Меню

Minidisc привод для компьютера

Рождение и смерть мини-диска

В марте 2013 года корпорация Sony окончательно прекратила выпуск оборудования для записи и воспроизведения цифровых мини-дисков. В этом событии удивляют сразу два факта: насколько чудовищно устаревшим сегодня воспринимается этот формат, хотя ему всего лишь двадцать лет, и насколько долго он вообще умудрился просуществовать в мире интернета и MP3. Давайте вспомним, как же появился на свет весьма перспективный в своё время MiniDisc и почему он не стал столь же популярным, как компакт-диск.

Разработка стандарта MiniDisc началась в 1986 году, когда мир уже начал захватывать первый массовый цифровой аудионоситель — компакт-диск. Формат CD был представлен в марте 1979 года, а первые серийные проигрыватели появились в продаже в апреле 1982 года. Компакт-диски были хорошо приняты любителями музыки, которые быстро оценили широкий частотный и динамический диапазон нового носителя. Особенно поражала абсолютная тишина в паузах — на фоне характерного потрескивания грампластинки, заменой которой и выступил CD.

Мини-диск задумывался как преемник компакт-кассеты, только более удобный в эксплуатации и хранящий записи в цифровом виде. Работа над MiniDisc началась в середине восьмидесятых — в «золотой век» аудиокассет, когда был достигнут «потолок» возможностей этого носителя и всем ведущим производителям стали очевидны его принципиальные ограничения.

Новый носитель должен был оставаться столь же компактным и защищённым от внешних воздействий, как и компакт-кассета, что позволило бы использовать его не только в домашних аудиосистемах, но и в автомобильных и портативных плеерах. По качеству звучания он должен был превосходить аналоговую кассету и максимально приближаться к CD при существенно меньшей ёмкости. Наконец, непременным условием должна была быть возможность многократной самостоятельной записи на такой носитель — с функциями стирания и монтажа.

В результате в MiniDisc были реализованы сразу несколько передовых на тот момент технологий, защищённых множеством патентов. В качестве технологии записи была выбрана магнитооптическая, в которой для запоминания данных используется лазер, разогревающий до необходимой температуры ферромагнитный слой диска, и магнитная головка, изменяющая намагниченность нагретого участка. Для воспроизведения записи применяется лазер меньшей мощности: при отражении луча от того или иного участка, в зависимости от его намагниченности, меняется плоскость поляризации, что и фиксируется оптическим датчиком.

Магнитооптическая технология давала мини-диску важные преимущества: высокую надёжность хранения записи и повышенную устойчивость к магнитным полям, быстрый произвольный доступ к любому фрагменту записи, а также возможность многократного стирания и перезаписи. Единственным существенным на тот момент недостатком считалось высокое энергопотребление лазера в процессе записи, что ограничивало использование пишущих приводов в портативных устройствах. Впрочем, впоследствии стало понятно, что MiniDisc столь же подвержен размагничиванию, как и обычная плёнка.

Диск диаметром 2,5 дюйма (64 мм) и ёмкостью 140 Мбайт устанавливался в жёсткий пластиковый корпус со сдвижной шторкой — почти как у компьютерной дискеты. Для кодирования музыки был применён фирменный алгоритм Sony Adaptive TRansform Acoustic Coding (ATRAC), основанный на психоакустических особенностях человеческого слуха. По своей идеологии ATRAC близок к MP3 и прочим форматам кодирования звука с потерями: информация, неразличимая или малоразличимая на слух для большинства людей, удаляется из файла, а оставшаяся сжимается до максимально компактного объёма. В результате 74 минуты записи на 650 Мбайтах компакт-диска удалось сжать до 140 Мбайт ёмкости мини-диска. Базовый битрейт первой версии ATRAC составил 292 Кбит/с.

Формат MiniDisc и оборудование для записи и воспроизведения мини-дисков были официально представлены 12 января 1992 года, однако новинка была принята довольно прохладно. По качеству звучания первые проигрыватели уступали не только DAT-магнитофонам с алгоритмом записи без потерь, но даже полностью забытым ныне цифровым кассетам DCC, также использовавшим психоакустическую схему сжатия. При этом аппаратура оказалась сравнимой по стоимости с СD-проигрывателями, обеспечивающими намного более высокое качество звука.

В Sony не привыкли забрасывать результаты многолетних разработок, поэтому инженеры компании принялись совершенствовать, прежде всего, алгоритмы сжатия ATRAC. Оригинальная версия ATRAC отличалась заметными артефактами сжатия и паразитными шумами, вторая модификация звучала немногим лучше, а качественный прорыв произошёл с появлением версии ATRAC 3.5 в 1995 году. Формат стал поддерживать разрядность 20 бит — выше, чем у CD! — и в результате записи стали звучать намного естественнее и музыкальней.

Четвёртая версия ATRAC, увидевшая свет в 1996-м году, позволила ещё больше повысить качество звучания: вся внутренняя обработка данных производилась с 24-битной точностью при сохранении АЦП с разрядностью 20 бит. Версия ATRAC 4.5 применялась во флагманских моделях серии ES и отличалась улучшенным качеством кодирования на высоких битрейтах. Разрядность АЦП выросла до 24 бит. Последний вариант классического ATRAC DSP Type-R появился в 1998 году и, помимо прочего, обеспечивал высококачественное кодирование высоких частот.

Однако в среде аудиофилов за мини-диском уже закрепилась скверная репутация, поэтому Sony была вынуждена вновь привлечь внимание к MiniDisc высококачественными деками топовой серии ES — MSD-JA30ES и JA50ES, получившими 20-битные аналогово-цифровые преобразователи и превосходно звучащие ЦАП. Вместе с тем появилась возможность выпуска и недорогих аппаратов с высоким качеством звучания. Наглядный пример — дека MDS-JE500, вышедшая в 1996 году и построенная на чипе CXD2650R с алгоритмом ATRAC 4. Эти аппараты уже легко конкурировали по качеству звучания с массовыми CD-проигрывателями, а по сервисным функциям и опережали их.

Шестое поколение ATRAC, появившееся в 1999 году, получило собственное название ATRAC3 (без пробела). В этой реализации были добавлены форматы записи повышенной длительности MDLP: 2LP c битрейтом 132 Кбит/с и LP4 с битрейтом до 66 Кбит/с, позволяющие записать на 80-минутный диск до 324 минут звука. Модификация ATRAC3 DSP Type-S объединила в себе кодек ATRAC3 с улучшенным качеством воспроизведения низкобитрейтных записей MDLP и топовый кодек ATRAC1 Type-R первого поколения.

В конце 2001 года в формате MiniDisc наконец-то появилась возможность копирования записей на мини-диск не только в реальном времени. Расширение NetMD позволило в ускоренном режиме отправлять данные через интерфейс USB c компьютера под управлением Windows через фирменную программу SonicStage. При этом записи в режиме SP можно было копировать на скорости до 1,6х, в режиме LP2 — на скорости до 16х, а в режиме LP4 — до 32х или даже 64х по сравнению с реальной длительностью записанной программы.

Читайте также:  Сальник привода левый рено меган 2 мкпп

Наконец, в январе 2004 года на рынок вышла последняя инкарнация MiniDisc — Hi-MD и кодек ATRAC3Plus. Одновременно были выпущены мини-диски Hi-MD объёмом 1 Гбайт, на которые можно было записать до 45 часов музыки с минимальным битрейтом 48 Кбит/с, до 94 минут несжатой музыки с битрейтом 1411 Кбит/с и частотой дискретизации 44,1 кГц в формате Linear PCM либо до 980 Мбайт компьютерных данных. В 2005 году начался выпуск плееров Hi-MD со встроенной поддержкой MP3, а в 2006-м впервые появилась возможность передачи цифровых файлов с MD-плееров на компьютер (за исключением дисков, записанных через SonicStage или OpenMG).

Кодек ATRAC Advanced Lossless позволял записывать музыку в форматах ATRAC3 и ATRAC3plus, сопровождая их служебным потоком для полного восстановления оригинального сигнала. При этом плеер мог декодировать как сжатый формат, так и несжатый, что обеспечивало совместимость таких записей с устаревшим оборудованием.

Дисководы Hi-MD стали появляться в компьютерах, выпускаемых Sony. Такие диски отображались как съёмные накопители с файловой системой FAT32. Перенос файлов осуществлялся средствами операционной системы, и лишь для записи аудиодиска, воспроизводимого на MD-плеере, нужно было пользоваться программой SonicStage.

В стандарте Hi-MD наконец-то были устранены многие нелепые по нынешним меркам «копирайтные» ограничения классических MiniDisk — к примеру, промежуточное перекодирование в PCM передаваемых по NetMD файлов или невозможность перезаписи «по цифре» звука, записанного «вживую» с микрофона или линейного входа ни через оптический выход, ни через USB (технология Serial Copy Management System).

Все эти ограничения изначально были призваны предотвратить «побитовое» копирование защищённых DRM файлов, допуская лишь аналоговую перезапись с потерей качества. В последних же версиях SonicStage осталось единственное ограничение — невозможность редактировать треки на рекордере Hi-MD, записанные на диск с помощью этой программы. При записи через оптический или линейный вход таких ограничений нет.

Пока в Sony доводили до ума алгоритмы для аппаратного кодирования и декодирования сжатого звука, на дворе наступил XXI век — век интернета, MP3, Napster, файлообменных сетей, айподов и флэш-плееров, пишущих приводов CD-, DVD- и Blu-ray. Cоздаётся впечатление, что всё это время создатели MiniDisc обитали в какой-то другой реальности и вернулись обратно только к 2004 году. Героизм, с которым Sony тащила этот давно морально устаревший формат до 2013 года, заслуживает отдельного разговора.

Поддержка формата MiniDisc в Европе и Северной Америке была свёрнута в 2008 году, как и доступ к фирменному музыкальному интернет-магазину Connect. Впрочем, особой популярностью мини-диски не пользовались ни в Старом Свете, ни в Новом. Мода на карманные MD-плееры прошла ещё в конце 90-х, а после этого мини-диски применялись разве что на радиостанциях и в музыкальных студиях, где требовалась быстрота доступа к разным фрагментам записи и простота редактирования. В России я в последний раз видел в магазинах чистые мини-диски не менее десяти лет назад — как раз примерно тогда же начался бум MP3 и пишущих CD-приводов.

Однако в самой Японии и в некоторых других азиатских странах мини-диск получил гораздо более широкое распространение. Он изначально оказался более доступной и удобной альтернативой CD, что для страны, проводящей немало времени в поездах, пришлось очень кстати. Японская молодёжь до сих пор с удовольствием скупает синглы модных исполнителей на мини-дисках и записывает на них целые «живые» концерты. Не собирается закрываться и японская версия интернет-магазина Connect. Неудивительно, что некоторые другие фирмы, включая Onkyo, пока не собираются отказываться от выпуска MD-плееров, хотя Sony прекратила производство портативных MD-Walkman ещё два года назад.

Нам же остаётся лишь попрощаться с ещё одним форматом, судьба которого оказалась очень непростой только потому, что его создатели попытались соединить несоединимое: цифровые технологии будущего с привычками крупных корпораций игнорировать окружающую реальность и навязывать свои архаичные правила игры.

Источник

Золотой век минидиска

В честь успешного окончания школьного года родители дарят тебе новинку: портативный минидисковый рекордер и десяток дисков к нему. Это шикарная, компактная штука с прекрасным звуком, мощными басами. Кассеты отправляются в чулан, ты переписываешь с домашней деки компакт-диски, фиксируешь куски передач с радио. Осенью хвалишься аппаратом перед одноклассниками, а с двумя другими счастливчиками обмениваешься дисками, на обеде переписываешь музыку с одного минидиска на другой. У тебя в кармане пара любимых альбомов, купленных в магазине, а на других носителях — постоянно меняющиеся сборники: перезаписывать минидиски можно бесконечно. О стираемых навечно старых музыкальных фаворитах ты не жалеешь, зачем жалеть о прошлом, если впереди столько всего интересного? Музыка и портатив для ее воспроизведения — и средство самовыражения, и предмет для гордости.

Ничего такого у меня в школьные годы не было, я обходился кассетным плеером, и даже таких «устаревших» для середины девяностых устройств среди моих одноклассников было немного. Музыку слушали не на ходу, а дома, и вот там почти у всех обязательно был какой-нибудь двухкассетник. Минидиск в живой природе я видел только один раз, в 1998 году, и не у наших сверстников, а у американских. Уже три года я открываю этот устаревший носитель звука заново. Я изучил его вдоль и поперек, все про него узнал, и теперь просто коллекционирую устройства из любви к старой электронике. Я уже рассказывал про минидисковый набор для небедного меломана в возрасте. Сегодня речь пойдет строго о портативе. И я выбрал самый лучший период развития минидиска — когда формат был актуален и относительно доступен, а музыка на компьютере еще не была распространена. Золотой период, который длился всего пару-тройку лет.

Предыдущие статьи про минидиск:

Sony MZ-R3 и выполнение обещаний

Первый минидисковый рекордер был выпущен в конце 1992 года, и он был, мягко говоря, далек от идеала. Размеры большие, время работы от батареи — смешное, в районе часа. Это был скорее прототип, который выпустили в продажу, не желая давать преимущество формату Digital Compact Cassette компании Philips. Sony MZ-1 не выполнял обещания, данные самим производителем: компактное устройство с возможностью записи и воспроизведения цифрового звука, по размеру не отличающееся от кассетного портатива. В конце 1993 года выпустили по-настоящему портативный Sony MZ-R2, но с урезанными функциями записи и все еще несерьезным временем автономной работы (2,5 часа). Первый по-настоящему пригодный к эксплуатации портативный рекордер Sony MZ-R3 был выпущен в 1995 году.

Читайте также:  Форд фокус 2 подвесной подшипник переднего привода размеры

Сравните с первенцем, моделью 1992 года:

И с кассетным плеером 1994 года:

Это не совсем честное сравнение: минидисковое устройство имеет возможность записи, а кассетное — просто проигрыватель. В режиме воспроизведения от двух батареек АА MZ-R3 работал 4,5 часа, а если добавить внешний проприетарный аккумулятор — до восьми часов. Я разбирал этот рекордер и внутри заметно, что технология цифрового портатива с записью для тех лет все еще сложная: несколько плат, куча шлейфов. Засунуть все это в компактный корпус было нелегко.

Sony MZ-R30 и снижение цен

Условный «золотой век минидиска» начинается в конце 1996 года, с выпуском рекордера Sony MZ-R30. В Sony наконец определились с дизайном на следующие пару лет, а главное — снизили цены. Если MZ-R3 стоил 650 долларов (1150 современных, вообще не молодежная цена), то R30 продавался уже за 400. MZ-R30 и выпущенный позднее почти идентичный Sony MZ-R35 — одни из самых распространенных устройств на вторичном рынке в настоящее время. Именно тогда относительно много людей все же решились на покупку дорогого портатива, привлеченные возможностью многократной перезаписи музыки, покупки фирменных релизов.

Это очень надежные железки, в стальном корпусе, в большинстве своем прилично работающие до сих пор. В MZ-R30 используется проприетарный аккумулятор, но сделан он на основе типового литий-ионного элемента 18650, и доступен до сих пор, так как помимо минидиска использовался в некоторых фото и видеокамерах Sony. Зарядки хватает на 8 часов воспроизведения, а в комбинации с внешним кейсом для двух батареек АА — на 15 часов.

В комплекте имелся проводной пульт дистанционного управления, но с одним дурацким изобретением Sony. В середине девяностых компания пыталась внедрить проприетарный разъем для наушников, коаксиальный (все контактные площадки на одной оси) и совместимый, естественно, только с наушниками Sony.

При этом на самом плеере разъем обычный. Для абсолютного большинства потребителей это не являлось проблемой — все равно использовались штатные наушники.

Sharp MD-MS702: икона стиля

Этот плеер я приобрел в коллекцию по трем причинам: чтобы разбавить кучку плееров Sony, за шикарный дизайн и еще потому, что именно его я видел у одноклассников в техасской школе в 1998 году. Sharp MS702 был выпущен в сентябре 1997 года, в двух вариантах — с дизайном поскромнее, и с характерным спортивным луком, а-ля часы Casio G-Shock.

Это первый плеер, в котором кнопки управления были размещены прямо над дисковым механизмом, что сделало его более чуть более компактным. При этом он все равно достаточно крупный, с необычным механизмом загрузки — слотовым, как в первом Sony MZ-1, но без электропривода. Диск вставляется легко, одним нажатием и выбрасывается с помощью механической кочерги на боку.

Редчайший экземпляр в моей коллекции с живым проприетарным аккумулятором тех лет. Эти плееры вообще не дожили до настоящего времени в больших количествах, из-за не самого надежного лазерного диода. И вот на примере MS702 можно представить, как бы я использовал минидисковый рекордер в девяностых, если бы он у меня был. Для этого желательно добавить к устройству хотя бы десяток носителей:

Окей, скорее всего рекордер куплен на замену кассетной технике. Без проблем оцифровываем кассеты: соединяем плеер и рекордер кабелем, переписываем, попутно расставляем маркеры треков и вводим названия:

Хочется записать что-то с радио? Подключаете рекордер к радиоприемнику и пишете. Длинное радиошоу можно записать в монорежиме, тогда на диск поместится не 80 минут, а 160. Знакомый в школе поделился новым треком? Переписываете прямо на перемене, прямо с его плеера. Наконец, если найдете столь же обеспеченного друга с минидиском, можете копировать музыку с одного MD на другой:

Здесь появляются дополнительные возможности и ограничения. Цифровую запись на минидиск (через оптический цифровой кабель) можно сделать только один раз. Через аналоговое подключение можно копировать сколько угодно раз. Здесь на помощь приходит одна уникальная фича Sharp MS702. Допустим, вы переписываете минидиск с устройства одноклассника. После успешного копирования можно вставить оригинальный диск и перенести с него все названия треков! Для этого достаточно, чтобы количество треков на исходнике и копии совпадало. Минидисковый портатив в 1997-1998 году — универсальное и невероятно удобное устройство для обмена музыкой, в эпоху, когда аудио на компьютере еще мало кому было доступно. Наконец, если нужно, всегда можно подключить к рекордеру микрофон и записывать то ли лекции, то ли дневник наблюдений за природой.

Sony MZ-R50: эталонный портатив

Еще один выдающийся плеер 1997 года, многие считают его лучшим устройством для этого носителя. Sony MZ-R50 поступил в продажу в октябре 1997 года. По сравнению с предшественником MZ-R30 габариты рекордера уменьшились на треть. В четыре раза увеличен аудиобуфер — до 16 мегабит или 40 секунд. Минидисковые устройства и до этого не особо страдали от тряски, а теперь заставить оптический привод сбоить при чтении стало совсем сложно.

Впервые появляется полноценный пульт управления с экраном и подсветкой. Проприетарный аккумулятор позволяет слушать музыку в течение 7 часов. В комбинации с двумя батарейками АА — до 22 часов. К сожалению, аккумуляторы для этой модели (более тонкие, чем у R30) больше не выпускаются.

Читайте также:  Части привода машины мок 125

На фото выше я показываю еще один сценарий портативного пиратства копирования музыки, для совсем обеспеченных людей. Берем портативный CD-плеер с оптическим цифровым выходом, в данном случае — Sony Discman D-321 1992 года выпуска. Не забываем выключить на дискмене антишок, с ним оптический выход не работает. Подключаем кабелем, вставляем минидиск, включаем запись. Содержимое компакт-диска переносится на минидиск со всеми маркерами треков в нужных местах и в цифровом качестве (если не учитывать сжатие с потерями). Осталось только ввести вручную названия, если хочется. Позднее, в 1999-2000, некоторые модели минидисковых рекордеров могли переносить и теги тоже, если CD записан с функцией CD-Text.

Sony MZ-E11 и баллада о мега басе

При коллекционировании минидисковых устройств желательно не забывать про чистые плееры, без возможности записи. Они как правило компактнее рекордеров, а при наличии стационарной минидисковой деки иметь возможность записи на ходу не обязательно. Довольно часто продавались со скидкой комплекты из деки для дома и плеера для прослушивания на ходу. Прелесть этого древнего формата в том, что почти в каждом устройстве производитель экспериментировал. Понимаете, эти ретрогаджеты все разные! Трудно остановиться.

В MZ-E11, например, применен оригинальный механизм загрузки и выброса диска, похожий на таковой у рекордера Sharp. Уверен, в 1998 году это была очень модная штука.

Плеер продавался как с пультом, так и без него — тут он, честно говоря, не обязателен. Все нужные кнопки удобно расположены на торце. На примере этого плеера хочется поговорить про такое явление, как Mega Bass. Это так в Sony называли систему усиления басов, у других производителей они имели другие наименования, но присутствовали обязательно. Mega Bass усиливает низкие частоты и вообще появился, чтобы исправить недостатки наушников тех лет. Типичные наушники для портатива в девяностых — «капельки», закрывающие ушной канал, но не вставляющиеся в него.

Или полуоткрытые накладные наушники. Оба варианта в принципе не обеспечивают достаточную изоляцию, с неизбежным трудностями именно при передаче низких частот. Мегабас в девяностых — это не мода «чтоб качало», а скорее суровая необходимость. В кассетных плеерах Mega Bass и вовсе поднимает как низкие частоты, так и высокие, заодно решая проблему с дефицитом таковых на кассете. Усиление динамическое, зависит от громкости — на низкой громкости максимальное, на высокой — почти отсутствует. С современными наушниками усиление басов вроде бы и не нужно, хотя иногда позволяет сделать звук «веселее», а то и научно предпочтительнее, в соответствии с кривой Хармана. Так вот, в MZ-E11 есть одна особенность: басы здесь усилены по умолчанию. Увы, так было сделано во многих минидисковых устройствах, особенно ближе к концу жизни формата. Два уровня усиления добавляют их еще больше, что звучит… ну так, странно. Я называю вариации звука этого плеера так: «бубнение», «трубашатание» и «аннигиляция».

Aiwa AM-F70: громко и странно

Еще один минидисковый «несони» 1998 года выпуска. У компании Aiwa непростая судьба: когда-то она была известна своими качественными и недорогими кассетными деками, в восьмидесятых выпускала классный кассетный же портатив. К концу девяностых бизнес стал менее успешным, и в итоге компания поглощена той же Sony. AM-F70 — рекордер еще самостоятельной разработки, и он, мягко говоря, необычный.

Достаточно крупный плеер, приемник для дисков открывается вбок, кнопки щедро рассыпаны по корпусу. Зато колесо используется для самой очевидной функции — регулирует громкость при воспроизведении. В плеерах Sony колесо Jog Dial и его вариации переключают треки, пункты меню, буквы, что угодно, но громкость не регулируют.

Большой проводной пульт, зато и экран у него в несколько строк. Плеер работает до 10 часов от проприетарного аккумулятора — по размеру почти полностью совпадающего с доступными в продаже батареями от КПК Sony Clie SJ. Если аккумулятор мертв, можно подключить внешний блок питания, размером с плеер, на три батарейки ААА. Это очень неудобно: отсек для батареек не пристегивается, а болтается на проводке, таскать подобную конструкцию в кармане будет нелегко. Почему так сделали? Плеер не экономит электроэнергию, в том числе обеспечивает относительно высокую выходную мощность для наушников — 10 милливатт (32 Ом). Плеер без проблем «прокачивает» наушники, с которыми тот же Sony R50 не справляется. Правда звучит грязновато, с искажениями.

Уникальная фича рекордера Aiwa — это один из трех известных мне плееров с подсветкой дисплея на корпусе, а не только на пульте.

Sony MZ-R55: светлое будущее

Закончу статью фотографией плеера Sony MZ-R55, использованного в популярном клипе Freestyler группы Bomfunk MC. Это октябрь 1998 года, и данный плеер представляет уже другое поколение плееров. По длине и ширине он уже не сильно отличается от самого минидиска. В последующие годы новые модели будут становиться тоньше, но общий внешний стиль сохранится. Этот плеер уже считается не столь надежным, как предшественник MZ-R50, в качестве одной из неисправностей, например, упоминается «случайное включение записи при нажатии на крышку». Золотой век минидиска на этой модели заканчивается.

Не потому, что это плохой рекордер. Просто девяностые подходят к концу и наступают новые времена. Цены на болванки CD-R/RW падают ниже плинтуса, проще ходить с CD-портативом, чем возиться с минидисками. Зарождается обмен MP3, сначала просто через веб, а потом — с помощью файлообменных сетей. В 1998 году появляются первые MP3-плееры на базе CD и с флеш-памятью. Устройство для записи звука в реальном времени, без компьютера, становится необязательным. 1998 год был также отмечен максимальными вложениями в рекламу минидиска. Вместе с набором выдающихся устройств, в которых вылечены почти все детские болезни формата, мы получаем эпоху, в которой на короткое время минидиск хоть немного имел смысл. Оставаясь, впрочем, слишком дорогим для большинства людей. Надеюсь, вам было интересно посмотреть на эти ретроустройства. В следующий раз расскажу о выдающихся железках из нулевых, последнего десятилетия минидиска.

Источник

Adblock
detector