Как тормозит машина с передним приводом

Содержание
  1. Торможение колес на переднем приводе
  2. Теория торможения
  3. Основы торможения
  4. Лучший способ притормозить
  5. Антиблокировочная система
  6. Передний привод, особенности вождения автомобиля
  7. Как правильно тормозить на механике: пошагово для новичков
  8. Выжимать или нет сцепление при торможении на механике
  9. Что происходит с машиной при выжатом сцеплении
  10. Торможение до полной остановки — нужно ли сцепление
  11. Зачем нужен крутящий момент при торможении
  12. Основные виды торможения
  13. Штатное торможение
  14. Торможение двигателем
  15. Ступенчатое комбинированное торможение
  16. Экстренное торможение и руление
  17. Как тормозить на машине с системой АБС
  18. Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку
  19. Торможение перед светофором
  20. Торможение в повороте с МКПП
  21. Торможение с механической коробкой передач на спуске
  22. Как правильно тормозить на скользкой дороге
  23. Как тормозить в разных ситуациях

Торможение колес на переднем приводе

Тормозная система предназначена для остановки автомобиля, для контролируемого изменения скорости, а также для удержания автомобиля в неподвижном состоянии в течение длительного времени. Тормозное усилие может создаваться электрическим или гидравлическим замедлителем в трансмиссии, двигателе, колесных тормозах. На автомобилях установлено 3 типа тормозных систем: стояночная, рабочая, запасная.

В тормозных системах используются следующие виды срабатывания тормозов: гидравлическое, механическое, электрическое, пневматическое и комбинированное. Независимо от стиля вождения автомобиль всегда тормозит всеми четырьмя колесами. Сначала блокируются передние колеса автомобиля.

Получается, что первыми тормозят передние колеса. Некоторые думают, что первыми тормозят задние колеса, потому что при торможении большая часть массы автомобиля приходится на переднюю ось, а задняя разгружается. Но это не так. Если бы задние колеса были заблокированы первыми, автомобиль занесет, потому что, когда задние колеса заблокированы, машине все равно, в каком направлении двигаться. Таким образом, задние колеса никогда не должны блокироваться первыми.

Читайте также:  Полный привод самосвал бортовой

Тормозная система вашего автомобиля — одна из тех вещей, которая, как только вы думаете о ней, сразу ломается. И вдруг тормоза начинают вас сильно интересовать. Так зачем ждать неприятного сюрприза? Общее понимание тормозной системы вашего автомобиля сэкономит вам деньги и повысит безопасность вождения. В конце концов, чем больше вы знаете, тем лучше вы будете заботиться о своем автомобиле.

Теория торможения

Тормоза преобразуют кинетическую энергию движения автомобиля в тепло. Переводим на понятный язык: тормоза используются для остановки машины. Или, точнее, тормоза останавливают колеса. И это имеет большое значение, потому что даже самые мощные тормоза в мире не смогут остановить вашу машину, если сцепление с дорогой слабое или отсутствует. Нажмите педаль тормоза до упора, и колеса, скорее всего, перестанут вращаться, но машина продолжит спокойно скользить. У тебя не будет времени повеселиться. Многие водители считают, что занос автомобиля — это результат «отказа тормозов». Хотя, по сути, в этой ситуации произошла ошибка водителя, который не понял условий сцепления и не завел машину соответственно.

Основы торможения

Типичная тормозная система легкового автомобиля относительно проста. Когда вы наступаете на педаль тормоза ногой, сила, с которой вы нажимаете на педаль, передается на устройство, называемое «главным цилиндром». Главный цилиндр имеет поршень, который оказывает давление на систему гидравлических тормозных магистралей, ведущих к каждому колесу транспортного средства.

На каждом колесе эта тормозная жидкость под давлением действует на тормоза, давя на поршень, который воздействует на тормозные колодки, которые окружают и сжимают барабан или вращающийся диск. Трение замедляет вращение колес и всего транспортного средства. Когда детали тормоза (тормозные колодки и т.д.) почти изношены, металлические шайбы начинают издавать скрежет, как только нажимается тормоз. Обратите внимание на это уведомление. Изношенная тормозная колодка имеет меньшее сопротивление, чем новая, что снижает эффективность торможения.

Читайте также:  Привод закрытия окна пвх

Если вы будете игнорировать это предупреждение в течение длительного времени, вы можете серьезно повредить роторы, барабаны и другие детали. И даже если вы регулярно меняете тормозные колодки, после длительных поездок обычно требуется небольшое дополнительное обслуживание. Поверхность барабанов и дисков при нормальной эксплуатации изнашивается неравномерно. Поэтому их необходимо периодически переделывать, чтобы они работали исправно.

Все современные тормоза во много раз мощнее автомобильного двигателя. Таким образом, при полностью открытой дроссельной заслонке вы можете легко остановить даже очень мощный автомобиль, нажав на тормоз. Все тормоза также имеют стояночный тормоз (иногда его называют ручным тормозом). Он работает независимо от основной тормозной системы. Стояночный тормоз обычно применяется к задним колесам. Он управляется вручную в случае отказа гидравлической тормозной системы.

Лучший способ притормозить

Многие инженерные достижения позволили значительно улучшить характеристики и надежность тормозной системы. Механические тормоза входят в стандартную комплектацию практически всех современных легковых автомобилей. Они используют энергию двигателя для усиления тормозов. Таким образом, не обязательно выполнять всю работу правой ногой. Чтобы избежать неожиданной и полной поломки тормозов, современные автомобили оснащаются двумя параллельными тормозными системами. Каждая система управляет двумя колесами автомобиля. Следовательно, если одна система полностью выйдет из строя, другая тормозная система все равно сможет остановить автомобиль (хотя и будет делать это менее эффективно).

Сами тормоза также претерпели с годами значительные улучшения. Барабанные тормоза широко использовались десятилетия назад и до сих пор используются на задних колесах многих автомобилей. Эти тормоза используются в работе барабанного агрегата, который вращается вместе с колесом. Внутри барабана колодки вместе с заменяющим фрикционным материалом прижимаются к барабану при нажатии на педаль тормоза. Барабанные тормоза работают хорошо. Однако он выделяет много тепла, которого достаточно, чтобы снизить эффективность торможения, если вы сделаете это слишком быстро. Снижение эффективности торможения происходит, когда тормоза внезапно перегреваются. Мощность торможения резко снижается, и детали и тормозные колодки могут быть повреждены.

Значительное улучшение условий торможения произошло при использовании дисковых тормозов. Сейчас они широко используются на передних колесах практически всех автомобилей. Дисковая тормозная система оснащается металлическим диском или ротором. Крути с колесом. Также имеется стационарно установленный «суппорт», который при торможении оказывает давление на диски сменными фрикционными материалами. Поскольку эти диски обдуваются сильным воздушным потоком во время движения, этот тип тормоза менее подвержен перегреву и выходу из строя. Кроме того, есть внутренняя вентиляция дисков, которая обеспечивает больший поток воздуха.

Антиблокировочная система

Автомобильные шины обеспечивают максимальное торможение при передаче тормозного усилия на край колеса, но не более того. Когда тормоза заблокированы и колеса пробуксовывают (буксуют), эффективное торможение снижается, и прямое рулевое управление теряется. Электронная антиблокировочная тормозная система (ABS) обеспечивала большие преимущества при вождении и более короткий тормозной путь в большинстве ситуаций, особенно в дождь или на поворотах.

В АБС используется комбинация электронного и гидравлического управления, что обеспечивает нормальное торможение до полной остановки колес. Затем вмешивается система и снижает давление жидкости на тормоза, позволяя колесам максимально тормозить в данных дорожных условиях.

Система АБС в стандартной комплектации оснащена датчиками скорости, установленными на каждом колесе, которые постоянно передают информацию в центральный компьютер АБС. Компьютер использует эти данные для определения общей скорости автомобиля и момента начала блокировки колес. Поскольку каждое колесо управляется независимо (через четырехканальную систему ABS), тормозное давление автоматически ограничивается или снижается до единственного колеса, которое можно заблокировать.

Менее сложная система — трехканальная АБС. Он позволяет независимо управлять каждым передним колесом отдельно, но оказывает одинаковое тормозное действие на оба задних колеса. Между двумя типами ABS существует небольшая измеримая разница в производительности. Оба этих типа АБС имеют значительные преимущества перед транспортными средствами, не оснащенными такими тормозами. А когда колесо заблокировано на автомобиле без АБС, единственный способ заставить его снова вращаться — это отпустить педаль тормоза. Но это, в свою очередь, ослабляет торможение на всех четырех колесах одновременно.

Система ABS способна обеспечить более короткий тормозной путь в сложных дорожных условиях, чем обычная тормозная система, даже если за рулем автомобиля стоит высококлассный водитель. Специальной подготовки для вождения автомобиля, оснащенного системой ABS, не требуется. Однако вам может потребоваться переобучение в отношении методов управления. При вождении автомобилей с устаревшими тормозными системами водителям обычно давали указание «прокачать» тормозной насос при начале блокировки. Этот таран был предназначен для того, чтобы помочь обычному водителю избежать полной блокировки тормозов и соскальзывания вперед с потерей управления.

С системой ABS вам просто нужно как можно сильнее нажать на педаль тормоза, чтобы остановиться. Если сцепление с дорогой слишком велико, вы можете почувствовать пульсирующий толчок педали тормоза, что является нормальным явлением. На протяжении всего тормозного пути вы можете контролировать рулевое управление, так что вы можете увернуться и повернуться в сторону, чтобы избежать столкновения с препятствием.

Источник

Передний привод, особенности вождения автомобиля

Владельцам современных европейских автомобилей нужно хорошо знать все особенности вождения машин с передним приводом, ведь большинство седанов и хэтчбеков среднего класса имеют передние ведущие колёса. Чаще всего двигатель также расположен спереди, что приводит к облегчению задней части машины и повышенной склонности к заносам.

Новички достаточно быстро привыкают именно к переднему приводу, но даже опытные водители достаточно долго не могут избавиться от ошибок с вождением переднеприводной машины. Тяга автомобиля с передним приводом более понятна водителю, кроме того, в поворотах ведущие колёса уж точно юзом не поедут. Именно поэтому выбор автомобиля чаще всего приводит к покупке переднеприводного агрегата. Однако нужно следить за движением задней оси, которая гораздо менее послушная.

С другой стороны, в случае заноса или скольжения машины, водитель может вернуть себе власть над ней с помощью педали газа – увеличив тягу. А вот при старте с места нужно ограничивать нажатие педали, так как передние колёса разгружаются и могут жёстко буксовать, снижая динамику разгона.

В процессе скоростного маневрирования особенности вождения машины с передним приводом проявляются очень ярко. Так, например, заходя в поворот на большой скорости (или чуть большей, чем надо, по мнению водителя), неопытные водители сбрасывают газ. Это может привести к страшным последствиям, поэтому такую ошибку не стоит допускать ни в коем случае, ведь критический, неуправляемый занос, приводящий к развороту машины прямо посреди поворота ничего кроме аварии не сулит. Идеальным выходом в такой ситуации будет поддержание постоянной тяги, с постепенным её снижением и одновременным лёгким подтормаживанием. А затем, на выходе из поворота стоит дать больше газа, чтобы задняя ось не ушла в снос.

Одной из особенностей вождения машин с передним приводом является своеобразное поведение в процессе быстрого сброса скорости – экстренного торможения. В связи с тем, что передние колёса загружены гораздо сильнее задних, можно ждать срыва задней оси. Именно поэтому считается необходимым при резком нажатии на педаль тормоза не отпускать газ, чтобы затем начать тормозить двигателем и не допустить его остановки.

Чередуя газ и тормоз водитель стабилизирует машину, замедляя её равномерно, пресекая тем самым возможность заноса или разворота. Конечно, эффективными такие действия будут, только если он хорошо чувствует тягу и тормозное усилие – то есть имеет достаточный опыт вождения. Кроме того, необходимо знать, какие летние шины лучше для вашего автомобиля, чтобы не вылететь с дороги.

При резком ускорении автомобиль с передним приводом «загружает» задние колёса и разгружает ведущие, что, естественно, является негативным эффектом. Но таковы особенности вождения машин с передним приводом, которые нужно учитывать. Резко нажимая на газ водитель вынужден наблюдать буксующие передние колёса, причём этот процесс может продолжаться долго. Чтобы не потерять скорость можно попробовать снизить тягу, сделать паузу после первого нажатия на газ и лишь потом утопить педаль. В конце концов, существует приём двойного выжима сцепления, который позволяет дозировать тягу при разгоне с места.

Если вам нужно развернуться на скорости, на машине с передним приводом, то можно использовать стояночный тормоз. Проезжая по дуге, вы резко дёргаете ручник, тем самым блокируя задние колёса, а передними в это время доворачиваете, подгоняя машину газом. Такой способ довольно рискованный и, не имея опыта, лучше применять обычный тормоз на машине, чтобы вызвать блокировку задней оси, при этом, не поднимая ногу с газа. Проблема в том, что в этом случае двигатель испытывает серьёзную нагрузку и может выйти из строя.

Источник

Как правильно тормозить на механике: пошагово для новичков

Главная » Блог » Как правильно тормозить на механике для новичка

16.08.2021
2 комментария

От того, насколько правильно новичок будет тормозить на автомобиле с МКПП, зависит безопасность его самого и других участников дорожного движения. Именно на этом этапе начинающие водители допускают больше всего критичных ошибок. Расскажем, что нужно знать о торможении и как правильно выполнять остановку транспортного средства с механической коробкой переключения передач, чтобы не было поломки автомобиля или ДТП.

Выжимать или нет сцепление при торможении на механике

Новички часто не знают, как правильно тормозить на механике — с выжатым сцеплением или нет. В некоторых автошколах часто учат сцепление выжимать сразу же, водители с разным стажем убеждают пользоваться педалью сцепления лишь когда автомобиль практически остановится, чтобы не заглохнуть. На самом деле, особенности работы со сцеплением зависят от погодных условий и состояния дороги.

Что происходит с машиной при выжатом сцеплении

Сцепление участвует в передаче крутящего момента с двигателя на КПП и далее на колеса автомобиля. Его выключают, когда нужно плавно переключать передачу, начать движение или окончательно остановиться, во всех остальных моментах движения оно должно быть включенным.

Если водитель нажмет во время торможения педаль сцепления — передача крутящего момента будет разорвана. Колеса станут вращаться по инерции, а значит есть риск, что их вращение станет неравномерным. Например, если водитель по неопытности или невнимательности зацепил правым бортом влажную обочину, скорость вращения колес при выжатом сцеплении тут будет выше, чем у колес, находящихся на асфальте. Как результат — возникновение заноса либо существенное ухудшение управляемости автомобилем.

Наиболее опасные моменты для торможения с выключенным сцеплением:

  • движение на спуск;
  • движение по мокрой или обледенелой дороге;
  • движение по засыпанному мусором или песком асфальту.

Напротив, при включенном сцеплении, если начать торможение, крутящий момент будет передаваться на все ведущие колеса равномерно. В этом случае автомобиль станет более устойчивым, его остановка будет более плавной, а нагрузка на тормоза станет меньше. Как результат, торможение с включенным сцеплением снижает риск ДТП и повышает срок эксплуатации тормозной системы. Если же по ходу движения неожиданно появляется препятствие (на дорогу выйдет животное или человек), у водителя в автомобиле с включенным сцеплением будет больше возможностей для маневра.

Торможение до полной остановки — нужно ли сцепление

При торможении до полной остановки выжимать сцепление нужно, но не сразу. Опытные водители советуют сначала дождаться снижения скорости, пока не появится ощущение, что двигатель вот-вот заглохнет или начнет работать с перебоями. Лишь в этот момент следует выжимать сцепление и продолжать торможение до остановки.

Зачем нужен крутящий момент при торможении

Крутящий момент при торможении обеспечивает равномерную скорость вращения ведущих колес. За счет этого автомобиль может сохранять заданную рулевым управлением траекторию, а в случае необходимости будет легче ее изменить.

Есть еще один довод в пользу включенного сцепления. На большинстве современных автомобилей вакуумные усилители тормозов устроены таким образом, что наилучшие результаты дают именно при передаче крутящего момента с двигателя на колеса. В итоге длина тормозного пути будет меньше, чем у автомобиля, водитель которого тормозил с выключенным сцеплением.

Основные виды торможения

Ситуации на дороге и условия поездки могут быть разными, поэтому и видов торможения несколько. У каждого из них есть свои особенности, которые новичку нужно обязательно знать.

Штатное торможение

Штатное торможение происходит, когда водитель собирается остановить автомобиль в нужном ему месте. Это может быть остановка перед запрещающим сигналом светофора, при необходимости уступить дорогу, с целью припарковаться.

Вне зависимости от конечной цели водитель сначала притормаживает педалью тормоза и лишь когда обороты двигателя опускаются до холостых, выжимает сцепление и завершает процесс остановки.

Торможение двигателем

В некоторых случаях допустимо торможение двигателем. При этом водитель убирает ногу с педали газа, тем самым прекращая поступление топлива и снижая тягу двигателя. Торможение будет плавным, без нагрузок на тормозную систему.

Такой способ чаще всего используется на затяжных спусках. Водитель включает пониженную передачу и убирает ногу с педали газа. В итоге скорость движения автомобиля быстро снижается, при необходимости можно временами задействовать и тормоза.

Ступенчатое комбинированное торможение

Эту технику нужно освоить каждому новичку, желающему увереннее чувствовать себя за рулем. Суть ее в периодическом нажатии на педаль тормоза за короткий отрезок времени. Сила нажатия на педаль зависит от ситуации. Иногда автомобилю помогают замедлить ход и торможением двигателем.

На дорогах с плохим сцеплением с поверхностью — заснеженных, обледенелых или на бездорожье, используется ступенчатый способ торможения с повышением усилия. Водитель сначала на доли секунды слегка нажимает на педаль тормоза, постепенно увеличивая силу и продолжительность торможения. Важно, чтобы в этот момент была достаточная дистанция — тормозной путь при таком способе увеличивается. При этом траектория будет более предсказуемая.

На сухом асфальте или бетоне используют ступенчатый способ с понижением усилия. Первое усилие, прикладываемое ногой водителя на педали тормоза, будет самое сильное и продолжительное, затем следует череда недолгих и несильных касаний.

Экстренное торможение и руление

Многие водители в аварийной ситуации наклоняются вперед, намертво вцепляются в руль и изо всех сил жмут на педаль тормоза. Это грубейшая ошибка, которая может стоить жизни: автомобиль становится плохо управляемым, траектория его движения непредсказуема, а тормозной путь увеличивается.

Правильнее при экстренном торможении применять ступенчатый способ торможения (его еще называют импульсным), с повышением или понижением усилия на педаль тормоза, в зависимости от состояния дорожного покрытия. При необходимости и если позволяет обстановка, можно постепенно переключаться на пониженные передачи.

Руление же совершают в периодах, когда педаль тормоза отпущена. Движения руля такие короткие, импульсные, без перехвата рук. При таком подходе траектория будет более предсказуемой и меньше риска, что автомобиль уйдет в неконтролируемый занос.

Как тормозить на машине с системой АБС

В автомобиле, не оснащенном ABS, при торможении блокируются все 4 колеса. ABS работает так, что при торможении колеса блокируются лишь на короткое время, благодаря датчику. Как только он «понимает», что какое-то колесо заблокировалось, то сразу же посылает импульс к электромагнитному клапану гидравлического блока. В итоге давление тормозной жидкости снижается или прекращается и колесо снова свободно вращается.

Система АВС позволяет применить импульсное торможение без участия водителя. Поэтому тут будет одно простое правило: при возникновении необходимости в быстрой остановке нужно просто нажать на педаль тормоза до упора. Умная электроника все остальное сделает сама.

На бездорожье нужно ориентироваться по ситуации: иногда ABS лучше отключить. Например, на песчаном склоне, где важно, чтобы колеса были постоянно заблокированы. Поэтому водителю нужно постоянно оценивать ситуацию, а не полагаться вслепую на электронику.

Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку

Мы рассмотрели общие правила торможения, которые нужно знать каждому новичку, впервые садящемуся за руль или имеющему незначительный стаж вождения. Теперь поговорим о некоторых нюансах.

Торможение перед светофором

Если дистанция до идущего впереди автомобиля и скорость движения позволяют, то перед светофором лучше тормозить двигателем. Для этого придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Уберите ногу с педали газа.
  2. Выжмите сцепление.
  3. Включите пониженную передачу (если была четвертая, значит включайте третью).
  4. Плавно уберите ногу с педали сцепления.
  5. При необходимости притормаживайте автомобиль нажатием на педаль тормоза.

Лишь подкатившись к светофору поближе, можно выжать педаль сцепления и окончательно остановить автомобиль. Иногда пониженную передачу можно не включать, если дистанции достаточно для плавной остановки автомобиля.

Торможение в повороте с МКПП

При прохождении поворота нужно заранее сбросить скорость и подготовиться к возможному торможению. Проще всего это делать по следующей схеме:

  1. Убрать ногу с педали газа
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. Выбрать пониженную передачу.
  4. Отпустить педаль сцепления.
  5. Притормаживать педалью тормоза до безопасной скорости.

В повороте тормозить не нужно. На этом отрезке пути автомобиль должен двигаться на ровном газу, тогда его не сорвет в занос. Лишь только когда большая часть поворота пройдена и видно его конец, можно немного нажать на газ.

Торможение с механической коробкой передач на спуске

На спуске всегда нужно тормозить двигателем, помня золотое правило: «чем круче уклон, тем ниже передача». В этом случае можно избежать перегрева тормозных дисков или колодок, из-за которого эффективность торможения снижается.

Алгоритм действий в этой ситуации:

  1. Увидев знак 1.13 «Крутой спуск» сбросьте газ, слегка притормозите. Это нужно, чтобы успеть оценить ситуацию на дороге и дать сигнал идущим сзади автомобилям о вашем замедлении.
  2. Выжмите педаль сцепления.
  3. Включите пониженную передачу.
  4. Отпустите педаль сцепления.
  5. При необходимости притормаживайте педалью тормоза, не трогая сцепление.

Если автомобиль ускоряется, переключайтесь еще раз на пониженную передачу и продолжайте уменьшать скорость кратковременным нажатием на педаль тормоза. При этом следите за дистанцией до впереди идущего автомобиля, она должна быть в два раза больше дистанции, которой придерживаетесь на ровной дороге.

Если впереди на близком расстоянии едет попутный автомобиль — не выключайте надолго сцепление. На спуске такое действие вызовет ускорение движения автомобиля, риск ДТП будет высоким. Поэтому переключайтесь на пониженную передачу как можно быстрее.

Если у вас отказали тормоза на затяжном горном серпантине — не отчаивайтесь. Ищите аварийные тупики (обычно их устраивают в конце затяжного спуска) и направляйте автомобиль туда. Эти участки имеют небольшой подъем, созданный специально для эффективной остановки автомобилей даже с отказавшей тормозной системой.

Как правильно тормозить на скользкой дороге

Если дорога скользкая, нужно соблюдать предельную осторожность и выбрать низкую, безопасную скорость. Тормозить безопаснее всего ступенчатым (импульсным) способом с повышением усилия. Хорошо, если ситуация стандартная и можно помочь машине торможением двигателем. Главное, не удерживайте педаль сцепления в выжатом состоянии долго, переключайте передачу как можно быстрее.

Как тормозить в разных ситуациях

Тактика торможения зависит от скорости, дорожного покрытия, погодных условий, обстановки и других факторов. Все нюансы мы собрали в таблице.

Ситуация Как тормозить Что нельзя делать
Прямая дорога или площадка, служебная остановка или парковка С включенным сцеплением, если необходимо — применяя торможение двигателем Двигаться на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением
Аварийная ситуация на сухой дороге Импульсное торможение с понижением усилия Давить педаль тормоза в пол и удерживать в таком положении
Аварийная ситуация на мокрой или скользкой дороге Импульсное торможение с повышением усилия Сильно бить по педали тормоза, рулить в момент торможения
Движение на крутом спуске Торможение двигателем на пониженной передаче, помогая автомобилю короткими нажатиями на педаль тормоза (если необходимо) Пользоваться только педалью тормоза, долго тормозить
Прохождение поворота Сбросить скорость заблаговременно, не выключать сцепление в повороте Резко тормозить, особенно долгим удержанием педали тормоза

Мы разобрали все нюансы правильного торможения на механике, дали пошаговые инструкции по действиям в разных ситуациях. Если вы новичок, не пожалейте денег, наймите опытного автоинструктора и отработайте с ним все варианты не закрытой площадке или пустынных дорогах. Так вы научитесь правильно тормозить и сможете избежать ДТП в критичных ситуациях

Источник

Оцените статью
Авто Сервис