Меню

Электрические колодочные тормоза лебедок

Тормозные устройства лифтовых лебёдок — часть 1

Тормозным устройством называется механизм, предназначенный для остановки кабины и противовеса и фиксации их неподвижного положения при отключенном электродвигателе.

В лебедках с нерегулируемым приводом тормоз используется для обеспечения необходимой точности остановки и надежного удержания кабины на уровне этажной площадки; в лебедках с регулируемым приводом — только для фиксации неподвижного состояния кабины. Тормоз лебедки должен останавливать движущиеся массы, а также удерживать кабину при проведении испытаний.

Лебедка оборудуется автоматически действующим тормозом нормально замкнутого типа, тормозной момент в котором создается при помощи пружин (пружины) сжатия или груза. Применение ленточного тормоза в лифтовых лебедках не допускается.

Тормоза нормально замкнутого типа характеризуются тем, что при снятии напряжения с привода они затормаживают лебедку. При включении привода тормоза лебедка растормаживается.

При отсутствии в системе электропривода устройства удержания кабины на уровне посадочной площадки за счет момента электродвигателя безредукторная лебедка оборудуется двумя тормозами. Допустимо применение одного двухколодочного тормоза, состоящего из двух систем торможения, действующих независимо одна от другой. Каждая из этих систем содержит тормозную колодку, на которую воздействует своя пружина (груз), и свой растормаживающий электромагнит (электрогидротолкатель). Тормозной момент, создаваемый каждым из двух тормозов или каждой из двух тормозных систем одного тормоза, должен быть достаточным для остановки и удержания кабины с грузом, масса которого равна грузоподъемности лифта. Работа каждого из двух тормозов или каждой из двух тормозных систем контролируется своим выключателем.

У тормоза лебедки предусматривают устройство для ручного растормаживания. При прекращении воздействия на это устройство действие тормоза автоматически восстанавливается.

Отечественные лифты оснащены тормозами барабанного типа. На импортных лифтах, в основном скоростных, могут применяться дисковые тормоза.

Тормоз барабанного типа состоит из тормозного барабана (в лифтостроении его принято называть тормозным шкивом), с боковых сторон которого диаметрально расположены две колодки и привода колодок. В качестве тормозного шкива допустимо использовать расположенную на входном валу редуктора полумуфту.

Дисково-колодочный тормоз (рис. 2.22) состоит из тормозного диска 1, закрепленного на валу электродвигателя, двух тормозных колодок 4 и электрогидравлического толкателя 3. При срабатывании такого тормоза колодки прижимаются к торцевым сторонам тормозного диска.

Тормозное устройство в общем виде представляет собой систему рычагов, к которым крепятся тормозные колодки и привод. Затормаживание осуществляется за счет сил трения между колодками и поверхностью тормозного шкива (диска).

Для создания тормозного момента колодки оснащают тормозными накладками из фрикционных материалов. Их крепление к колодкам осуществляют с помощью винтов, заклепок или термостойкого клея, причем головки винтов и заклепок утапливают в накладки не менее чем наполовину толщины накладок. При эксплуатации накладки изнашиваются, поэтому, чтобы не повреждать поверхность тормозного шкива выступающими головками винтов и заклепок, последние выполняют из латуни, меди или алюминия. Угол обхвата тормозного шкива каждой колодкой составляет 70. 90°.

При отключенном приводе рычаги тормозного устройства с помощью пружин прижимают колодки к тормозному шкиву или диску.

Тормозной момент прямо пропорционален диаметру тормозного шкива, силе прижатия к нему накладок и коэффициенту трения между накладками и тормозным шкивом.

При торможении поверхности трения могут сильно нагре-ваться (до 200 °С), а коэффициент трения — уменьшаться. Вследствие этого фрикционный материал накладок должен обладать стабильным значением коэффициента трения в широком диапазоне температур, хорошей теплопроводностью для исключения местного нагрева поверхности трения и высокой износостойкостью.

Рис. 2.22. Дисково-колодочный тормоз:
1 — тормозной диск; 2 — ступица; 3 — электрогидравлический толкатель; 4 — тормозные колодки

Для изготовления накладок применяют смеси асбестовой ваты с различными каучуками, смолами и добавками. Коэффициент трения данных смесей достигает значения 0,4.

Читайте также:  Установка горного тормоза маз

В качестве привода тормозного устройства обычно применяют электромагниты переменного и постоянного тока. По величине рабочего хода якоря их разделяют на коротко- и длинноходовые. У короткоходовых ход якоря составляет 2. 4 мм, а у длинноходовых — 20. 50 мм. Таким приводом оснащены все отечественные лифты.

На некоторых моделях импортных лифтов в качестве привода тормозного устройства устанавливают электрогидравлические толкатели. Конструктивно они состоят из электродвигателя, центробежного насоса и поршневой системы. При включении электродвигателя насос создает давление и поршневая система воздействует на рычаги тормоза, растормаживая его. После отключения электродвигателя тормозные колодки под действием силы сжатия тормозных пружин прижимаются к тормозному шкиву. Достоинства такого привода — это постоянная тяговая сила, плавность хода при снятии и наложении тормоза, а также возможность большого числа включений в час. Однако время снятия и наложения тормоза для данного привода больше, чем для электромагнитного.

Устаревшие пассажирские лифты, а также некоторые модели грузовых и больничных лифтов оснащены тормозами с длинноходовыми электромагнитами переменного тока.

Современные пассажирские лифты и некоторые модели грузовых и больничных лифтов оборудованы тормозами с короткоходовыми электромагнитами постоянного тока.

Источник

Тормозные устройства лифтовых лебёдок — часть 2

Кинематические схемы тормозов весьма разнообразны и отличаются друг от друга способом создания тормозного усилия и особенностями конструкции механизма растормаживания. Наиболее часто применяемые кинематические схемы представлены на рис. 2.23.

Тормоза лебедок пассажирских, больничных и грузовых лифтов с нижним расположением червяка и безредукторных лебедок скоростных лифтов, как правило, выполняют в соответствии с кинематической схемой, представленной на рис. 2.23, а. По схеме, изображенной на рис. 2.23, б, обычно изготавливают тормоза лебедок грузовых лифтов. Тормоза, кинематическая схема которых соответствует рис. 2.23, в, применяют на лебедках с верхним и вертикальным расположением червяка.

Конструкцию и принцип действия тормозных устройств с приводом от электромагнита переменного тока рассмотрим на примере колодочного тормоза с длинноходовым электромагнитом типа КМТД-102 (рис. 2.24). Конструктивно тормоз состоит из корпуса 6, трех катушек 8, Ш-образного магнитопровода и штока 13 с демпфером 3.

Неподвижная часть магнитопровода 9 (ярмо) крепится к корпусу двумя болтами 4. На трех стержнях ярма установлены катушки. Катушкодержатели 7 крепятся к корпусу с помощью болтов 5. Якорь 10 шарнирно соединен со штоком 13 соединительными планками 12 и пальцами 11.

На нижний конец штока навинчена серьга 1. На конце штока находится демпфер 3, состоящий из поршня и цилиндра. Поршень демпфера запрессован в шток. В теле цилиндра сделан продольный канал, перекрывающийся винтом, с помощью которого регулируется степень демпфирования.

Основание тормоза 24 четырьмя болтами 25 крепится к подле-бедочной плите. К основанию с помощью осей 23 шарнирно присоединены рычаги 22. В рычаги вставлены оси 20, на которых закреплены колодки 21 с фрикционными накладками. Рычаги 22 стягиваются стяжной шпилькой 19 с пружинами 18. Сжатие пружин регулируется гайками. Соединение тормоза с электромагнитом осуществляется посредством тяг 16. Тяги с одной стороны ввинчены во втулки 15 рычагов 22, а с другой при помощи соединительных осей 17 соединяются с серьгой 1. Для фиксирования колодок в рабочем положении предусмотрены фиксаторы.

При подаче напряжения на катушки якорь электромагнита втягивается, поднимая за собой шток 13 с серьгой 7, и тяги 16 разводят рычаги 22. Тормоз снимается. После снятия напряжения с электромагнита его якорь опускается под действием сил тяжести и сжатых пружин. Рычаги возвращаются в исходное положение, и тормоз накладывается.

Читайте также:  Ускоритель тормозов камаз 55111

При эксплуатации данного тормоза (рис. 2.25) должны соблюдаться следующие значения зазоров: между якорем и ярмом — (16+4) мм; между витками пружин в расторможенном состоянии — не менее 1,5 мм; между нижним торцом штока и стяжной шпилькой при опущенном якоре — не менее 3 мм; между стяжной шпилькой и канатоведущим шкивом — не менее 10 мм; между тормозными накладками и поверхностью полумуфты — в пределах
0,5. 0,8 мм. Толщина фрикционных накладок должна быть не менее
3,5 мм.

Установочный размер L пружин тормоза должен быть равен размеру, указанному на бирке, с допуском ±1 мм.

При регулировке зазоров между якорем и ярмом, фрикционной накладкой и тормозной полумуфтой, нижним торцом штока и стяжной шпилькой от серьги 1 (см. рис. 2.24) отсоединяют тяги 16.

При вывинчивании серьги 1 из штока 13 зазор между якорем и
ярмом уменьшается, а при навинчивании — возрастает.

Для увеличения величины зазора между фрикционными накладками и тормозной полумуфтой тяги 16 вывинчивают из втулок 15, а для уменьшения — ввинчивают.

Изменяя активную длину тяг 16 и положение серьги на штоке 13, регулируют величину зазора между штоком 13 и стяжной шпилькой 19.

Регулировка тормозного момента осуществляется сжатием пружин 18 при помощи гаек стяжной шпильки 19.

Рис. 2.23. Кинематические схемы колодочных тормозов лифтовых лебедок с короткоходовым (а), длинноходовым (б) и горизонтально расположенным короткоходовым (в) электромагнитами

Рис. 2.24. Колодочный тормоз с длинноходовым электромагнитом переменного тока типа КМТД-102:
1 — серьга; 2 — контргайка; 3 — демпфер; 4, 5, 25 — болты; 6 — корпус; 7 — катушкодержатель; 8 — катушка; 9 — ярмо; 10 — якорь; 11 — палец; 12 — соединительная планка; 13 — шток; 14 — цилиндр; 15 — втулка; 16 — тяга; 17 — соединительная ось; 18 — пружина; 19 — стяжная шпилька; 20, 23 — оси; 21 — колодка; 22 — рычаг; 24 — основание тормоза

Рис. 2.25. Параметры колодочного тормоза с длинноходовым электромагнитом переменного тока типа КМТД-102, проверяемые при регулировке:
1 — стержень ярма; 2 — якорь электромагнита; 3 — пружина; 4 — накладка; L — установочный размер пружин тормоза

Источник

130. Принцип работы тормозов лифтовых лебедок

По принципу работы различают нормально замкнутые и нормально разомкнутые тормоза. Нормально замкнутыми тормозами называют такие, которые при отключении привода тормоза электромагнита, электрогидравлического толкателя затормаживают тормозной шкив. Колодочные нормально замкнутые тормоза с электроприводом во время работы лифта находятся под напряжением и имеют разомкнутые колодки. При прекращении подачи тока колодки замыкаются и лифт затормаживается. Электропривод служит для удержания тормозных колодок в разжатом состоянии, а пружины — для замыкания колодок, т. е. для зажима колодками тормозного шкива. Нормально разомкнутыми тормозами называют такие, которые при отключении привода тормоза освобождают тормозной шкив. В нормально разомкнутых тормозах привод служит для замыкания, а пружина — для размыкания колодок. При отсутствии электроэнергии или неисправном электродвигателе иногда требуется перемещать кабину с малой скоростью. Для таких случаев лебедка снабжена растормаживающим рычагом. Нажимая вручную на рычаг, растормаживают лебедку и перемещают кабину без помощи электродвигателя. При прекращении -нажатия на рычаг тормоз затормаживает лебедку.

В лифтовых лебедках широко применяют двухколодочные тормоза. Тормозные колодки крепятся к рычагам шарнирно. Колодки имеют накладки, изготовленные из фрикционного материала, обладающего высокой износостойкостью. Накладки приклепывают к колодкам латунными, алюминиевыми или медными заклепками. На работу тормоза влияет величина расхождения колодок, которые обхватывают шкив с двух сторон. Величина расхождения должна быть одинаковой и находиться в пределах от 0,4 до 1 мм, в зависимости от диаметра тормозного шкива. Привод тормоза электромагнитный, работающий от постоянного или переменного тока. В зависимости от хода якоря тормозные электромагниты делятся на длиниоходовые (ход якоря 20—50 мм) и короткоходовые (2—5 мм). На пассажирских лифтах применяются тормозные устройства с короткоходовым электромагнитом МП-201. Достоинства электромагнита МП-201: бесшумность работы, форсированное включение, простота регулировки зазора между колодками и полумуфтой.

Читайте также:  Тормоз дисковый передний хонда дио

Электрогидравлические толкатели, применяемые в тормозах, состоят из электродвигателя, центробежного насоса и поршневой системы. При включении электродвигателя насос создает давление и поршневая система, воздействуя на рычаги тормоза, растормаживает его. Электродвигатель толкателя включается одновременно с двигателем лебедки. Тормоза с электрогидравлическими толкателями осуществляют более плавное торможение, чем тормоза с электромагнитом.

Источник

Книга: Обеспечение безопасной эксплуатации механизмов подъема грузоподъемных машин

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:

3.6. Тормозные и остановочные устройства

Тормозные и остановочные устройства применяют для обеспечения надежной и безопасной работы ГПМ.

Тормоза. Предназначены для регулирования скорости опускания груза и удержания его на весу, а также для остановки и удержания в заторможенном состоянии механизмов ГПМ.

· в зависимости от назначения: на стопорные, служащие для полной остановки механизмов; спускные, ограничивающие скорость опускания груза, комбинированные, выполняющие те и другие функции;

· по способу управления: на управляемые и автоматические, включение которых производится под воздействием центробежных сил или силы тяжести поднимаемого груза;

· по характеру работы: на нормально замкнутые (заторможенные при выключенном механизме) и нормально разомкнутые.

Тормоза должны быть надежными, безотказными в работе, долговечными, обеспечивать плавность торможения при бесшумной работе, иметь минимальные габариты. [8, 12].

Механизмы подъема груза должны быть снабжены: тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода и обеспечивать тормозной момент с коэффициентом запаса торможения, принимаемым по нормативным документам, но не менее 1,5.

Для снижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускается установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного, из них не менее 1,1, у второго — не менее 1,25. При этом наложение тормозов должно производиться последовательно и автоматически. У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе.

У механизма подъема с двумя одновременно включаемыми приводами на каждом приводе должно быть установлено не менее одного тормоза с запасом торможения 1,25. В случае применения двух тормозов на каждом приводе и при наличии у механизма двух и более приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1.

Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами, имеющими не размыкаемую кинематическую связь с барабанами, в кинематических цепях механизмов подъема электрических талей допускается установка муфт предельного момента.

При установке двух тормозов они должны быть спроектированы так, чтобы в целях проверки надежности одного из тормозов можно было безопасно снять действие другого тормоза.

Груз, замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружин замыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины.

Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив. Червячная передача не может служить заменой тормоза [8].

Значения коэффициентов запаса торможения для различных режимов работы механизмов представлены в табл. 3.8.

Источник

Adblock
detector