Вроде вот какая мелочь, какая незначительная особенность даже непродолжительных весенних поездок. Но большие и маленькие лужи на дороге могут доставить массу неприятностей водителю. К счастью, вы уже знаете в чём подвох и в следующий раз обязательно подсушите тормоза после проезда очередного уличного «океана».

Источник

Обязательно ли просушивать тормоза после проезда глубокой лужи?

Дождливая погода зачастую превращает российские дороги в полноводные реки. Поэтому не мудрено, что водители, находясь в пути и попадая в глубокие лужи, давят на газ, чтобы автомобиль не заглох.

Но уже при дальнейшем следовании возникают ситуации, когда нужно затормозить, однако, сделать это не так уж просто. Мокрые колодки и диски могут привести к сбою в работе тормозной системы, поэтому быстро остановить автомобиль становится сложно.

Что происходит при намокании колодок и дисков

Даже после проезда небольшой лужи необходимо обязательно просушить тормоза транспортного средства. Иначе при резком торможении тормозной путь значительно удлиняется.

Это происходит из-за того, что на накладки попадает вода, выступая промежуточным агентом между колодками.

В результате создается полусухое трение, что приводит к снижению коэффициента отношения силы трения и силы прижатия. Это сразу чувствуется по нежеланию авто резко тормозить.

При этом водитель старается осуществить более сильное нажатие на педаль тормоза, что приводит к увеличению трения и повышению температуры в зоне контакта.

Влага начинает быстро испаряться, а торможение происходит скачкообразно.Такое пропадание управляемости автомобилем может привести к паническому состоянию автомобилиста и натворить немало бед.

Следует помнить, что дождевая вода попадает в систему с примесями грязи. Поэтому твердые частицы, оставшиеся после испарения влаги на накладках, создают дополнительное трение и плохо удаляются.

В обычных условиях, когда колодки и диски находятся в сухом состоянии, тормозная система работает стабильно в штатном режиме.

Как правильно просушить тормозную систему

Чтобы просушить тормозные колодки, следует на ходу несколько раз нажать на педаль тормоза, пока не будет ясно, что все в порядке. При этом не стоит забывать о безопасности дорожного движения:

  • не занимать скоростные полосы автотрассы;
  • оставаться в крайнем правом положении на дороге;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • не создавать препятствий другим участникам дорожного движения;
  • начинать движение с первой скорости, периодически нажимая педаль тормоза.

При нажатии педали тормоза происходит трение колодок и дисков. В результате чего они нагреваются, влага испаряется и диски высыхают. Тормозная система восстанавливает свою эффективную работу.

Таким образом рекомендуется проверять работу тормозов путем однократного нажатия на педаль после проезда по достаточно глубокой луже, а также желательно проверять тормоза при начале движения после длительной стоянки. И если возникли сомнения, то следует просушить тормоза дополнительными нажатиями на педаль.

Функция автопросушки тормозов

Многие модели современных автомобилей выпускаются с функцией автоматической сушки и очистки тормозных дисков.

С ее помощью быстро поджимаются тормозные колодки, тем самым избавляя их от грязи, песка, водяной пленки и жировых отложений. Такая функция активируется при включении стеклоочистителей.

Чтобы не произошло залипания тормозных колодок, а также для предотвращения увеличения тормозного пути, рекомендуется не допускать проезда глубоких луж на повышенной скорости, проверять тормозную систему после длительного простоя автомобиля и автомойки.

Источник

Сушите воздух: профилактика тормозов

Пневматическая тормозная система грузовика очень чувствительна к содержанию влаги: сырость вызывает коррозию и быстро выводит из строя важные узлы. Особенно неприятны такие неисправности в зимний сезон. А раз так, сегодня самое время вспомнить о профилактике

При внешнем сходстве разные модели картриджей могут отличаться не только креплением и формой, но и внутренней конструкцией

Сжатый воздух является основным источником энергии для большинства систем современных грузовиков и автобусов. Тормоза, подвеска, подъем осей, привод сцепления и коробки передач, механизмы дверей — вот далеко не полный перечень оборудования, надежность, долговечность и быстродействие которого требует все более критичного отношения к качеству воздуха: уменьшению содержания влаги, масляных паров и загрязнений.

Как бы ни была совершенна система подготовки воздуха в автомобиле, входящие в нее компоненты нуждаются в своевременной профилактике. Чем сложней система, тем более бережного ухода она требует, так говорят специалисты. И к пневматической системе это имеет прямое отношение. Действительно, атмосферный воздух всегда содержит в себе водяной пар. Причем его количество (влажность воздуха) сильно зависит от региона, времени года, окружающей температуры и даже времени суток: только за день в пневмосистеме с компрессором средней производительности из воздуха может образоваться до 6–12 л конденсата.

Как бы ни была совершенна система подготовки воздуха, входящие в нее компоненты нуждаются в профилактике

Очень важно, чтобы перед поступлением в систему сжатый воздух был специально обработан. За эту обработку отвечает блок осушителя воздуха, который устанавливается сразу после компрессора. В настоящее время наибольшее распространение получили адсорбционные осушители (с впитывающем адсорбентом) — их можно встретить не только в иномарках, но и в автомобильной технике российского производства. Адсорбционные осушители бывают трех видов: фильтры-влагоотделители без дополнительного функционала; осушители, объединенные с регулятором давления и предохранительными клапанами; модули подготовки воздуха, включающие в себя несколько сопряженных устройств.

Регулятор давления задает периодичность регенерации осушителя

В области последних разработок — целые компьютерные блоки управления подготовки воздуха. У компании Knorr-Bremse они называются EAC (Electronic Air Control), у WABCO — APU (Air Processing Unit). Эти модули объединяют в себе следующие функции: регулирование рабочего давления, осушение сжатого воздуха и распределение его потребителям, постоянный контроль давления и возможность диагностирования. Такие блоки встречаются на последних поколениях иностранных грузовиков и позволяют программировать все необходимые параметры работы не только осушителя, но и всей пневмосистемы грузовика. Это способствует снижению энергозатрат, а значит, позволяет экономить топливо.

Впрочем, независимо от вида и исполнения оборудования, все адсорбционные осушители имеют схожий принцип обработки воздуха. Конструктивно осушитель состоит из двух основных частей: литого корпуса, в котором размещен воздухораспределительный блок, и картриджа. Картридж играет ключевую роль в удалении влаги из воздуха. В его составе имеется цилиндрическая воздухонепроницаемая емкость с гранулированным адсорбентом, которая в нижней части опирается на фильтрующий элемент (обычно из волокнистого материала), а сверху прижата мощной пружиной. В днище сменного патрона имеется одно центральное отверстие с резьбой (для соединения с корпусом) и ряд периферийных отверстий малого диаметра. В целом устройство осушительного патрона очень напоминает конструкцию масляного фильтра, только габариты крупнее.

Электронный модуль подготовки воздуха APU позволяет программировать все необходимые параметры работы не только осушителя, но и всей пневмосистемы

Работает осушитель следующим образом. Сжатый воздух от компрессора поступает в распределительный блок и через канал направляется в картридж (на ряд периферийных отверстий). Здесь воздух проходит через адсорбент, на котором осаждается основная масса содержащейся в нем влаги. Одновременно фильтрами задерживаются механические примеси. После осушения воздух выходит через центральное отверстие патрона, каналами осушителя направляется на регулятор давления и предохранительные клапаны и далее по нескольким магистралям поступает в систему — обычно через четырехконтурный защитный клапан.

Современный модуль EAC производства Knorr-Bremse

С течением времени концентрация жидкости в адсорбенте повышается, и он теряет способность впитывать новую влагу. Поэтому периодически проводится регенерация осушителя. Эта операция заключается в обратной продувке осушителя воздухом из так называемого «мокрого» ресивера. Воздух, проходя через впитывающий материал, забирает накопленную влагу и вместе с ней выходит из осушителя через специальный клапан. Поскольку выпуск воздуха сопровождается интенсивным шумом, в нижней части осушителя устанавливается глушитель.

В холодное время года при температурах ниже +5…+7 °C в осушителе автоматически включается электронагревательное устройство. Это необходимо для поддержания положительной температуры оборудования независимо от температуры окружающей среды: при отрицательных температурах влага в адсорбенте может замерзнуть, что не только снизит эффективность осушителя, но и может привести к его разрушению.

Интеграция осушителя в блок с регулятором давления и 4-контурным защитным клапаном улучшает быстродействие системы

В зависимости от производительности компрессора и потребности пневматических потребителей конкретного автомобиля, производитель может устанавливать одно- или двухкамерные осушители. В двухкамерных осушителях, которые обычно используются в системах высокой производительности (от 600 л/мин), воздух, управляемый электромагнитным клапаном, попеременно, через определенные промежутки времени, направляется в разные колонны. При этом необходимость в дополнительном ресивере регенерации отпадает.

Несмотря на возможность регенерации, картридж имеет определенный срок службы. Менять его нужно точно в указанный производителем автомобиля период. Чаще всего интервал замены ограничен годом эксплуатации. Необходимость внеплановой замены обычно определяется по избытку конденсата в ресиверах.

КАК ВЫБРАТЬ КАРТРИДЖ

Приобретая новый картридж или осушитель целиком (в случае выхода его из строя) обратите внимание на код запчасти и ее производителя. Почти все современные европейские (а сегодня можно сказать, и российские) тяжелые грузовики оснащаются приборами производства WABCO и Knorr-Bremse. По словам сервисных специалистов, именно этим маркам и стоит отдать предпочтение, чтобы не получить более серьезных проблем в дальнейшем. При этом следует учитывать, что при внешнем сходстве разные модели картриджей (даже в рамках одного производителя) могут отличаться не только креплением и формой, но и внутренней конструкцией, расчетным давлением, производительностью, количеством гранулята и т. д. Отличия бывают и в кондициях наполнителя: качественный, тот, что используется в оригинальных осушителях, имеет гранулы особого состава, обеспечивающие более глубокое проникновение влаги в структуру поверхности.

Производители пневмосистем постоянно работают над улучшением своей продукции. Так, WABCO предлагает новейшие осушители сжатого воздуха Air System Protector (ASP) и Air System Protector Plus (ASP Plus), оснащенные дополнительными фильтрами для улавливания мельчайших частиц масла. Картридж повышенной эффективности ASP Plus предназначен для всех транспортных средств с повышенным расходом воздуха. Рекомендованный срок замены — один раз в 3 года. Сменный элемент предусматривает три стадии очистки воздуха: масляный, водяной и аэрозольный фильтры.

Доступ к сменному картриджу в агрегатном отсеке не должен быть затруднен

Особое внимание инженеры WABCO уделили улучшению коалисцирующего эффекта — удалению из воздуха масляных аэрозолей. Инновационная технология очистки предусматривает прохождение воздушного потока через многослойный сепаратор масла: при насыщении одного слоя фильтра масло задерживается следующим, при этом капли аэрозоля становятся больше и тяжелее, что значительно затрудняет их перенос сжатым воздухом. Далее следует охлаждение, двухстадийное осушение посредством специального гранулята с увеличенной адсорбирующей способностью и, наконец, отделение оставшихся аэрозолей. На выходе мы получаем полностью очищенный сжатый воздух, готовый в любой момент вступить в работу как источник энергии.

КАК ЗАМЕНИТЬ КАРТРИДЖ

Замена фильтрующего элемента осуществляется достаточно просто: необходимо вывернуть патрон (обычно достаточно усилия рук) и удалить старую прокладку. Далее стоит внимательно осмотреть старый картридж на предмет наличия в нем масла и твердых частиц — все это укажет на необходимость ремонта компрессора или блока подготовки (чаще всего это связано с нарушением работы клапанов). Если ремонт не произвести, новый картридж прослужит совсем недолго. Также при обслуживании стоит сразу проверить работоспособность нагревательного элемента осушителя. В российских условиях он частенько выходит из строя из-за окисления контактов термодатчика и самого нагревателя.

«Золотой» картридж повышенной эффективности WABCO ASP Plus оснащен дополнительными фильтрами для улавливания мельчайших частиц масла

Перед монтажом нового картриджа следует тщательно протереть фланец корпуса осушителя, уложить новую прокладку (желательно смазать ее небольшим количеством масла) и лишь после прикрутить новый патрон. При этом работы следует проводить при отключенной подаче воздуха в осушитель. Например, можно дождаться полного заполнения ресиверов и отключения компрессора или просто отсоединить магистраль со стороны компрессора.

Степень отбора влаги зависит от кондиции наполнителя

При регулярной замене патрона и своевременном ремонте осушитель будет надежно защищать пневматическую систему автомобиля от воды и вызываемых ею негативных последствий.

Между прочим, все приборы пневматической системы в местах подключения воздушных магистралей имеют стандартную нумерацию. Расшифровывается она достаточно просто: цифра 1 обозначает вход, 2 — выход, 3 — соединение с атмосферой, 4 — магистраль управления. Если номер двузначный, то вторая цифра обозначает номер приоритета (номер контура).

Принцип действия картриджа ASP Plus: A — коалисцирующий фильтр; B — корпус; C — зона предварительного осушения; D — осушение с тонкой очисткой; E — отделение оставшихся аэрозолей

Источник

Оцените статью
Авто Сервис