Мотоцикл сцепление газ тормоз сцепление

Содержание
  1. Техника вождения мотоцикла: торможение со сцеплением или без
  2. Мотоцикл сцепление газ тормоз сцепление
  3. Органы управления на мотоцикле
  4. Учимся трогаться на мото
  5. Самоучитель езды на мотоцикле. Первое занятие- органы управления.
  6. Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Начинаю публиковать серию статей под названием «Самоучитель езды на мотоцикле»! Он предназначен для тех людей, которые не могут, по тем или иным причинам, лично посетить занятия в мотошколе. Или ввиду удалённости, или нехватки времени или средств на осуществление сей задачи!
  7. Что нужно знать до начала обучения вождению мотоцикла
  8. Переподготовка с «В» на «А»
  9. Теория: 11000 руб.
  10. Полная стоимость: 15000 руб.
  11. 2 недели
  12. Обучение на категорию «А»
  13. Теория: 12000 руб.
  14. Полная стоимость: 16000 руб.
  15. 2 — 2,5 месяца
  16. Обучение на категорию «А1»
  17. Теория: 10000 руб.
  18. Полная стоимость: 14000 руб.
  19. 2.5 месяца
  20. Переподготовка с «А1» на «А»
  21. Теория: 11000 руб.
  22. Полная стоимость: 15000 руб.
  23. 1 месяц
  24. Что надо узнать о мотоцикле, прежде чем начинать учиться ездить
  25. Базовая схема конструкции мотоцикла и расположение органов управления
  26. Принципы работы ручки газа
  27. Принципы работы сцепления и «серая зона»
  28. Принципы работы тормоза
  29. Распределение нагрузки на переднюю и заднюю ось мотоцикла, пятно контакта
  30. Что должен знать и уметь учащийся, прежде чем начинать ездить
  31. Контроль и понимание баланса
  32. Умение расслабляться, не закрепощаться и не сжиматься на занятиях
  33. Знание размеров мотоэкипировки
  34. Время для учёбы в мотошколе
  35. Азы оказания первой медицинской помощи
  36. Негласные правила и сигналы жестами
  37. Страшные байкерские термины
  38. Что требуется от учащегося на занятиях по вождению мотоцикла
  39. Одежда, не сковывающая движение
  40. Предельная концентрация на уроках
  41. Активность и готовность участвовать в уроке
  42. Спокойствие и хладнокровие
  43. Физическая подготовка

Техника вождения мотоцикла: торможение со сцеплением или без

Золотое правило мототрека – торможение без сцепления, что позволяет обеспечить торможение двигателем и сохранение контроля над процессом торможения. Это похоже на работу антиблокировочной тормозной системы. Максимальное тормозное усилие достигается непосредственно перед блокировкой заднего колеса и именно в этот момент имеет значение отключение сцепления. Это происходит во время скоростного входа в поворот. Если речь идет о крутом повороте, когда мотоциклист сбрасывает скорость ближе к середине поворота и/или выполняет торможение с заносом, он нажимает рычаг сцепления, чтобы избежать серьезного повреждения двигателя.

Читайте также:  Лиаз 5256 нет задних тормозов

Неоднократно можно быть свидетелем ситуаций, когда начинающие мотоциклисты злоупотребляют торможением с выключенным сцеплением. При каждом задействовании тормоза заднего колеса они нажимают рычаг сцепления. Они делают это по той простой причине, что не имеют достаточного контроля над торможением и, «забивая» задний тормоз, сталкиваются с проблемой произвольного выключения двигателя. Более того, иногда двигатель даже глохнет при слишком высокой передаче.

Это касается как 2-тактных, так и 4-тактных двигателей. Мотоциклы с 2-тактным или 4-тактным двигателем выходят из поворота практически одинаково. 2-тактные агрегаты зависят от сцепления больше, более чем 4-тактные, но при выходе из поворота на высокой передаче мотоциклы даже с 4-тактным тяговым двигателем получают некоторую помощь от сцепления.

Опытный гонщик может выполнить дрифт-скольжение в повороте, что похоже на отпускание рычага сцепления. Когда мотоциклист нажимает рычаг сцепления во время торможения на скорости, он рискует уйти в слишком сильный занос. При этом мотоцикл выпрямляется, а водитель снова и снова нажимает педаль тормоза. Особенно это касается высокоскоростного скользящего вхождения в поворот. Научитесь удерживать контроль над мотоциклом.

Прохождение поворота требует особых навыков. Чтобы стать мастером в этом деле, нужно обладать талантом, знать все техники входа и выхода из поворота, а также долго практиковаться и оттачивать мастерство.

Для выполнения поворота недостаточно просто наклонить мотоцикл и проехать этот участок дороги. Существует такие понятия, как тип поворота (крутой или сглаженный, с поперечным уклоном, с поднятием внутренней обочины и т. д.) и тип дорожного покрытия. Также важно применение техник взаимодействия гонщика с мотоциклом. Даже существуют техники, влияющие на поведение мотоцикла во время прохождения поворота.

Чтобы быстрее проскочить поворот, нужно развить максимально возможную для этого скорость. Замедлитесь ровно настолько, чтобы удержать контроль над тем, что называется Exit Transition (переход от торможения к ускорению), а потом газуйте как можно быстрее и сильнее. Чтобы перенести скорость в поворот, нужно понимать, что такое ранний и поздний Approach Transition (переход от ускорения к торможению). Это позволяет понять чрезвычайную важность торможения на поворотах. Чтобы научиться профессионально проходить повороты, нужно научиться профессионально тормозить.

Конечно же, в течение всего поворота необходимо сохранять полный контроль над мотоциклом. Но напряжение и ошибки приведут только к повышенной утомляемости и снижению концентрации, а иногда даже к аварии. Помните, что можно ехать как угодно далеко и как угодно быстро, но при этом нужно применять специальные техники вождения и сохранять спокойный контроль. Допуская некоторые ошибки, мотоциклист будет вынужден замедлить ход мотоцикла, но это поможет ему быстрее понять, что же он делает неправильно.

Другими словами, вождение требует определенного мастерства, а не простого желания ворваться в поворот на полной скорости с надеждой справиться с ним. Гонщик всегда должен точно предвидеть, что произойдет, прежде чем это произойдет. Он должен точно видеть траекторию движения перед собой, что позволит получить максимальное сцепление колес с дорожным покрытием. Как видите, очень важно предвидеть путь прохождения переднего колеса, чтобы удачно преодолеть самые критические участки поворота. Если правильно выполнить технику выполнения поворота, то переднее колесо мотоцикла пройдет именно по той траектории, по которой должно, и то же самое неизбежно сделает заднее колесо.

Самое главное, что вам следует помнить при езде – обязательное использование качественной мотоэкипировки. Это включает в себя мотошлем, комплект ботов и перчаток, мотокуртку и мотоштаны. Кроме того, будет не лишним надевать черепаху, чтобы обезопасить себя при падениях. Качественную и недорогую мотоэкипировку вы можете приобрести в нашем магазине по доступным ценам в Москве.

Источник

Мотоцикл сцепление газ тормоз сцепление

Про свои первые уроки езды, я уже писал. Теперь хотелось бы подробнее рассмотреть самое важно — процесс троганья. Это самое тяжелое, что бы научится ездить на мото.

Органы управления на мотоцикле

У мотоцикла есть снизу слева(в 99% случаев) коробка передач под ногой. Вот так примерно выглядит коробка:

То есть вы левой ногой, нажимая на лапку коробки передач, переключаетесь на первую передачу. Но на некоторых мотоциклах, например пит-байках, первая передача находится сверху, а нейтралка снизу.

И слева сверху есть рычаг сцепления. Вот еще фото с подписью элементов управления:

1 — кик-стартер; 2 — рычаг переключения передач (лапка КПП) ; 3 — рычаг сцепления; 4 — рычаг декомпрессора(на старых мотоциклах есть только); 5 — переключатель указателей поворота; 6 — кнопка звукового сигнала; 7 — переключатель света фары; 8 — манетка пускового обогатителя(обычно он под бензобаком); 9 — выключатель света; 10 — аварийный выключатель двигателя; 11 — рычаг переднего тормоза; 12 — ручка «газа»; 13 — педаль заднего тормоза; 14 — подножки.

Учимся трогаться на мото

Ниже идет картинка, где в принципе все показано. Вот что вам надо сделать:

— Ну естественно завести мотоцикл :-).

— Перед этим проверить, что бы была включена нейтралка на коробке передач.

Итак, мотоцикл заведен. Садимся на него.

1) Зажимаем рычаг сцепления(он там где левая рука)

2) Включаем первую передачу(обычно лапку коробки передач нажимаем вниз)

3) Медленно, даже нет, очень медленно отпускаем рычаг сцепления, который мы зажали в первом пункте.

4) Во время отпускания рычага сцепления, плавно добавляем газ(крутить ручку газа вниз, которая справа)

Настанет тот момент, во время отпускания сцепления, когда вы почувствуете, что мотоцикл начинает рваться вперед. Запомните положение рычага сцепления, в этом моменте. Именно на нем, нужна будет особая плавность.

А вот подборки видео, где все хорошо показано. В целом что бы нормально научится трогаться, нужна только практика! Поэтому берете мотоцикл и выполняете упражнение, проехались, остановились.

Сам процесс троганься показан на времени 3:20:

А вот еще одно видео, где уже показан пример на спорт-байке:

А вот еще одно видео, там даже показано как завести мотоцикл:

Совет: Не выезжайте в город, пока не научитесь трогаться, т.к. в городе можно неудачно заглохнуть на светофоре или перекрестке.

Источник

Самоучитель езды на мотоцикле. Первое занятие- органы управления.

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Начинаю публиковать серию статей под названием «Самоучитель езды на мотоцикле»! Он предназначен для тех людей, которые не могут, по тем или иным причинам, лично посетить занятия в мотошколе. Или ввиду удалённости, или нехватки времени или средств на осуществление сей задачи!

Мы будем последовательно разбирать , с самого начала, что такое езда в целом. Расположение органов управления, их функционал и алгоритм применения! Помимо этого мы разберем правильное направление взгляда, его важность и роль в безопасной езде, особенности посадки за рулём — положения тела, рук на руле и ног на подножках. Будет несколько этапов обучения и, как следствие, большое количество связанных с ними, упражнений! За сим, начнём!

Как я уже неоднократно говорил, я много лет работаю мотоинструктором в Москве, и имею за плечами большой опыт обучения ребят самых разных возрастов, от мала до велика. Если говорить о возрасте обучаемых мною, то это от четырех и до семидесяти лет. Любви к мотоциклу все возрасты покорны) Начинаю серию роликов о обучении езде на мотоцикле и первым в этой группе видео будет разговор про органы управления — того, с помощью чего мотоцикл начинает движение, ускоряется, замедляется или останавливается совсем!

Но самое главное — техника безопасности! Без её соблюдения к мотоциклу и подходить не стоит, ибо наше здоровье даны нам всего лишь один раз! Нельзя касаться раскалённых частей мотоцикла, если мы не хотим получить ожог. Необходимо подождать, когда сам мотоцикл и его детали достаточно остынут, и лишь потом производить какие — то работы с ним.

Не советую так- же засовывать руки в подвижные узлы или части мотоцикла, так — как при его перекатывании можно получить тяжёлую травму, даже лишиться конечности! Всегда одевать защитную экипировку при любой поездке, так — как практика говорит, что самые тяжёлые повреждения в ДТП мотоциклист получает именно в тех самых поездках на «соседнюю улицу»! Не пренебрегайте защитой.

  1. На правой рукоятке руля — рукоять газа. Вращением её на себя мы газ открываем, а двигая от себя — закрываем. При движении мотоцикла регулируем скорость именно положение рукояти газа, ну и включённой передачей, соответственно! Положение кисти на рукоятке — руле расслабленное, лежащее просто под своим весом. Открытия газа мы делаем на нужное количество, а если нужно тормозить, сначала закрываем газ до упора, а затем начинаем торможение. При торможении газ должен быть полностью закрыт!
  2. Рычаг переднего тормоза так — же на руле справа, перед рукояткой газа. Тормоз нельзя нажимать резко, быстро — в этом случае мы мгновенно блокируем переднее колесо и падаем! Первичное нажатие на рычаг переднего (или педаль заднего ) тормоза обязательно должно быть быстрым, но плавным. Без резких хватаний, дабы не возникла блокировка колёс. Начав плавно нажимать, мы так — же плавно увеличиваем усилие на рычаге ( педали ) тормоза, прогрессивно увеличивая усилие!
  3. На левой рукоятке руля расположена обрезиненная рукоять, за которую держимся при движении, ну и сам рычаг сцепления. Вспомним, по аналогии с авто на механике, зачем нам нужен этот самый рычаг ?! 1 — для трогания с места, или начала движения. 2 — для переключения передач вверх или вниз, изменения скорости 3 — для торможения и остановки. Выжав сцепление, мы останавливаемся полностью. Касаемо правильного положения пальцев на рычагах на руле! Я всегда езжу в городе с двумя пальцами ( указательный и средний ), на рычагах. Зачем мне это нужно?! Я экономлю время в случае возникновения аварийной ситуации — пальцы уже на своих местах, и если что, я мгновенно начинаю торможение и понижаю передачи, помогая тормозной системе! Если пальцев на рычагах не будет, я потрачу на торможение большее время и могу не успеть остановиться!
  4. Под левой ногой расположен рычаг переключения передач. Коробка передач мотоциклетного типа отличается от автомобильной и работает вверх — вниз, по принципу раллийной секвентальной коробки. Поднимая рычаг наверх ДО УПОРА — передачи повышаются. Когда мы нажимаем на рычаг переключения сверху вниз ДО УПОРА — передачи понижаем! Схема переключения передач 1-N-2-3-4-5-6, нейтральная передача одна и расположена между 1 и 2 передачами. Первая передача в самом низу и, если запутались в передачах, снова опускаемся вниз до упора и возобновляем поиск, например, нейтрали!
  5. Под правой ногой расположена педаль заднего тормоза. Задний тормоз является вспомогательным, а самый главный и самый важный для вас тормоз — именно передний! Это происходит из — за перемещения масс вперед и назад при разгонах и торможениях! Мы используем задний тормоз как главный только на малых скоростях, при манёврах разворота, обьезда и прочих. Всё остальное время главенствует именно передний тормоз. Задний является вспомогательным — для повышения эффективности торможения!

Источник

Что нужно знать до начала обучения вождению мотоцикла

Как сказал однажды Станиславский: «Нельзя научить, можно только научиться». И это правда, потому что как бы не старался учитель, тренер или инструктор вложить знания в голову подопечного, у него это не получится, если сам подопечный не приложит усилий. Одни родители показывают ребёнку, как нарисовать солнышко, и просят его повторить. А другие родители дают ребёнку цветные карандаши и разрешают рисовать всё, что он хочет. Так же работает и с мотоциклами. Инструктор в мотошколе даст карандаши – азы вождения и базовые знания, без которых не научиться водить. А творить, то есть кататься на профессиональном уровне, вам придётся научиться самостоятельно.

Если вы не готовы прилагать усилия, чтобы овладеть навыками вождения, не стоит даже сдавать на права: без упорства и тренировок вы не станете опытным ездоком. Но если Вы понимаете, что придётся самостоятельно заниматься, тратить время на отработку упражнений, читать дополнительную литературу и постоянно оттачивать мастерство, тогда дерзайте. В этой статье вы найдёте список знаний и умений, которым учат в мотошколе, и которые облегчат путь к байкерским вершинам.

Переподготовка с «В» на «А»

Теория: 11000 руб.

Полная стоимость: 15000 руб.

Езда по-летнему, с ветерком

2 недели

Обучение на категорию «А»

Теория: 12000 руб.

Полная стоимость: 16000 руб.

Управление любыми мотоциклами

2 — 2,5 месяца

Обучение на категорию «А1»

Теория: 10000 руб.

Полная стоимость: 14000 руб.

Управление мотоциклами с объемом двигателя до 125 куб. см и максимальной мощностью до 11кВт

2.5 месяца

Переподготовка с «А1» на «А»

Теория: 11000 руб.

Полная стоимость: 15000 руб.

Переход к по-настоящему серьезным мотоциклам

1 месяц

Что надо узнать о мотоцикле, прежде чем начинать учиться ездить

Если вы решили стать байкером, запомните одну истину. Мотоцикл – это не транспорт, не средство достижения цели, не инструмент и не куча железа, нуждающаяся в постоянном уходе. Мотоцикл – это верный друг и товарищ, который спасёт из любой беды, если вы научитесь правильно с ним обращаться. Когда вы решите отправиться в дальнюю дорогу, в первую очередь придётся позаботиться о байке, – проверять работоспособность, пополнять бак, заменять неработающие детали, – а уже потом о себе.

Для того, чтобы уметь заботиться о мотоцикле, важно знать, как устроены его основные части. А именно:

  1. Базовая схема конструкции мотоцикла и расположение органов управления. Не пытайтесь изучать, как настраивается карбюратор (инжектор), как работает напряжение в сети электропроводки мотоцикла или как устроена конструкция рамы байка. Достаточно помнить названия, назначение базовых элементов, а также принципы работы главных узлов и агрегатов.
  2. Принципы работы ручки газа. Если вы получали права категории «B» и знаете, как работает педаль газа в автомобили, привыкнуть к ручке газа на мотоцикле не станет проблемой. Однако если байк – ваш первый транспорт, некоторые секреты устройства могут оказаться неожиданностью. Поэтому прежде, чем отправляться на практические тренировки, ознакомьтесь с азами работы газа на мотоцикле.
  3. Принципы работы сцепления и «серая зона». Если вас всегда волновал вопрос, как байкерам удаётся плавно трогаться с места, а не разгоняться одним резким рывком, ответ на вопрос – сцепление. А владение техникой использования «серой зоны» поможет вам избежать падений на поворотах.
  4. Принципы работы тормоза. С тормозными деталями мотоцикла отдельно придётся разбираться даже профессиональным авто водителям, потому что тормозная система байка имеет одно отличие от автомобилей – она разделена на 2 равноценные части: передний и задний тормоз.
  5. Распределение нагрузки на переднюю и заднюю ось мотоцикла, пятно контакта. Без понимания того, как меняется траектория движения мотоцикла в зависимости от положения тела водителя, невозможно научиться водить мотоцикл. Только разобравшись в том, какая поза считается подходящей для вождения, и научившись рулить не рулём, а ногами, водитель из новичка превратится в опытного байкера.

Теперь обо всём поподробнее.

Базовая схема конструкции мотоцикла и расположение органов управления

Мотоцикл состоит из 4 частей, каждая из которых отвечает за свою сферу деятельности:

  • из ходовой части;
  • из двигателя;
  • из трансмиссии;
  • из дополнительного оборудования.

Ходовая часть также называется экипажной – это каркас байка. В него входит то, благодаря чему мотоцикл выглядит как мотоцикл: колёса и тормоза, рама и амортизаторы, подвески, передняя и задняя вилка, ось поворота. Это самая тяжёлая и массивная часть транспорта.

Двигатель или мотор – отвечает за выработку энергии, необходимой для движения мотоцикла. Двигатели различаются по количеству тактов в одном цикле работы, по количеству цилиндров, по размеру, монолитному или раздельному устройству, по стране выпуска.

Трансмиссия занимается передачей выработанной в двигателе энергии в колёса, это своеобразный мостик, связывающий место производство энергии с конечной целью. Состоит из главной передачи, коробки передач и сцепления (о нём подробнее ниже).

К дополнительному оборудованию относятся элементы, созданные для комфорта водителя и пассажиров и различающиеся у мотоциклов разных производителей. Это сиденье для водителя и пассажиров, багажник или кофра, сигнализация и замки от угона, фары и зеркала, габаритные огни и панель управления.

Базовые части и детали байка на примере Базовые части и детали байка на примере Yamaha TW 225 (вид слева и справа):

  1. Топливный бак (крышка)
  2. Топливный краник
  3. Крючок для шлема
  4. Держатель для багажных ремней
  5. Пластина, регулирующая натяжение цепи
  6. Воздушный фильтр
  7. Воздушная заслонка (ручка)
  8. Педаль переключения передач
  9. Багажник
  10. Аккумулятор
  11. Смотровое окошко для проверки уровня масла в двигателе
  12. Педаль заднего тормоза
  13. Инструменты водителя
  14. Плавкий предохранитель
  15. Держатель для багажных ремней
  16. Искрогаситель

Органы управления руля на примере Yamaha TW 225:

  1. Рычаг сцепления
  2. Левый выключатель
  3. Спидометр
  4. Главный выключатель и замок руля
  5. Лампы индикаторов
  6. Правый выключатель
  7. Ручка переднего тормоза
  8. Дроссельная заслонка (рукоятка)
  9. Топливный бак (крышка)

Подробнее на странице сайта с описанием плана первого занятия по вождению мотоцикла.

Принципы работы ручки газа

Ручка газа мотоцикла работает аналогично педали газа на автомобиле. Плавное нажатие педали в автомобиле влечёт за собой увеличение подачи топлива в двигатель, что, в свою очередь, увеличивает крутящий момент. Крутящий момент передаётся от двигателя на ведущие колёса автомобиля, и он начинает движения. Мотоцикл работает так же: плавный поворот ручки газа на руле увеличивает подачу топлива в двигатель, крутящий момент передаётся на заднее колесо мотоцикла, и тот постепенно начинает разгоняться. Нужно понимать, что разгон будет плавным, только если водитель повернул ручку газа аккуратно. В этом случае транспортное средство будет постепенно, без рывков увеличивать скорость движения. Резкий поворот ручки газа (или резкое нажатие на педаль в автомобиле) приведёт к резкому ускорению мотоцикла (или автомобиля) или остановкой работы двигателя (заглохнет), что плохо скажется как на износостойкости механизма (трансмиссия, двигатель и заднее колесо перегружается), так и на самом водителе.

Ручка газа мотоцикла находится справа на руле, рядом с рычагом переднего тормоза и кнопкой аварийного выключения двигателя красного цвета. Для новичков этот факт часто становится открытием. Неопытный водитель, не успев привыкнуть к нетипичному расположению газа, пытаются держаться за правую ручку и рулить и одновременно с этим непроизвольно поворачивает ручку газа, как если бы хотел увеличить скорость. Резкий поворот ручки приводит к резкому неконтролируемому разгону байка, которого водитель не ожидает. В лучшем случае последствия ограничиваются лёгким шоком и уроком на будущее, в худшем – падением на высокой скорости.

Принципы работы сцепления и «серая зона»

Сцепление в мотоцикле – это узел, временно отсоединяющий коробку передач от двигателя, а затем соединяющий их вновь при плавном переключении скоростей. Связано это с особенностями работы мотора: двигатель крутится постоянно, а вот колёса – нет. Вместо того, чтобы глушить мотор для каждой остановки, водитель переключает коробку передач на нейтральную передачу, активируя её рычагом сцепления, за счёт чего байк и останавливается. А когда встаёт необходимость снова тронуться с места, сцепление мягко соединяет вращающийся двигатель и неподвижную коробку передач, и мотоцикл отправляется в путь.

Можно привести следующую аналогию для работы сцепления в мотоцикле: человек размешивает ложкой чай, методично двигая ей по кругу, и вдруг чай резко превращается в застывающий бетон. Плотность жидкости меняется, и, если ложка двигалась быстро, это может привести к сильному удару, в результате чего ложка погнётся или сломается. Тогда, чтобы избежать поломки ложки, необходимо вытащить её из чашки с чаем до того, как тот превратиться в бетон, а затем медленно опустить ложку обратно и начать размешивать бетон уже с другой скоростью. Так же и с переключением передач: в одном случае сцепление оказывается неподготовленным к смене передачи и ломается, в другом же нагрузка на сцепление растёт равномерно и рывок не ощущается.

Сцепление на мотоцикле имеет так называемую «серую зону», в которой диски сцепления не прижимаются друг к другу с полной силой, а проскальзывают. Поэтому езду на серой зоне сцепления называют ездой на буксующем или проскальзывающем сцеплении. С помощью ручки газа и серой зоны сцепления водитель может мгновенно передать колесу дополнительный крутящий момент. Например, это становится критичным умением в ситуации, когда мотоцикл заваливается набок на низкой скорости. Тогда водитель, чтобы предотвратить падение, слегка отпускает рычаг сцепления и увеличивает крутящий момент на заднем колесе, мотоцикл разгоняется и перестаёт заваливаться. В другую сторону это работает так же: чтобы сбросить скорость водитель поджимает рычаг сцепления, благодаря чему мотоцикл замедляется.

С помощью рычага сцепления контролируется и тяга, предотвращая ускоренное вращение колёс на поверхностях с низким сцеплением.

Принципы работы тормоза

В отличие от автомобиля, на мотоцикле тормозная система разделена на передний тормоз, который располагается на правой ручке руля, рядом с рычагом газа, и задний тормоз, контролируемый ногой (педаль заднего тормоза находится на правом боку байка рядом с подставками для ног). На мотоциклах с ABS, которая контролирует чрезвычайное торможение и предотвращает блокировку колёс, за распределение усилий ручной и ножной тормоза отвечает электроника, но на начальном этапе важно научиться работать каждым видом тормоза отдельно.

Сложность заключается в том, чтобы научиться сокращать тормозной путь байка, используя способности, как переднего, так и заднего колеса. 70% усилий приходится на передний тормоз, 30% – на задний, но это не значит, что водитель может позволить себе пользоваться только одним тормозом, забывая о втором. Во-первых, эффективность остановки зависит и от модели мотоцикла: байки с высоким центром тяжести и короткой базой, например, спортбайки или нейкеды, лучше останавливаются передним тормозом, а вот мотоциклы с низким центром тяжести и длинной базой, вроде круизеров и чопперов, лучше реагируют на торможение задним колесом. Во-вторых, каждый водитель, вне зависимости от опытности и навыков, может оказаться на гране падения или аварии, когда благоприятный исход ситуации будет зависеть только от своевременного использования обоих тормозов.

Новичку следует запомнить несколько правил, касающихся торможения на мотоцикле. Закрывайте газ прежде, чем начнёте тормозить. Никогда не дёргайте ни передний, ни задний тормоз – вместо этого плавно нажимайте рычаг тормоза, а затем постепенно увеличивайте усилие. Приучите себя всегда держать два пальца на ручном тормозе, чтобы в критической ситуации вам не пришлось спешно тянуть руку к рулю, а было бы достаточно просто согнуть пальцы. И последнее, держите руки на руле так, будто бы отталкиваете его от себя: это сместит центр тяжести на заднее колесо и повысит управляемость байка на время торможения.

Распределение нагрузки на переднюю и заднюю ось мотоцикла, пятно контакта

Садясь на мотоцикл в первый раз, помните, что законы физики никто не отменял. Сила тяжести всё так же притягивает мотоцикл к земле, а мощность и скорость езды всё так же зависят от массы водителя. Поэтому, прежде чем отправляться в мотошколу, повторите элементарные законы физики и разберитесь, как распределяются силы, действующие на мотоцикл. Эти знания вместе с умением контролировать своё тело помогут вам на всех этапах езды: в движении, ускорении, торможении и остановке.

О факторе веса стоит вспоминать на поворотах, планируя поменять направление движения. При любом повороте мотоцикл стремится, занять прямое положение, в то время как гонщик, наоборот, смещает вес относительно центральной оси, заставляя байк кренится вбок. Поэтому перед поворотом вес водитель должен заранее быть распределён как можно равномернее по всему мотоциклу – от руля до багажника. И когда мотоцикл начнёт заваливаться на один бок, задача водителя наклониться в противоположную сторону, удерживая равновесие. Если посмотреть на скоростных гонщиков во время соревнований, можно заметить одну особенность: они прижимают голову и грудь вплотную к топливному баку и слегка приподнимают их на поворотах. И связано это как раз с распределением веса.

Таким образом, когда байк начинает крениться в сторону, грозя сбросить водителя или упасть, необходимо своевременно, но аккуратно и плавно наклонять корпус тела так, чтобы давление на переднюю и заднюю оси мотоцикла выравнивалось. При торможении гонщику придётся сопротивляться инерции, сохраняя тело в неподвижном состоянии, а при разгоне, наоборот, – пригибаться к рулю, распластываясь по сиденью и уменьшая площадь сопротивления воздуха.

На успешность торможения или разгона, кроме всего прочего, влияет и пятно контакта – место, в котором резина шин соприкасается с асфальтом. За счёт этого взаимодействия возникает сопротивление и колёса отталкиваются от поверхности земли, вместо того чтобы проскальзывать, оставляя мотоцикл на одном месте. Учась управлять весом при вождении байка, не забывайте о том, что сгоревшая или деформированная резина будут ухудшать управляемость транспорта, так что наклоны и другие манёвры с весом останутся незамеченными.

Полезные статьи перед выбором программы обучения

Что должен знать и уметь учащийся, прежде чем начинать ездить

Кроме строения мотоцикла существует ряд знаний, способных заметно облегчить процесс учёбы и помочь начинающему водителю быстрее освоить азы управления байком. Одни навыки пригодятся новичку в мотошколе, помогут структурировать поступающую информацию и уменьшат шок от первого знакомства с мотоциклом. Другие навыки окажутся полезными на дороге, когда перед водителем будет стоять задача не сдать экзамен ГИБДД, а уберечь собственную жизнь. Что вам понадобится, для успешной учёбы:

  1. Контроль и понимание баланса. Возможно, вам кажется, что умение ловить баланс не навык, а естественная реакция организма. Но вспомните первые попытки детей научиться кататься на велосипеде: они не всегда понимают, какую ногу выставить, чтобы предотвратить падение. Чего уж говорить об умении чувствовать баланс и равновесие. По этой причине инструкторы в мотошколах настоятельно рекомендуют научиться ездить на велосипеде, прежде чем пересаживаться на байк.
  2. Умение расслабляться, не закрепощаться и не сжиматься на занятиях. Если вы профессионально занимаетесь спортом, то знаете, что любые сложные элементы выполняются, благодаря не напряжению в мышцах, а их расслаблению. Только перестав терзать собственное тело и настроившись на победу, спортсмен сможет пробежать 10-километровый кросс или поднять неподъёмную штангу. Вершины мастерства в этом деле достигли йоги и представители других восточных видов спорта, однако овладеть секретами расслабления может каждый.
  3. Знание размеров мотоэкипировки: шлема и черепахи. С этим пунктом вопросов не возникает, ведь, садясь на мотоцикл, не важно, происходит это в магазине или мотошколе, водитель в любом случае надевает мотоэкипировку. А не зная собственных размеров, не получится ни воспользоваться чужим шлемом или черепахой, ни купить собственные.
  4. Время для учёбы в мотошколе. Не думайте, что практические занятия ограничиваются парой посещений школы с перерывом в полгода. Первые шаги в изучении мотоцикла требуют полного погружения в процесс: стабильного посещения лекций, периодических тренировок, чтения дополнительной литературы и самостоятельной подготовки к занятиям. Если вы не уверены, что сможете уделить время полноценной учёбе, ваша затея потерпит крушение.
  5. Азы оказания первой медицинской помощи. Однажды каждый водитель оказывается в критической ситуации, где от его знаний и навыков зависит здоровье или жизнь пострадавшего. На дорогах ежедневно происходят десятки аварий, и умение оказать доврачебную помощь пострадавшему станет серьёзным преимуществом.
  6. Негласные правила и сигналы жестами. Как бы вы не старались, у вас всё равно не получится выучить все байкерские правила этикета или сигналы жестами без постоянной практики. Однако можно уменьшить количество сложностей, которые встретятся вам на дороге при первом выезде, и заранее познакомиться с базовыми традициями, наполняющими жизнь байкеров.
  7. Страшные байкерские термины. Как и в случае с предыдущем пунктом, все термины, названия и сокращения вы сможете запомнить лишь со временем, общаясь на байкерских форумах и встречаясь с водителями на городских дорогах. Но заранее узнать, что такое «расколбас» и где у мотоцикла находится грипсы, лишним не будет.

Контроль и понимание баланса

Кроме базового умения держать равновесие, сидя на двухколёсном транспорте, новичку пригодится и навык статистического баланса – баланса на остановленном или медленно едущем мотоцикле. На дорожном мотоцикле статическое равновесие поможет маневрировать в пробках на малых скоростях, а в эндуро этот опыт пригодится при езде вдоль брёвен, ручьёв и на узких спусках.

Одним везёт от рождения – такие водители умеют сходу поймать баланс и без трудностей осваивают профессиональные трюки и манёвры на байке. Другие, придя в мотоциклетный спорт, понимают, что равновесие – это не их сильная сторона. В таком случае в игру вступают специальные упражнения, так как способов развить чувство баланса, кроме тренировок, нет.

Начинайте тренироваться от простого к сложному. Первым делом уберите подножку и зафиксируйте колёса мотоцикла на твёрдой поверхности в неподвижном положении, например, с помощью двух шин. После этого зажмите передний тормоз, выверните руль до упора – так мотоцикл станет устойчивее – и попытайтесь распрямить ноги, стоя на подножках байка и придерживаясь руками за руль. Когда начнёт получаться, отпустите руки, затем постепенно уменьшайте угол поворота руля, и наконец пробуйте поочерёдно отрывать ноги от подножек, удерживая равновесие на одной ноге.

Следующим шагом переместите байк с твёрдой поверхности на мягкий грунт – землю или траву – и повторите все упражнения без жёсткой фиксации колёс. И только освоив эти навыки, переходите к отработке равновесия на медленно двигающемся мотоцикле.

Умение расслабляться, не закрепощаться и не сжиматься на занятиях

Рулевое управление мотоцикла умеет самостабилизироваться если не мешать, и единственное необходимое для этого условие – расслабленные руки водителя. Новичкам сложно к этому привыкнуть: при падении мотоцикла или при внезапном боковом дуновении ветра начинающего водителя тянет вцепиться в руль изо всех сил, но это ошибка. Напряжённые руки неосознанно нажимают на руль, изо чего траектория движения смещается. Для того, чтобы мотоцикл поехал в сторону, хватит лёгкого незаметного нажатия. Если руки расслаблены – байк стабилизируется самостоятельно, и вероятность упасть на повороте приближается к нулю. Чем сильнее ненужное воздействие на руль мотоцикла – тем хуже работает самостабилизация.

Напряжение рук напрямую связано с чувством страха – на подсознательном уровне начинающий байкер верит, что, вцепившись в руль, он сможет удержаться на байке и избежать падений. Со временем и с накоплением опыта страх уходит, и водитель автоматически учится расслаблять руки, потому что так удобнее и проще. На это уходит от месяца до пары лет, в зависимости от частоты тренировок. Если напряжение в руках ощутимо ухудшает уровень езды, расслабляйте руки и всё тело намеренно. Перед каждой поездкой делайте глубокие вдохи и выдохи до тех пор, пока не почувствуете уверенность и готовность отправляться в путь с расслабленными руками.

Знание размеров мотоэкипировки

Если с размером мотоботов или наколенников проблем не возникает – их размер все знают на интуитивном уровне, то купить шлем или моточерепаху без знания точных или приблизительных размеров у вас не выйдет. Связано это в первую очередь с обилием моделей и фасонов, которые предлагают магазины. Так что прийти в магазин и, померив несколько разных вариантов, подобрать правильный размер будет непросто.

Определить размер помогут таблицы, которые переводят см в обозначение размера для шлема или черепахи. Если вы испытываете сложности с самостоятельным определением размеров, достаточно будет знания некоторых параметров тела: обхвата головы, талии и груди, а также роста и веса. Отправляясь на первое занятие в мотошколу, возьмите с собой листочек с этими данными: он облегчит подбор экипировки и существенно сэкономит время. В крайнем случае возьмите с сантиметровую ленту, чтобы на месте провести нужные измерения.

Время для учёбы в мотошколе

Если вы спросите инструкторов в 4-5 мотошколах о том, как часто необходимо посещать практические занятия по вождению, ответ будет везде одинаковым – не менее 2-х раз в неделю. Причём 2 раза – это минимум, а оптимальным вариантом считается 3-4 раза в неделю, то есть через день. Чаще посещать занятия не рекомендуется: это приведёт к тому, что новичок привыкнет постоянно видеть рядом с собой инструктора, и, оказавшись на дороге один, не сможет сделать и шага без посторонней помощи. Вместо этого в перерывах между занятиями тренируйтесь самостоятельно: мысленно отрабатывайте изученные на уроках упражнения и оттачивайте мастерство.

С 3- и 4-разовым посещением занятий вам хватит двух недель, чтобы научиться ездить на мотоцикле с нуля, а полученных знаний и опыта будет достаточно для сдачи экзамена в ГИБДД на категорию «А». Однако для езды по городу потребуется больше времени и навыков: дополнительные занятия с личным инструктором или продвинутые курсы вождения в мотошколе. Так что, готовясь записаться в мотошколу, спросите себя, хватит ли вам времени и силы воли, чтобы довести дело до конца и не забросить посередине.

Азы оказания первой медицинской помощи

Согласно правилам ПДД, наличие аптечки на мотоциклах необязательно, так что брать или не брать с собой в дорогу аптечку первой помощи – личное дело каждого байкера. Но помните, что аптечка не занимает много места, а в критичных ситуациях ваша жизнь или жизнь пассажиров может зависеть как раз от наличия или отсутствия аптечки в багажнике мотоцикла. Купите готовую аптечку или, если вы решили собрать аптечку самостоятельно, воспользуйтесь списком необходимых предметов. Найти его можно в интернете или в любой книге по оказанию первой помощи.

Что касается базовых знаний в сфере оказания доврачебной медицинской помощи, владение основными понятиями проверяется экзаменом на права в ГИБДД, так что выучить их придётся каждому начинающему водителю. В первую очередь это касается искусственного дыхания, накладывания повязок, жгутов и шин в зависимости от типа повреждения, укладывания пострадавшего в правильное положение, а также знания всех данных, которые необходимо сообщить при вызове скорой помощи.

Негласные правила и сигналы жестами

Этика мотоциклистов не ограничивается двумя-тремя правилами, а включает в себя десятки, а то и сотни примет, знаков, обозначений и жестов. Сложности начинаются уже на этапе приветствий: в одних странах принято здороваться взмахом руки, во-вторых – коротким поднятием ноги, в-третьих здороваться с встречными байкерами не принято вовсе. Решайте для себя сами, будете ли вы приветствовать всех мотоциклов или только знакомых и как вы будете это делать.

Знание байкерских привычек пригодится и в чрезвычайных ситуациях. Например, если закончился бензин в баке, а до ближайшей бензоколонки не меньше километра. Эта проблема решается с помощью отзывчивого мотоциклиста, который заметит вас на обочине и остановится, чтобы поделиться бензином.

Страшные байкерские термины

Начиная путь мотоциклиста, будьте готовы к тому, что в процессе учёбы вам постоянно будут попадаться незнакомые термины, понятные всем кроме вас. Чтобы справиться с этой проблемой, внимательно слушайте разговоры мотоинструкторов или опытных байкеров и запоминайте (записывайте) все незнакомые слова. После пары месяцев активного расширения лексикона вы сможете общаться на одном языке с другими мотоциклистами и без труда ответите на вопрос, где находятся грипсы, чем хайсайд отличается от лоусайда, когда пригождается контрруление и чем опасен вобблинг или расколбас.

Что требуется от учащегося на занятиях по вождению мотоцикла

Собираясь на практическое занятие по вождению, первое или последнее, помните, что вы идёте учиться, а не развлекаться. Если вы чувствуете, что не сумеете на 2 часа забыть о заботах, собрать волю в кулак и посвятить время мотоциклам, перенесите занятие на другой раз, чтобы не тратить, зря ни своего времени, ни времени инструктора в мотошколе. Итак, что же от вас требуется для полноценного и качественного урока вождения мотоцикла.

  1. Одежда, не сковывающая движение. Некоторые забывают, что вождение байка – такой же спорт, как, например, бег или велоспорт, так что без специальной одежды тут не обойтись. Одежду приходится подбирать и в зависимости от погоды: весной и осенью она должна водителя греть, а летом – защищать от жары и влажности. Однако главное, на что ориентируйтесь при выборе одежды – её цель, а именно удобство и комфорт гонщика на время вождения мотоцикла.
  2. Предельная концентрация на уроках. Учёба в мотошколе редко растягивается дольше, чем на 2 месяца, обычно она ограничивается парой недель. Логично, что, чтобы превратить начинающего неопытного мотоциклиста в профессионального ездока, придётся потратить с толком каждую секунду занятий. Так что приготовьтесь получать и усваивать огромные объёмы информации – без этого вы не сдадите экзамен.
  3. Активность и готовность участвовать в уроке. Проводя урок, инструктор ожидает, что ученики будут активно принимать участие в уроке – задавать вопросы, уточнять недопонятое, разбираться в тонкостях. Если инструктор не получает обратной связи, урок проходит менее эффективно.
  4. Спокойствие и хладнокровие. Не стоит обвинять себя во всех грехах, как только мотоинструктор сделает замечание – ничего не получается с первого раза. Вместо того чтобы ругаться и разочаровываться в себе, сходите выпейте воды, а затем попросите инструктора повторить задание и показать пример.
  5. Физическая подготовка. Если последний раз вы пробегали 100 метров в далёкой юности, то продумайте комплекс физических упражнений для разогрева мышц спины, рук, шеи и ног, которыми будете разминаться непосредственно перед занятием. Без разогрева велика вероятность получить растяжение мышц или связок, что застопорит процесс учёбы на несколько недель, а то и месяцев.

Одежда, не сковывающая движение

Весной и осенью берите с собой свободную куртку, которая помещает под себя моточерепаху, но в то же время и греет. Летом надевайте рубашку с длинным рукавом, чтобы уменьшить попадание пота на экипировку, или, если жарко, футболку. Штаны особого значения не играют до тех пор, пока на вас есть наколенники. Обувь для занятий по мотоспорту выбирайте с жёсткой подошвой и мыском из плотной ткани или кожи, рекомендуется использовать старую обувь, которую уже не жалко.

Предельная концентрация на уроках

Оставляйте все проблемы, связанные с личной жизнью, работой и друзьями, за пределами мотошколы. Ступая на учебную площадку, думайте только о предстоящем занятии, словах инструктора, мотоциклах и экзамене, который вам скоро придётся сдавать. Снимите часы, чтобы не смотреть на время, планируя уйти, оставьте телефон и другие личные вещи в раздевалке. Если нужно уйти пораньше – скажите инструктору, чтобы он закончил занятие пораньше или заранее предупредил о времени. Но во время занятия всё внимание только на учебный байк.

Активность и готовность участвовать в уроке

Спрашивайте, если есть вопросы по правилам безопасности, выполнению упражнений или технике. Вы должны понимать, почему делать нужно так, а не иначе, почему каждая деталь мотоцикла работает таким образом, а не по-другому. Не зазубривайте непонятные термины – разбирайтесь в значении каждого из них. Сначала поймите, как сделать упражнение, потому доведите его до мышечного рефлекса, а не наоборот. Не бойтесь нарушить правила, показаться смешным или помешать кому-то: вас предупредят обо всех требованиях, которые необходимо соблюдать на площадке.

Спокойствие и хладнокровие

Если что-то не получается, помните, что вы можете взять дополнительные уроки с инструктором, отложить дату экзамена и тренироваться столько, сколько нужно, чтобы почувствовать себя уверенно. Не сдавайтесь раньше времени – вместо этого внимательно слушайте и запоминайте советы и рекомендации инструктора, чтобы была возможность отработать упражнения самостоятельно, в свободное от мотошколы время. Не вините себя, мотоцикл, инструктора, площадку или мотошколу. Вместо этого задавайте вопросы и спокойно продолжайте выполнять упражнения, следуя инструкциям инструктора.

Физическая подготовка

Спорт – это жизнь. Зарядка и холодный душ по утрам сделают тело менее восприимчивым к нагрузкам от мотоцикла и облегчат процесс запоминания новых физических упражнений. Чем лучше подготовка, тем меньше вероятность получить травму на учебной площадке, так что не ленитесь следить за собой.

Мотоинструктор мотошколы «Автофактор» Анастасия Сергеевна

Источник

Оцените статью
Авто Сервис