Меню

Электроклапан горного тормоза маз

Кнопка моторного тормоза ЯМЗ-53404, ЯМЗ-53604.

Кнопка моторного тормоза ЯМЗ-53404, ЯМЗ-53604.

Моторный тормоз – это вспомогательная тормозная система, ограничивающая скорость движения автомобиля на длительных спусках. Выполняется она не зависимой от рабочей тормозной системы и в конечном итоге увеличивает срок службы тормозных накладок, так как отсутствует их износ и разогрев.

В качестве тормоза-замедлителя на каждом ТС можно использовать двигатель, работающий как воздушный компрессор (торможение двигателем). Для этого водитель, не отключая сцепление, убирает ногу с педали акселератора, переводя работу двигателя на режим холостого хода. Эффективность торможения двигателем, увеличивается при включении низших передач в трансмиссии. Однако создаваемый тормозной момент в этом случае небольшой и не обеспечивает необходимого замедления ТС, особенно автомобиля большой массы.

Для увеличения эффективности торможения двигателем устанавливают моторный (горный) тормоз, представляющий собой дополнительные устройства для уменьшения подачи топлива и поворота заслонки в выпускном трубопроводе, создающей дополнительное сопротивление. После перекрывания выпускного трубопровода заслонкой моторного тормоза движению поршня двигателя, стремящегося вытолкнуть отработавшие газы через выпускной трубопровод на такте выпуска, создается сопротивление. При этом происходит сжатие ОГ. Вследствие этого сопротивления перемещению поршня происходит замедление вращения коленчатого вала, и, следовательно, передача от него через трансмиссию тормозного момента к ведущим колесам ТС.

Управление моторным тормозом осуществляется кнопкой, которая может быть нормально замкнутой или нормально разомкнутой.

При нажатии на кнопку в ЭБУ подается сигнал о включении моторного тормоза и включается электромагнитный клапан управления заслонкой моторного тормоза. В результате деактивируется педаль акселератора, снижается частота вращения двигателя до минимальной частоты холостого хода и закрывается заслонка моторного тормоза в системе выпуска ОГ.

ОТКАЗ КНОПКИ МОТОРНОГО ТОРМОЗА.

При отказе кнопки моторного тормоза сигнал о возникшей ошибке на диагностическую лампу от ЭБУ не подается. Также отсутствует лампа на панели приборов, сигнализирующая о включении моторного тормоза. При отказе кнопки двигатель не реагирует на педаль акселератора, и частота вращения коленчатого вала устанавливается равной минимальной частоте холостого хода.

Причиной неисправности нормально замкнутой кнопки моторного тормоза является отсутствие контакта. При потере контакта (заклинивание кнопки в нажатом состоянии, окисление контактов, обрыв провода) включается моторный тормоз, и двигатель работает с ограниченной частотой вращения коленчатого вала равной минимальной частоте.

Причиной неисправности нормально разомкнутой кнопки моторного тормоза является наличие постоянного контакта (заклинивание кнопки в нажатом состоянии). Если снять провод хотя бы с одного контакта кнопки, то моторный тормоз отключится, и двигатель будет работать без ограничения частоты вращения.

Восстановить контакт в кнопке в большинстве случаев удается 2-3-х кратным нажатием на нее.

ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТИ КНОПКИ.

Для проверки работоспособности кнопки моторного тормоза необходимо увеличить частоту вращения до 1500 мин -1 и нажать на нее. Не отпуская кнопку, нажать педаль акселератора. При исправной кнопке двигатель не будет реагировать на педаль акселератора.

Источник

Электронные системы управления

4.9. Электронные системы управления

На автомобилях устанавливаются электронная система управления двигателя (ЭСУД или EDC с двигателем MAN), антиблокировочно — противобуксовочная система (АБС/ПБС или ABS/ ASR). система электронного управления пневмоподвеской (СЭУП или ECAS).

Благодаря этому автомобили приобрели ряд достоинств:

— выполнение требований Евро-2; Евро-3;

— функции автоматического поддержания постоянной скорости («Круиз -контроль»);

— повышение активной безопасности, т.е. повышение тормозной эффективности автомобиля и улучшение устойчивости и управляемости, особенно на мокрых и скользких дорогах;

— возможность увеличения средней безопасной скорости движения;

— увеличение срока службы шин;

— улучшение динамики разгона и снижение расхода топлива при трогании с места и движении на скользких участках дорог;

— повышение плавности хода и автоматическое поддержание постоянного или заданного уровня подвески, независимо от нагрузки как в процессе движения, так и при погрузке/разгрузке;

— возможность дистанционного регулирования высоты рамы и седла из кабины или от выносного пульта, что значительно упрощает погрузочно — разгрузочные работы и ускоряет сцепку/расцепку тягача с прицепом/полуприцепом;

— выполнение функций ограничения максимальной скорости или ограничения скорости по желанию водителя и т. д.

Расположение основных элементов электронных систем на автомобиле показано на рисунке 68. Расположение дополнительного электрооборудования на панели реле и предохранителей и боковом щитке приборов — на рисунках 69 и 70, ввод жгутов в кабину на рисунке 71. Назначение предохранителей указано в таблице 13.

Электронная система управления двигателем

Система содержит микропроцессорный блок 20 управления двигателем (рисунки 68 и 76), подрулевой переключатель 21 (рисунки 68 и 74), датчики 23 и 24 оборотов двигателя, датчик 25 температуры топлива, датчик 26 давления турбонаддува, выключатель 27 моторного тормоза, подпедальные датчики 28 сцепления, 29 тормоза и 30 подачи топлива, датчик 31 температуры охлаждающей жидкости и датчик 32 поднятия иглы форсунки.

Установка и регулировочные параметры подпедальных датчиков сцепления, тормоза и подачи топлива показаны соответственно на рисунках 72 и 73. В качестве датчика включенного состояния моторного тормоза используется датчик давления типа ММ 125Д, установленный в пневмовыключателе «моторного» тормоза. Информация о скорости автомобиля подается с выхода клеммы D3 тахографа. Переключение режимов работы системы производится с помощью подрулевого переключателя (рисунок 74). Кроме основных режимов работы (управления дозой, углом опережения подачи впрыскиваемого топлива и моторным тормозом), система выполняет ряд функций, обеспечивающих дополнительные потребительские качества автомобиля.

Регулирование холостых оборотов

Регулирование холостых оборотов позволяет осуществлять быстрый запуск двигателя при «холодном пуске» и способствует комфортабельности трогания автомобиля с места.

Управление оборотами двигателя производится на неподвижном автомобиле. При этом циклическим переключением подрулевого переключателя (рисунок 74) из положения 0 в положения 1″SET+» или II «SET -» дискретно при каждом нажатии (на 50 об/мин) можно увеличить/уменьшить обороты (во время регулирования запрещается нажимать педали сцепления или тормоза).

Сбросить установленные обороты двигателя можно либо нажатием кнопки AUS на подрулевом переключателе, либо нажатием педали сцепления или тормоза.

Нажатием кнопки MEM на подрулевом переключателе устанавливаются повышенные холостые обороты по умолчанию (1200 об/мин).

Рисунок 68. Расположение элементов АБС/ПБС, системы управления пневмоподвеской и системы управления двигателем

1 — датчики частоты вращения колес; 2 — электропневмомодуляторы тормозного давления; 3 -микропроцессорный блок управления АБС/ПБС; 4 — коммутационные реле; 5 — блоки предохранителей 6 — инфомодуль; 7 — контрольные лампы; 8 — переключатели режимов работы АБС/ПБС; 9 — кабель спиральный питания АБС прицепа; 10 — диагностические разъемы; 11 — кнопки диагностики; 12 — розетка для подключения спирального кабеля; 13 — парковочная розетка; 14 — электропневмоклапан ПБС; 15 -датчик положения; 16 — пульт дистанционного управления; 17 — блок электропневмоклапанов; 18 -микропроцессорный блок управления пневмоподвеской; 19 — переключатель второго транспортного положения подвески; 20 — микропроцессорный блок управления двигателем; 21 — подрулевой переключатель «Круиз — контроль»; 22 — клапап моторного тормоза; 23 — датчик оборотов двигателя основной; 24 — датчик оборотов двигателя вспомогательный; 25 — датчик температуры топлива; 26 — датчик давления турбонаддува; 27 — выключатель моторного тормоза; 28 — подпедальный датчик сцепления; 29 — подпедальный датчик тормоза; 30 — датчик положения педали подачи топлива; 31 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 32 — датчик поднятия иглы форсунки

При этом возможно лучшее управление переменной мощностью на выходном валу в режиме отбора мощности, за счет возможности установки различных значений холостых оборотов двигателя в зависимости от режима работы или применяемого типа коробки отбора мощности. Например, для одной коробки отбора мощности 1100 об/мин, для другой 1500 об/мин, и т.д. Для изменения величины холостых оборотов двигателя необходимо:

— запустить двигатель и прогреть до температуры более 30°С;

— нажать и не отпускать педаль тормоза;

— нажать кнопку MEM подрулевого переключателя (рисунок 74) на время не менее 3 сек., при этом обороты двигателя упадут до минимальных;

— циклическим нажатием подрулевого переключателя в положение «SET+» установить требуемые обороты;

— повторно нажать кнопку MEM на время не менее 3 сек.;

— отпустить педаль тормоза, при этом текущее значение холостых оборотов запишется в память электронного блока.

Рисунок 69. Расположение предохранителей и диагностических компонентов электронных систем АБС/ПБС, управления пневмоподвеской и двигателем на панели реле и предохранителей (назначение предохранителей приведено в таблице 13)

Рисунок 70 Контрольные лампы и переключатели режимов работы электронных систем

1 — контрольная лампа АБС тягача; 2 — контрольная лампа АБС прицепа; 3 — контрольная лампа исправности соединения с АБС прицепа; 4 — контрольная лампа режима ПБС и «TEMPOSET»; 5 — контрольная лампа пневмоподвески; 6 — контрольная лампа транспортного положения; 7 — контрольная лампа диагностики двигателя; 8 — переключатель режимов работы АБС; 9 — переключатель режимов работы ПБС; 10 — переключатель транспортного положения; 11 — переключатель режима «TEMPOSET

Рисунок 71. Ввод жгутов в кабину

1 — жгут АБС/ПБС; 2 — жгут системы управления пиевмоподвеской; 3 — жгут системы управления двигателем

Рисунок 72. Установка подпедальных датчиков сцепления и тормоза

Рисунок 73. Установка подпедального датчика подачи топлива

Рисунок 74. Подрулевой переключатель режима «Круиз — контроль»

(0 — нормальное положение; I (SET+) — включение режима «Круиз контроль», увеличение скорости или оборотов, II (SET-) — уменьшение скорости или оборотов )4 1 — кнопка вызова значения сохраненной скорости автомобиля, в режиме холостых оборотов — установки повышенных оборотов холостого хода (1200 мин- 1); 2 — кнопка выхода из режимов поддержания и ограничения скорости и выключения режима повышенных оборотов холостого хода; 3 — светодиод индикации включения режима ограничения скорости

Поддержание установленной скорости движения («Круиз — контроль»)

В режиме поддержания скорости происходит поддержание на заданном уровне скорости движения автомобиля за счет управления оборотами двигателя. Режим активизируется при скорости автомобиля не менее 25 км/час. Для включения режима используется подрулевой переключатель (рисунок 74). При наборе нужной скорости необходимо произвести переключение сначала в положение «SET+» и затем в положение «SET-«. При отпускании рычага переключателя заданное значение скорости записывается в память электронного блока. Дальнейшее управление автомобилем производится с отпущенной педалью подачи топлива. При необходимости произвести обгон можно превысить установленную скорость путем нажатия педали подачи топлива. При отпускании педали система не выходит из режима поддержания скорости, а величина скорости восстанавливается, как до нажатия педали.

Читайте также:  Как передать тормоза другому локомотиву

Выключение режима производится кнопкой AUS на подрулевом переключателе, либо нажатием педали сцепления или тормоза. При этом можно нажатием кнопки MEM на подрулевом переключателе выйти снова в режим поддержания скорости (с предыдущим запомненным значением). После выключения замка «зажигания» запомненное значение скорости стирается.

Во избежание возможных повреждений автомобиля и личной безопасности не рекомендуется использовать режим поддержания скорости в следующих случаях:

— на извилистых дорогах, при трудных условиях движения, при движении с переменными скоростями и т.д., когда невозможно удержать автомобиль на постоянной скорости движения;

— на скользких дорогах, т.е. на дорогах покрытых снегом или льдом, либо на дорогах свободно насыпанных гравием и т.д.

Ограничение скорости движения («Temposet»)

В режиме ограничения скорости движения можно установить требуемое предельное значение скорости движения. Режим активизируется при скорости автомобиля не менее 25 км/час. Для этого необходимо на панели управления предварительно нажать специальный переключатель 11 (рисунок 70) режима промежуточного ограничения скорости и при наборе нужной скорости, произвести переключение подрулевого переключателя в положение «SET+» и затем — в положение «SET-«. При отпускании рычага переключателя загорается встроенный в рукоятку переключателя светодиод 3 (рисунок 74) и заданное значение скорости записывается в память электронного блока.

Выключение режима производится кнопкой AUS на подрулевом переключателе.

При выходе из режима нажатием кнопки MEM на подрулевом переключателе можно выйти в режим ограничения скорости со значением скорости, запомненной последней. После выключения замка «зажигания» запомненное значение скорости стирается.

Возможна программная (устанавливаемая с помощью специального тестера на заводе) конфигурация системы, которая позволяет автоматически ограничивать максимальную скорость движения автомобиля в соответствии с требованиями Правил № 89 ЕЭКОНН (85 или 90 км/ч) или в соответствии с требованиями потребителя. В этом случае на панели приборов крепится специальная табличка (рисунок 77).

Возможные неисправности и способы их устранения

Возможные неисправности ЭСУ двигателя и способы их устранения приведены в таблице 7.

Способ устранения неисправности

1. При повороте ключа замка включения стартера и положение «приборы» не загораются лампа «EDC» и светодиод подрулевого переключателя. Остальные лампы светятся.

1.1 Отсутствует напряжение питания блока управления ЭСУ.

Проверить предохранители питания блока и системы и при необходимости заменить их.

1.2. Неисправна проводка и устройства коммутации (реле).

Проверить проводку Устранить неисправность в проводке, заменить реле.

1.3. Не подключен или неисправен подрулевой переключатель или лампа EDC

Проверить исправность и подключение подрулевого переключателя и лампы EDC.

2. Двигатель не запускается.

Проверить состояние АКБ. Произвести подзарядку или замену АКБ.

2.2. Неисправен стартер или реле стартера.

Проверить электрические цепи включения стартера и устранить неисправность.

2.3. Не подключен жгут двигателя

Подключить жгут двигателя к кабине

2.5. Неисправное реле аварийного глушения двигателя

Проверить электрические цепи реле К602 аварийного глупения двигателя

3. Двигатель не запускается или работает неу стойчиво.

3.1 Разряжена АКБ или отсутствует питание цепей блока у правления

Проверить АКБ, предохранители цепей питания системы и при необходимости заменить их.

3.2 Включен моторный тормоз.

Проверить систему моторного тормоза.

3.3. Наличие воздуха в топливе.

Устранить подсос воздуха, прокачать топливную систему.

3.4. Некачественное топливо.

Заменить топливо и фильтры, проконтролировать давление в топливных магистралях.

4. Двигатель не развивает мощности или глохнет.

4.1. Включен моторный тормоз.

Проверить систему моторного тормоза.

4.2. Нарушена герметичность всасывающих топливопроводов.

Проверить герметичность топливной системы, устранить неисправности и прокачать топливную систему.

Способ устранения неисправности

4. Двигатель не развивает мощности или глохнет.

4.3. Отсутствует или пропадает напряжение питания на исполнительном механизме привода рейки ТНВД.

Проверить цепи исполнительного механизма привода рейки ТНВД.

4.4. Аварийное падение давления масла. Перегрев двигателя, недостаточное давление наддува.

Проверить давление масла по указателю давления. Продиагностировать систему при помощи световых кодов.

5. Не работает режим поддержания скорости (Темпосет)

5.1. Включен выключатель промежуточного ограничения скорости.

5.2. Неисправен подрулевой переключатель.

5.3. Нарушена регулировка или неисправны датчики педалей тормоза и сцепления.

Отрегулировать рабочий зазор или заменить датчик(и).

5.4. Неисправны электрические цепи переключателей или датчиков педалей тормоза и сцепления.

Проверить электрические цепи и устранить неисправность.

5.5. Отсутствует сигнал скорости автомобиля.

Проверить наличие и уровень сигнала.

5.6. Неисправен блок управления ЭСУ

6. Не работает режим промежу точного ограничения скорости ‘Темпосет».

6.1. Выключен выключатель промежуточного ограничения скорости.

6.2. Неисправен подрулевой переключатель.

6.3. Неисправны электрические цепи переключателей.

Проверить электрические цепи и устранить неисправность.

6.4. Отсутствует сигнал скорости автомобиля

Проверить наличие и уровень сигнала скорости с тахографа.

6.5. Неисправен блок управления ЭСУ.

При повороте ключа замка включения стартера в положение «ВЫКЛЮЧЕНО», присутствует напряжение на клемме 15 электрооборудования автомобиля, достаточное для удержания реле питания системы во включенном состоянии.

Проверить замок включения стартера, напряжение на клемме 15 должно быть только при повороте ключа замка включения стартера в положение «ПРИБОРЫ».

Способ устранения неисправности

Неправильное подключение ЭСУ к электрооборудованию автомобиля.

Проверить подключение системы к электрооборудованию автомобиля.

8. Не работает моторный тормоз.

Неправильно подключен или не работает датчик моторного тормоза

Проверить подключение датчика к жгуту моторного тормоза. Заменить датчик.

Неправильно подключен или не работает клапан.

Проверить подключение и работоспособность клапана моторного тормоза.

9. При выключении приборов не гаснет лампа EDC.

Неправильно подключен или не работает выключатель

Подключить выключатель АКБ. Заменить выключатель АКБ.

Неправильно подключены CAN линии к блоку АБС

Проверить подключения CAN линий к блоку АБС

10. При срабатывании АБС не отклютормоз.

Соединить разъемы в жгутах АБС и ЭСУ двигателя.

Неисправно реле выключения моторного тормоза.

11 Не работает противобуксовочная

Соединить разъемы в жгутах АБС и ЭСУ двигателя.

Используется неправильный протокол для связи между системами

Изменить настройки в электронном блоке при помощи диагностического тестера.

12 Не работает система повторного использования отработанных газов

Неисправен клапан или неправильно подключен.

Проверить правильность подключения и исправность клапана

Неисправен или не работает пневмоцилиндр системы.

Проверить работоспособность пневмоцилиндра.

При возникновении трудностей в определении неисправности по повторному использованию выхлопных газов производится контроль системы в режиме диагностики по мигающему световому коду (блинк-коду) или специальным диагностическим оборудованием на станции ТО.

Диагностика и определение неисправностей при помощи световых мигающих кодов

Простейшая диагностика неисправностей системы EDC может быть произведена нажатием кнопки вызова режима диагностики (рисунок 69). При этом коды неисправностей считываются визуально по вспышкам контрольной лампы с символам: «EDC», расположенной на щитке приборов (рисунок 70), а тип неисправности или неисправный элемент системы определяются по таблице световых мигающих кодов (см. таблицу 8).

Диагностика неисправностей при помощи световых мигающих кодов может быть произведена как при работающем двигателе, так и при остановленном (в последнем случае замок должен быть включен в положение «приборы»). Для этого необходимо нажать на 3 сек. (но не более 10 сек.) и затем отпустить кнопку вызова режима диагностики. При этом в процессе нажатия кнопки контрольная лампа «EDC» горит, а после отпускания — гаснет (это позволяет проверить исправность лампы).

По истечении 3 сек., при наличии неисправности, начинает мигать контрольная лампа «EDC» выдавая световой код неисправности длинными и короткими вспышками. После отпускания кнопки выдается код только одной неисправности. Для вызова следующего кода, необходимо вновь нажать и отпустить кнопку диагностики. Процесс вызова кодов неисправностей необходимо повторять до тех пор, пока не повторится код вызванный первым.

Рисунок 75. Пример мигания контрольной лампы «EDC» при выдаче светового кода 2 — 4

После нажатия и отпускания кнопки диагностики происходит следующее (в качестве примера см. рисунок 75):

— пауза перед началом выдачи светового кода — 3 сек.;

— пауза между вспышками — 1 сек.;

— пауза между вспышками — 5 сек.;

— 4 коротких вспышки по 0.5сек. с паузами по 0.5 сек. После считывания световых кодов необходимо устранить неисправности и очистить память ошибок (в памяти блока может содержаться не более 5 кодов неисправностей одновременно). Для этого необходимо:

— нажать кнопку диагностики (рисунок 69) и, удерживая се нажатой, включить «зажигание»;

— удерживать нажатой кнопку диагностики в течение Зсек.;

При этом все коды неисправностей стираются из памяти электронного блока. Но, тем не менее, необходимо еще раз нажать на диагностическую кнопку (втечение Зсек.), чтобы убедиться, действительно ли все неисправности устранены и никаких кодов ошибок в памяти блока управления больше нет.

Если же после стирания в памяти блока остались какие — либо коды, это будет означать, что данная неисправность присутствует в настоящий момент и стереть ее код можно лишь после устранения самой неисправности.

Коды возможных неисправностей элементов системы приведены в таблице 8.

Углубленная диагностика системы производится при помощи специальной диагностической аппаратуры MAN — CATs на станции ТО.

Таблица 8. Световые коды возможных неисправностей системы EDC при контроле

Датчик положения педали управления двигателем

Датчик температуры окружающего воздуха

Основной датчик оборотов двигателя

Датчик давления турбонаддува

Датчик положения рейки ТНВД

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Сигнал скорости автомобиля

Регулятор количества топлива

Дополнительный датчик оборотов двигателя

Датчик температуры топлива

Низкое напряжение питания системы ЭСУ

Подпедальный датчик тормоза

Подпедальный датчик сцепления

Ошибка обмена данными или недостаточное напряжение питания

Превышение максимальных оборотов двигателя

Регулятор момента впрыска топлива

Датчик подъема иглы форсунки 1 цилиндра

Блок сопротивлений/Блок управления (Вывод 35)

Подрулевой переключатель управления режимами работы двигателя

Связь с системой управления КПП по CAN

Датчик положения педали управления двигателем

Блок сопротивлений/Блок управления (Вывод 54)

Датчик атмосферного давления

Электронный блок или система глушения

Срабатывание WATCHDOG (сбой программы)

Система повторного сжигания отработанных газов

Антиблокировочно — противобуксовочная система

На автомобилях установлена 4-х канальная антиблокировочно-противобуксовочная система (АБС/ПБС или ABS/ASR) типа 4S/4M (4 датчика /4 модулятора), которая предотвращает блокировку («юз») колес при торможении (функция ABS) и пробуксовку ведущих колес (функция ASR) на скользкой дороге (рисунок 68).

Система содержит индуктивные датчики 1 частоты вращения колес, электропневматические модуляторы 2 тормозного давления, установленные в тормозных магистралях перед тормозными камерами, микропроцессорный блок управления 3, закрепленный на специальном кронштейне, который расположен в средней части панели приборов (рисунок 68).

Читайте также:  Двухосный прицеп с тормозами орион 3

Расположение коммутационных реле 4, блоков 5 предохранителей, инфомодуля 6 контроля питания АБС прицепа и других элементов АБС/ПБС в кабине и на панели реле и предохранителей показано на рисунках 68, 69 и 76. Контрольные лампы и переключатели режимов работы АБС/ПБС установлены на боковом щитке (рисунок 70) и в нижней части панели приборов с правой стороны от водителя.

Контрольные лампы 1 и 2 со светофильтром желтого цвета и символом «ABS» сигнализируют соответственно об исправности/неисправности АБС/ПБС тягача и АБС прицепа/полуприцепа.

Лампа 3 (желтого цвета)показывает на отсутствие или неисправность кабеля 9 (рисунок 68) питания АБС прицепа.

Лампа 4 (рисунок 70) (зеленого цвета) сигнализирует о пробуксовке ведущих колес (при пробуксовке колес в режиме трогания с места или разгона на скользкой дороге лампа мигает) или служит средством вывода дополнительной информации о неисправности в электрических цепях ПБС и ограничения скорости.

Переключатель 8 предназначен для переключения системы в специальный режим работы АБС и используется при торможении автомобиля в горной местности (при спуске с горы) на дороге покрытой гравием или рыхлым снегом. Переключатель 9 используется для увеличения/уменьшения крутящего момента двигателя при буксовании колес.

Диагностический разъем 10 и кнопка 11 (рисунок 68) вызова режима диагностики по световым мигающим кодам расположены на панели реле и предохранителей под средней крышкой панели приборов (рисунок 69).

Рисунок 76. Расположение электронных блоков АБС/ПБС, управления пиевноподвеской и управления двигателем

Рисунок 77. Табличка установочных параметров ограничения максимальной скорости (85км/ч), где хх — код страны, ххх — помер сертификата

Рисунок 78. Установка датчика АБС/ПБС в колесном узле передней оси

Рисунок 79. Установка датчика АБС/ПБС в колесном узле заднего моста

На задней балке опоры кабины расположена розетка 12 для подключения кабеля 9 питания АБС прицепа и парковочная розетка 13 (рисунок 68).

Электронные блоки имеют встроенную систему контроля и диагностики и постоянно (при включении питания и в процессе движения) контролируют исправность элементов системы и электрических цепей. Поэтому система не требует специального обслуживания, кроме контрольной проверки функционирования и проверки установки датчиков частоты вращения колес при регулировке или замене подшипников в колесных узлах или смене тормозных накладок (если при этом производилось снятие ступиц). Для нормальной работы системы зазор (см. рисунки 78 и 79) между статором и ротором датчика не должен превышать 1,3 мм. Для установки минимального рабочего зазора между статором и ротором необходимо вывесить колесо. Статор датчика, воздействуя на его торец усилием 120 — 140 Н (12 — 14кгс) или легким постукиванием неметаллическим предметом (в колесном узле заднего моста через специальное отверстие в суппорте и заглушку в щите тормоза) переместить в зажимной втулке в осевом направлении до упора в венец ротора и провернуть ступицу колеса на 2 — 3 оборота сначала в одну сторону, потом в другую. Если перемещение датчика затруднено, необходимо разобрать колесный узел, извлечь статор датчика из зажимной втулки (предварительно очистив узел крепления от отложений соли, грязи или коррозии с помощью керосина или другого растворителя) и, смазав внутреннюю поверхность зажимной втулки тонким слоем (0,25 гр.) смазки графитной УСсА ГОСТ 3333 — 80 или пастой ВНИИ НП — 225 ГОСТ 19782 — 74, установить датчик и отрегулировать воздушный зазор, как описано выше.

При исправной системе, лампы 1 и 4 (рисунок 70) загораются при включении замка — выключателя стартера и приборов в положение «приборы», затем лампы гаснут через 2 — 3 секунды (лампа 2 (рисунок 70) гаснет при начале движения, когда автомобиль, сцепленный с прицепом, достигает скорости 5-7 км/ч).

При возникновении неисправности в системе или электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.д.) или контуров управления загорается контрольная лампа 1 (рисунок 70).

При этом ошибки (вид и место неисправности) записываются автоматически в энергонезависимую память электронного блока, электронный блок отключает питание соответствующих модуляторов и тормозная система (или нерегулируемый АБС контур тормозной системы) работает как обычно (от тормозного крана).

В процессе эксплуатации возможно возникновение и запись в памяти электронного блока временных ошибок (например, пониженное напряжение или сбой в цепи питания и т.д.). признаки которых затем исчезают. В этом случае, при повторном включении питания (замка включения стартера и приборов в положение «приборы»), ошибка переходит в разряд «пассивных» и при начале движения красная контрольная лампа с символом «ABS» гаснет.

Если при повторном включении питания и скорости движения выше 7-10 км/ ч контрольная лампа не гаснет, следует проверить установку датчиков в колесных узлах, провести контрольную проверку системы с анализом возможных неисправностей по таблице 3 или обратиться на сервисную станцию для устранения неисправности.

Контрольная проверка функционирования АБС/ПБС

Контрольная проверка состоит из двух этапов: предварительная проверка и проверка режимов работы.

1. Внешним осмотром убедиться в надежности подключения устройств коммутации (кабелей, разъемов) электронного блока управления, модуляторов, датчиков, а также реле и контрольных ламп АБС/ПБС на щитке приборов.

2. Включить кнопку дистанционного выключателя «массы». Включить замок включения стартера в положение «приборы». При этом загораются контрольные лампы 1 и 4 (рисунок 70). При исправной электрической части системы эти лампы должны погаснуть через 2-3 сек.

3. Запустить двигатель и довести давление в контурах до нормы 690 — 820кПа (6.9 — 8.2 кг/см2). Нажать педаль тормоза. При этом должны срабатывать тормозные механизмы, не должно быть утечек воздуха из системы.

4. Начать движение. При скорости выше 7 км/ч контрольные лампы 1 и 4 (рисунок 70) должны погаснуть.

Если автомобиль сцеплен с прицепом/полуприцепом, оснащенным АБС, контрольная лампа 2 (рисунок 70) также должна погаснуть при указанной скорости.

Желтая контрольная лампа 3 (рисунок 70) прицепа должна загораться при нажатии педали тормоза в случае, если тягач не сцеплен с прицепом или нарушено питание АБС прицепа (обрыв кабеля и т.п.).

Проверка режимов работы АБС

Проверка основного режима работы АБС производится при переключателе 8 (рисунок 70), находящемся в исходном (ненажатом) состоянии.

Автомобиль разгоняется до скорости 35 — 45 км/ч и производится резкое торможение на покрытии с высоким (асфальт) и низким коэффициентом сцепления (мокрый асфальтобетон, снег, лед).

Колеса при этом не должны блокироваться (допускается лишь кратковременная блокировка при скорости ниже 15 км/ч), автомобиль должен замедляться с предписанной эффективностью (на сухом асфальте j=5 м/с2) и должен быть слышен характерный звук работы модуляторов тормозного давления в режиме циклического сброса сжатого воздуха из тормозных камер.

Контрольные лампы 1 и 4 (рисунок 70) должны загораться и гаснуть при повторном включении «массы» и замка включения стартера в положение «приборы», как описано выше.

Проверка специального режима работы АБС производится аналогично при включенном (нажатом) состоянии переключателя 8. При этом красная контрольная лампа 1 (рисунок 70) должна работать в мигающем режиме, а система АБС — в режиме с более низкой частотой.

Проверка работы системы в режиме диагностики производится в три этапа:

1. Включение замка включения стартера из выключенного состояния в положение «приборы».

При этом должны загореться и погаснуть контрольные лампы 1 и 4 (рисунок 70) и кратковременно сработать электромагнитные клапаны модуляторов 2 (рисунок 68) и электроклапан 14 (работа клапанов определяется на слух).

При достижении скорости автомобиля выше 7-10 км/ч все контрольные лампы 1 и 4 (рисунок 70) должны погаснуть.

3. Нажатие диагностической кнопки (рисунок 69).

После этого красная лампа с символом «ABS» должна выдать световой мигающий код, как описано ниже в разделе «Контрольная диагностика АБС/ПБС».

Резко тронуться с места при выключенном и включенном переключателе 9 (рисунок 70) с символом «ASR» на покрытии с низким коэффициентом сцепления под одним из ведущих колес. При выключенном переключателе «ASR» (включен первый или основной режим работы ПБС) обороты двигателя должны резко снизиться и автомобиль должен плавно тронуться с места. При включенном переключателе «A$R» (включен второй режим) двигатель в: режиме ПБС будет развивать более высокие обороты и возможна кратковременная пробуксовка колес.

1. Специальный режим работы АБС включается только на время проверки, либо при движении по дорожному покрытию отличному от асфальтобетона. В ином случае указанный режим должен быть выключен.

2. При проведении ремонта и устранении неисправностей необходимо заглушить двигатель и отключить питание системы. Питание системы отключается при повороте ключа замка включения стартера и приборов в положение «выключено» и выключения выключателя «массы». Для временного отключения АБС/ПБС. например, при проверке одновременности срабатывания колесных тормозов и эффективности «юзового» торможения, производится извлечение предохранителей FU702, FU703 и FU712 из гнезд в блоке предохранителей (рисунок 69).

При возникновении трудностей в определении неисправности производится проверка предохранителей (рисунок 69), контрольная диагностика системы по световым мигающим кодам, либо комплексная проверка специальным диагностическим тестером на станции ТО.

Таблица 9. Признаки возможных неисправностей в системе АБС/ПБС и способы их устранения

Внешние проявления неисправности

1. При повороте ключа, замка включения стартера в положение «приборы» не загораются контрольные лампы с символами «ABS» или «ABS/INF».

1.1. Отсутствует или понижено напряжение бортовой сети автомобиля, отсутствует напряжение питания блока управления (БУ).

Проверить напряжение бортовок сети. Проверить и при необходимости заменить аккумуляторы или предохранители питания «ABS/ASR».

1 .2. Неисправность контрольных ламп или проводки . Неисправность БУ.

Заменить неисправную контрольную лампу, устранить неисправность в проводке, заменить БУ.

2. При повороте ключа замка включения стартера в положение «приборы» контрольные лампы «ABS» и «ASR/ INF» загораются и не гаснут.

2 .1. Обрыв или короткое замыкание в цепях кабелей или разъемов датчиков, модуляторов или электропневмоклапанов ПБС.

Проверить тестером цепи датчиков-моду ляторов и электропневмоклапанов ПБС, устранить неисправность.

3. При движении со скоростью более 7км/ч красная контрольная лампа с символом «ABS» тягача или

3 .1. Увеличен зазор между статором датчика и ротором.

Проверить тестером напряжение выходного сигнала датчиков, отрегулировать зазор.

3.2. Неисправность катушки датчика, нарушен контакт в разъеме соединения датчика с кабелем, обрыв кабеля.

Проверить активное сопротивление датчиков и кабелей, восстановить контакт, заменить датчик.

3.3. Неисправность катушки электромагнитных клапанов модулятора, нарушен контакт в разъеме, неисправность соединительного кабеля.

Читайте также:  Усилитель тормозов ваз турбо

Проверить состояние катушек, кабеля и разъема. Устранить неисправность путем затяжки разъема или замены модулятора или кабеля.

3.4. Нарушение контакта в коммутационных колодках.

3.5. Неисправность проводки или неисправность БУ.

Проверить реле и проводку. Заменить неисправные элементы.

4. После достижения скорости 5-7км/ч контрольная лампа с символом «ABS» гаснет и начинает мигать с частотой 0,5 Гц.

Переключатель режимов работы АБС находится в состоянии «замкнуто» или замыкание контакта переключателя на «массу».

Проверить переключатель, устранить замыкание.

Внешние проявления неисправности

5. При торможении зажигается красная контрольная лампа с символом «ABS», АБС работает с перебоями.

5.1. Нарушение контакта в колодке коммутационной платы, нарушено крепление блока управления.

Восстановить контакт, закрепить блок управления.

5.2 Нарушено крепление или увеличен воздушный зазор одного из датчиков колес

Проверить крепление датчиков, восстановить воздушный зазор.

6 При торможении АБС срабатьвает, однако происходит блокиров ка одного из колес.

6.1 Нарушение смазки и заедание разжимного кулака или роликов колодок тормоза.

Разобрать колесный узел, устранить неисправность, восстановить смазку.

6.2. Ослабла или поломана стяжная пружина колодок тормоза.

6.3. Неправильное подключение датчиков и модуляторов одного из колес

Проверить соответствие подключения датчиков и модуляторов (согласно схемы).

7. При нажатой тормозной педали происходит травление воздуха из атмосферного вывода модулятора.

7.1. Нарушена герметизация выпускного диафрагменного клапана модулятора за счет попадания инородного тела между седлом клапана и диафрагмой

Заменить или разобрать модулятор и устранитъ неисправность с последующей проверкой его герметичности в мастерской.

8 При нажатой тормозной педали загорается желтая контрольная лампа с символом «ABS» прицепа или не загорается красная лампа с символом «ABS» прицепа.

8.1. Нарушено соединение в разъеме питания АБС прицепа, не подключен или оборван кабель питания АБС прицепа, неисправен или отсутствует электронный блок АБС прицепа (прицеп не оснащен АБС).

Проверить разъемы и предохранители, подключить исправный кабель и проверить цепь питания, контрольные лампы и блок АБС прицепа.

9. При движении на повороте загорается контрольная лампа «ASR/INF» и происходит подтормаживание ведущих колес.

9.1. Перепутано подключение или замыкание на « + » в цепи клапана ПБС

Проверить правильность подключения клапана ПБС, устранить замы кание.

Контрольная диагностика АБС/ПБС с использованием световых мигающих кодов

Включение электронного блока в режим диагностики производится путем нажатия диагностической кнопки SB734 (рисунок 69) и удержания ее во включенном состоянии от 0,5 до 3,0 сек. при включенном состоянии выключателя «массы» и замка включения стартера и приборов (замок должен быть включен в положение «приборы»). Лампа «ABS» при этом должна светиться во время удержания кнопки.

При этом, если лампа горела до входа в режим диагностики (что свидетельствует о наличии активных ошибок), то при нажатии кнопки она гаснет примерно на 1 сек., а затем выдается циклически повторяющийся код активной ошибки через каждые 4 сек. до устранения данной неисправности (активной ошибкой считается ошибка пли неисправность присутствующая в данный момент, т.с в момент диагностики). Если в системе присутствуют несколько активных ошибок, то после устранения первой ошибки будет выдаваться световой код второй активной ошибки и т.д. (до устранения всех неисправностей). После устранения всех активных ошибок необходимо выключить и снова включить замок включения стартера и приборов в положение «приборы».

Если активных ошибок нет, то в режиме диагностики выдаются последовательно (через каждые 4 сек.) световые коды 4-х последних пассивных или «плавающий» ошибок, т.е. ошибок, которые были, но в момент диагностики отсутствуют (или остались не стертыми в памяти блока). Информация о пассивных ошибках выдается 1 раз. Для повторного вывода светового кода пассивных ошибок необходимо повторно нажать диагностическую кнопку, как описано выше.

Определение причины неисправности по световому мигающему коду.

Световой мигающий код о характере неисправности и неисправном элементе системы состоит из двух информационных блоков, представляющих собой две последовательности световых вспышек. Длительность каждой вспышки — 0,5 сек., пауза между вспышками — 0,5 сек., между блоками — 1,5 сек.

Неисправный компонент и характер неисправности определяется по числу вспышек красной контрольной лампы «ABS» соответственно в первом и втором блоках согласно таблицы 10.

При отсутствии отказов или неисправностей выдается световой код 1 — 1 (по одной вспышке контрольной лампы в каждом информационном блоке).

В системном режиме может быть определена конфигурация системы, стерты четыре последние (пассивные) ошибки из памяти электронного блока, произведены переконфигурация системы и тест привода управления двигателем (для режимов ПБС и ограничения скорости).

Для активизации системного режима необходимо нажать на кнопку диагностики (рисунок 69) и удерживать её во включенном состоянии от 3.0 до 6.0 сек ( 1. При активизации системного режима происходит автоматическое стирание всех пассивных ошибок, если они были в памяти блока. Признаком этого будет 8 быстрых миганий сигнальной лампы «ABS». Вели имеются активные ошибки, то указанных миганий не последует и будет выдаваться сразу код конфигурации. 2. Если система включена по схеме АБС/ПБС». т.e. подключен пропорциональный и (или) дифференциальный клапан (клапан ПБС). то при входе в системный режим загорается дополнительно лампа «ASR INK» и не гаснет до выхода из режима диагностики).

После активизации системного режима выдается световой код конфигурации (на автомобилях МАЗ установлена система типа 4S/4K (4 датчика /4 модулятора), число вспышек лампы должно быть равным 2. Код конфигурации повторяется через каждые 4 секунды. Для выхода из системного режима необходимо выключить и снова включить замок включения стартера и приборов в положение «приборы» или нажать диагностическую кнопку на время, превышающее 6 сек.

Стираются только пассивные ошибки, сохраненные в памяти электронного блока. Для стирания ошибок необходимо активизировать системный режим, как описано выше. После этого последует восемь быстрых (длительностью 0,1 сек.) миганий сигнальной лампы «ABS» подтверждающих стирание. Далее следует периодически повторяющийся через 4 сек. — код конфигурации (две световые вспышки длительностью 0,5 сек. с. паузой 1,5 сек). Затем необходимо выключить и повторно включить замок включения стартера и приборов в положение «приборы».

Если стирание кода неисправности затруднено (после многократного повторения операций стирания сохраняется один и тот же код), необходимо еще раз убедиться в устранении соответствующей неисправности и повторить операции до получения кода 1-1.

Переконфигурация производится при замене электронного блока, либо отключения клапана ПБС в случае выхода его из строя.

Для проведения переконфигурации системы необходимо после подключения или отключения указанных клапанов, активизировать системный режим и, после прохождения кода конфигурации, последовательно нажать кнопку диагностики АБС/ ПБС три раза на время > 0,5 сек. с промежутками между нажатиями

Выход из режима диагностики .

Выход из режима диагностики осуществляется выключением питания (замка включения стартера и приборов в положение «выключено»).

Для выхода из режима диагностики без выключения замка в положение «выключено» необходимо нажать диагностическую кнопку на время от 6 до 15 сек. При этом вывод световых кодов на красную контрольную лампу ABS прекращается.

Электронная система управления пневмоподвеской

При оборудовании автомобилей пневмоподвеской устанавливается система электронного управления ею типа ECAS (фирмы Wabco). Система содержит микропроцессорный блок 18 (рисунок 68), расположенный на специальном кронштейне (рисунок 76), закрепленном в средней части панели приборов, пульт 16 (рисунок 68) дистанционного управления подвеской, установленный с левой стороны сидения водителя, блок электропневмоклапанов 17 и индуктивный датчик 15 положения подвески, установленные в задней части правого лонжерона рамы. Контрольные лампы 5 и 6 (рисунок 70) с символами управления подвеской установлены на дополнительном щитке приборов, переключатель 10 второго транспортного положения — в нижней части панели приборов с правой стороны от водителя. Система имеет также диагностические линии, подключенные к диагностическому разъему 10 (рисунок 68 и 69). Предохранители FU704, FU714, FU713 системы управления подвеской установлены в блоках предохранителей (рисунок 69), которые расположены под средней крышкой панели приборов (FU704 и FU713 используются также для защиты цепей АБС). Расположение кнопок на пульте дистанционного управления показано на рисунке 80.

Система выполняет следующие основные функции:

1. При включении замка включения стартера в положение «приборы» проводит предварительную диагностику всех своих устройств и контрольных ламп. При этом обе котрольные лампы 5 и 6 (рисунок70) зажигаются и гаснут через 2-3 сек, если блок питания не не обнаружил ошибок. Затем, при наличии достаточной величины давления в ресивере и снятии с ручного тормоза, система автоматически устанавливает подвеску в положение, в котором она находилась на момент предыдущего выключения питания.

2. Позволяет регулировать высоту седла (платформы), а также запоминать два любых положения высоты и при необходимости устанавливать любое из них при помощи пульта дистанционного управления.

Примечание: Регулирование с пульта производится на стоящем автомобиле или при скорости ниже 30 км/ч.

3. Автоматически поддерживает установленную ранее высоту и блокирует подвеску при торможении. При скорости более 30 км/ч автоматически устанавливает «транспортное» положение высоты, при скорости больше 60 км/ч — второе «транспортное» положение (для уменьшения высоты центра тяжести и повышения устойчивости автомобиля). Система также позволяет устанавливать первое или второе «транспортное» положение высоты при помощи переключателя 10 (рисунок 70).

4. Обеспечивает встроенную самодиагностику в процессе движения и при обнаружении неисправности или ошибки сигнализирует об этом водителю путем включения красной контрольной лампы.

Пульт дистанционного управления включается/выключается кнопкой 1 (рисунок 80), при этом, соответственно, должна загораться/гаснуть контрольная лампа 2 на пульте.

Управление с пульта дистанционного упраатсния осуществляется следующим образом:

— подъем/опускание при нажатии на кнопки 3,4 (рисунок 80);

— установка высоты в «транспортное» положение при нажатии на кнопку 6;

— запись установленного уровня в память производится при нажатии на кнопку 5 («STOP») и не отпуская ее — на кнопку 7 или 8 («память» M1 или М2);

— установка ранее записанного в память уровня высоты при нажатии на кнопку 7 или 8 («память» M1 или М2);

— прерывание процесса изменения уровня высоты — при нажатии на кнопку 5 («STOP»). Красная котрольная лампа 5 (рисунок 70)сигнализируегоб исправности/неисправности системы, а также служит средством вывода информации вида неисправности при диагностике.

Таблица 10. Световые коды состояния элементов АБС/ПБС

Неисправный элемент, характер неисправности

Источник

Adblock
detector