Нужны ли шоссейнику дисковые тормоза

Дисковые тормоза для шоссейника — нужны ли?

В наш век технического прогресса, когда на смену традиционным схемам переключения скоростей идет электрический, и даже гидравлический привод, весьма удивительно, что шоссейные велосипеды до сих пор комплектуются примитивными клещевыми тормозами.

Удивительно, потому что фантазия маркетологов, как вытащить побольше денег из велолюбителей не имеет границ. Дисковые тормоза уже можно увидеть на многих моделях циклокроссеров, но шоссейники прогресс пока что обходит.

Лишь единицы из производителей комплектуют свои топовые модели шоссейников дисками (среди них, разумеется, мой любимый Specialized). Стоимость таких тормозов на данный момент очень высока, потому что они включаются только в самые высшие группы механики.

Например, шоссейный групсет Sram Red 22, в котором имеются дисковые гидравлические тормоза, стоит

2500 долларов (групсет — это набор механики: тормоза, переключатели, манетки, система, цепь и кассета). Чисто технологически вряд ли сложнее изготовить дисковый гидравлический тормоз среднего уровня для шоссера, чем для горного байка.

Читайте также:  Газовый упор стояночного тормоза

Поэтому пока это лишь осторожные попытки маркетологов протолкнуть на рынок новый тренд. Наверно, самое большое препятствие этому — официальный запрет дисковых тормозов на шоссейных гонках UCI.

Эта организация регламентирует техническое соответствие гоночных велосипедов, кроме всего прочего, в правилах есть ограничение по нижней границе веса — 6.8 кг. Если лимит веса можно объяснить заботой о надежности велосипедов, то с запретом на диски не всё понятно.

Почему, спросите вы, ограничения гоночных велосипедов должны сказываться на обычные шоссеры для велолюбителей. Дело в том, что ничего не продается лучше, чем подражание спорту — вы можете судить сами по обилию словечек sport, power, turbo и прочего на рынке автомобилей.

Возьми обычную машину, поставь на неё спойлер, двойной глушитель, напиши на багажнике слово sport — и продавай как спортивную модель, плюс 30% к цене. Берут.

То же самое и в велосипедах, людям нравится подражать спортсменам. Например, в среде любителей шоссейных велосипедов принято брить ноги, как это делают профи, причем на форумах до сих пор ведутся споры, для чего они это делают.

Поэтому, для настоящих любителей, на которых и делается оборот продаж дорогих велосипедов, шоссейник должен быть «тру»: таким же, как у гонщиков профи. И пока у тех не появятся дисковые тормоза, это будет отторгаться и многими обычными велосипедистами.

Тем не менее, сейчас идут переговоры в UCI по поводу изменения ограничений на диски в комплектации гоночных велосипедов, и скорее всего, в недалеком будущем профи перестанут выглядеть, как на этой рекламе Shimano:

Теперь перейдем к вопросу — зачем нужны дисковые тормоза на шоссейном велосипеде. Можно сказать, что останавливающей силы клещевых тормозов вполне хватает в большинстве случаев.

Избыточная мощность в каком-то смысле может быть даже вредна — у шин шоссейников очень малое пятно контакта с асфальтом, из-за чего избыток тормозной силы приведет к срыву колеса и потере управляемости.

Поэтому основная идея дисков — это улучшение тормозной модуляции (чувствительности управления тормозным усилием). Например, у уже упомянутых дисков из групсета SRAM Red 22 большой рабочий ход тормозной ручки, позволяющий очень аккуратно дозировать тормозное усилие.

Это может показаться не слишком важным, но когда ты летишь по альпийским спускам с градиентом 15-20%, да еще в дождь, то чтобы вписаться в поворот на скорости 70-80 км/ч, просто необходимо тормозить в волоске от срыва на юз, получая максимальную эффективность.

Даже в обычной жизни нужны хорошие тормоза, а на шоссейнике особенно. Помню, я как-то ехал по городу, со скоростью потока 32-35 км/ч, как вдруг из двора начал выезжать джип, не заметив моего приближения.

Справа — высокий бордюр, слева — машины. Пришлось тормозить по кантрийному — чуть не сев на заднее колесо, а на шоссере это не так просто сделать. Дисковые гидравлические тормоза в этой ситуации позволили бы остановиться быстро и резко, не прибегая к эквилибристике.

Добавьте к этому стабильное поведение тормозной системы в любых погодных условиях, будь то дождь или обледенение. На мой взгляд, предсказуемость и стабильность тормозов — это крайне важно, и я только приветствую появление дисков на шоссейниках.

Скептики говорят об увеличенном весе велосипеда из-за дисковой системы. Это так. На примере вышеупомянутых срамовских тормозов, разница в весе с оборудованным клещами велосипедом составляет 463 грамма — и это немало.

К тому же, для оборудования велосипеда дисками нужны специальные колеса (производитель карбоновых колес Zipp всерьез перерабатывал втулки, чтобы отводить тепло от нагревающихся роторов) и подготовленные рама с вилкой (стандартные могут не выдержать возросших нагрузок). Это поднимает цену на велосипед.

Но мне кажется, что как только шоссейные диски «пойдут в народ», то при массовом производстве разница в цене быстро уменьшится до минимальной, а разница в весе… ну неужели лишние несколько сотен грамм не стоят лучшей управляемости.

Я думаю, что проникновение дисковых тормозов на рынок шоссейных велосипедов будет усиливаться с каждым годом, и лет через пять будет то же, что и с мтб — моделях среднего и даже нижнего сегмента мы будем видеть диски.

Что вы скажете, если отбросить дорогую цену на сегодняшний день, вы бы не отказались перейти на дисковую гидравлику в шоссейных велосипедах?

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Источник

Почему дисковые тормоза — must have для шоссейных велосипедов

Дисковые тормоза до сих пор вызывают споры среди шоссейников. И сегодня Bike&Me решили подлить масла в огонь.

Несмотря на то, что диски сегодня уже стоят даже на байках участников Тур де Франс, «сопротивление» со стороны многих шоссейников все еще сильное. Более того, на некоторых форумах дискуссии на эту тему занимают чуть ли не лидирующие места.

Так стоит ли ставить дисковые тормоза на «шоссер»? Вот вам мнение редакции Bike&Me.

1. Травмы из-за дисков случаются редко

С дисками или без — падения, столкновения, травмы и завалы были, есть и всегда будут. И установка дисковых тормозов вряд ли принципиально изменит ситуацию. Посмотрите на горные велосипеды или даже байки для мотокросса — и убедитесь, что травм, связанных непосредственно с дисковыми тормозами, очень мало и они случаются крайне редко. Да и раскромсать руку / проколоть ногу можно обычной выломанной-торчащей из колеса спицей. Но на них ведь не жалуются…

Многие гонщики обеспокоены возможностью получить ожог. Не лишено смысла: действительно, диски могут сильно нагреваться. В таком случае производителям будет нетрудно поставить дополнительные защитные щиты — чтобы предотвратить подобные травмы.

  • И да: не стоит забывать про превосходную реакцию таких тормозов. Рано или поздно она обязательно вам поможет избежать аварии.

Вернемся к Тур де Франс, к Туру 2019 в частности. S-Works Venge Disc Петера Сагана — присмотритесь внимательно, какие там тормоза:

2. Вы все еще можете быстро поменять колесо

Еще не существует единого стандарта для оси дисков шоссейных велосипедов. Это важный момент, особенно гонщиков: что, если прокол? Помешают ли дисковые тормоза быстро подкачать или поменять колесо?

Нет, не помешают. Несмотря на то, что нет единого стандарта для осей, многие из них были разработаны с целью не препятствовать быстрой замене колеса. Да и живем-то уже в XXI — веке бескамерных технологий и герметиков…

3. Эта технология не новая

Угадайте, когда запатентовали дисковые тормоза? Ответ: в 1902 году, и знаете, что это значит? Данную технологию разработали еще в викторианскую эпоху. Горные велосипеды успешно используют дисковые тормоза уже более 20 лет, и ситуация не поменяется в ближайшее время. Хотя компоненты не одинаковые, сам принцип работы остается тем же.

Specialized S-Works Tarmac. «На дисках». Просто фото. Читайте дальше

4. Они лучше работают в грязную погоду

Тормозная поверхность от края обода диска делает торможение более последовательным, даже в плохую погоду. При торможении на вас попадет меньше брызг. И еще одно: если заехали на высокой скорости в выбоину и повредили обод колеса, это не помешает вам и дальше тормозить уверенно-надежно-предсказуемо.

5. Они будут только совершенствоваться

Даже самые лучшие в данный момент шоссейные диски со временем станут легче, мощнее. Мало того, с годами они еще и упадут в цене. Так что хотите вы этого или нет, будущее — за дисковыми тормозами. Смиритесь.

Со временем дисковые тормоза будут совершенствоваться. И дешеветь

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

Источник

Road.cc: 8 причин не переходить на дисковые тормоза.

Мы обратили внимание на интересную статью Road.cc. В ней Мэт Бретт пробует рассказать нам всю правду о дисковых тормозах на шоссейном велосипеде, а также о проблемах, с которыми скорее всего столкнётся каждый владелец современного шоссейного велосипеда.

8 причин не переходить на дисковые тормоза – узнайте о них, перед тем как решите отказаться от ободных.

Дисковые тормоза за последние несколько лет стали неотъемлемой частью мира шоссейного велосипеда, но даже имея доказанные преимущества, они не лишены недостатков и могут добавить вам проблем.

Вот некоторые из них, о которых мы слышали и с которыми столкнулись.

1. Дисковые тормоза добавляют вес.

Полный вес велосипеда с дисковыми тормозами будет больше, чем у аналогичного с ободными.

Ручки, каллиперы, гидролинии, роторы и тормозная жидкость – всё это весит практически столько же, сколько и ободной тормоз. Производители стараются минимизировать разницу, но не стоит забывать, что втулка для дискового тормоза весит больше, используется большее количество спиц более крупного калибра, хотя обода для колёс с дисковыми тормозами обычно легче. Также, вставные оси, зачастую, тяжелее, чем эксцентрики.

Разница в весе не столь велика, но может достигать фунта (450 граммов) если принимать во внимание все факторы.

2. Трение может стать проблемой.

Ранние модели велосипедов с дисковыми тормозами использовали стандарт крепления Post Mount 74мм, пришедший из маунтинбайка, где каллипер просто прикручивался к раме или вилке с использованием адаптеров под разные размеры ротора.

Чтобы попытаться улучшить внешний вид тормозов на шоссейном велосипеде, Shimano представили систему крепления Flat Mount. Открытый стандарт быстро нашёл признание среди производителей дисковых тормозов и большинство новых шоссейных велосипедов выпускаются с тормозами Flat Mount

“Flat Mount имеет более компактное крепление тормоза к раме или вилке, улучшенную интеграцию, меньший вес и упрощённый доступ инструмента для настройки” говорят в Shimano

Без сомнения, каллиперы Flat Mount компактнее, выглядят лучше и весят меньше по сравнению с массивными тормозами Post Mount. Механизм внутри каллипера идентичен, не отличается подключение гидролинии и тормозные колодки. Основное отличие в способе, которым каллипер крепится к раме и вилке.

Каллиперы Post Mount просто прикручиваются к раме и вилке. В случае с Flat Mount, крепление на раму выполнено с помощью болтов, проходящих свозь перо и вкручивающихся в каллипер. На вилке каллипер закреплён с помощью тонкого адаптера, в свою очередь, прикрученного к раме.

В зависимости от конструкции рамы и размера ротора, тормоза Post Mount требуют массивного и некрасивого адаптера, чтобы обеспечить правильное положение тормоза. На маунтинбайках с их разнообразием конструкций рам и большим выбором размера ротора, универсальность оправдана, но на шоссе используются только 140 и 160-миллиметровые роторы, для которых и создавался Flat Mount.

В целом, у нас положительный опыт использования велосипедов c Flat Mount, но несколько раз мы столкнулись с трением в тормозе.

Мы спросили Shimano что они думают об этой проблеме, они ответили, что очень важна тщательная подготовка поверхности интерфейса.

«Как и в случае с Post Mount, помогает ровная (отторцованная) поверхность, также влияет размер ротора (меньше = лучше). Роторы Centerlock с хорошими стабильными подшипниками осей (в сравнении с лёгкими втулками под 6 болтов) тоже могут помочь добиться точной настройки. Также важна конструкция вилки (баланс жёсткости левой и правой стороны)» говорят в Shimano.

Все надеются на то, что производитель тщательно подготовит поверхность крепления тормоза, но по нашему опыту, это не всегда так.

Устройства для торцовки крепления тормоза обеспечивают гладкую ровную поверхность и идеальную настройку тормоза. Они дорогие и редко встречаются у домашних механиков, так что имеет смысл обратиться в большую мастерскую. У Park Tool есть соответствующий адаптер для их набора DT-5.2 Disc Brake Mount Facing Set, как он работает можно посмотреть на видео.

Другой способ избавиться от трения колодок об ротор – настроить положение каллипера на раме или вилке. С Post Mount это было просто: ослабляем болты крепления каллипера, зажимаем тормозную ручку и затягиваем болты, центрируя положение ротора относительно колодок.

“Диапазон настройки Flat Mount такой же, как и у Post Mount,» — Shimano. «Разница в том, что настройка положения реализуется не в каллипере, а в отверстиях крепления на раме. Shimano рекомендует делать эти отверстия размером 4 x 5.2мм (+/- 0.1мм), но иногда производители рам не следуют этим рекомендациям. Передний каллипер настраивается за счёт адаптера, имеющего такие же размеры отверстий.”

Не все производители строго следят за выполнением рекомендаций и часто диапазон настройки тормоза с креплением Flat Mount меньше, чем у тормозов Post Mount. Нам нравится Flat Mount, но в итоге мы зависим от способности производителей изготовить крепления правильно.

3. Дисковые тормоза влияют на аэродинамику.

Как и все компоненты, установленные снаружи, дисковые тормоза оказывают влияние на аэродинамику. Некоторые производители отмечают, что версии их велосипедов с ободными тормозами более аэродинамически эффективны по сравнению с теми же моделями, оборудованными дисковым тормозом, но просто так сказать, что ободные тормоза более аэродинамичны, нельзя.

Когда Giant представили свою модель Propel Disc в 2017, они говорили: «Инженеры установили, что правильная интеграция дискового тормоза в конструкцию велосипеда может улучшить аэродинамику по сравнению с использованием ободных тормозов.»

«Причина этому в расположении традиционного тормоза (спереди или сзади короны/ног вилки), создающего «грязный» воздух. Избавленная от тормоза корона и перенос тормозного механизма в район втулки колеса означает, что воздушный поток, приходящийся на тормоз, заведомо рассечён передней частью вращающегося колеса. Этот эффект может ещё больше улучшен с помощью ассиметричной конструкции вилки, которая будет сглаживать движение воздуха вокруг каллипера.»

Многие аэробайки, например Cannondale SystemSix или Specialized Venge 2019 поставляются только с дисковыми тормозами.

4. Выбор колодок – минное поле.

Переход на дисковые тормоза рано или поздно приведёт к выбору новых колодок, и тут настоящее минное поле.

Все колодки изготавливаются путем смешивания различных порошкообразных добавок со связующим веществом и последующей прессовкой смеси при высокой температуре и давлении, чтобы сформировать твердую накладку на основании. То, что входит в смесь порошков, оказывает большое влияние на свойства колодок.

Большинство новых велосипедов оснащены органическими (resin) колодками. Они сделаны из неметаллических добавок, таких как резина, стекло, карбон и кевлар, чтобы обеспечить универсальность, но ценой долговечности при интенсивной езде.

Если вы живете в холмистой местности или любите езду в любую погоду, вам, вероятно, лучше перейти на более дорогие, но гораздо более долговечные спеченные (sintered) колодки. Также известные как металлические, они содержат очень высокий процент металлических наполнителей, таких как медь, сталь и железо. Они обеспечивают сильное и эффективное торможение при высоких температурах, правда их мощность при низких температурах меньше, чем у органических, к тому же, с их использованием быстрее изнашиваются роторы.

5. Новые тормоза необходимо притирать.

Новые тормозные колодки и роторы не обладают полным потенциалом «из коробки», сперва им необходимо притереться. Это процесс, при котором материал колодок распределяется по тормозному ротору, увеличивая трение и делая максимальной площадь контакта.

К счастью, это достаточно простая процедура, вот совет SRAM:

«Разгонитесь до средней скорости и сильно зажмите тормозные ручки, пока не замедлитесь до скорости пешехода. Повторите это 20 раз. Потом разгонитесь до высокой скорости и так же замедлитесь 10 раз подряд. Важно не останавливаться полностью и не допускать блокировки колёс».

Это улучшит работу ваших тормозов и подготовит ваш велосипед к дальнейшей эксплуатации.

6. Обслуживание тормозов потребует новых навыков.

Есть шанс, что вы знаете как настроить ободные тормоза, заменить колодки и даже тросы ещё со времён, когда были ребёнком. Но возможно, обслуживание дисковых тормозов будет для вас занятием новым.

Одна из проблем, с которыми вы можете столкнуться – ощущение «ватности» на тормозных ручках, причина которому – воздух, попавший в тормозную систему. Потребуется прокачка – вы или отправляетесь в мастерскую, или берёте в руки комплект для прокачки. Каждый из производителей имеет свой комплект. Например, Shimano и SRAM, используют разную технику прокачки и разный тип тормозной жидкости.

Прокачка тормоза – не очень сложная задача, тем не менее, стоит этому научиться, ознакомившись с инструкцией или посмотрев видео.

7. Они могут визжать!

Визг может идти и от ободных тормозов, но дисковые тормоза явно лидируют в этом вопросе.

Наиболее частой причиной визга тормозов является загрязнение ротора или колодок. Нужно быть очень осторожным, используя аэрозольную смазку и не допускать её попадания на дисковый тормоз.

«Регулярно очищайте свои роторы специальным (без масла) составом для очистки дисковых тормозов, чтобы предотвратить их визг» советуют Shimano. «Очистка тормозных колодок тоже может помочь сделать тормоза тише, можно использовать наждачную бумагу или напильник – но если грязь впиталась в колодки, их необходимо заменить. Не следует использовать химию, включая очистители».

Очистить тормозные колодки на дисковых тормозах сложнее, чем на ободных, в первую очередь потому, что сначала их необходимо снимать.

Визг тормозов может стать сигналом износа колодок. Зачастую, определить износ колодок дисковых тормозов сложнее, чем тормозов ободных, но сняв колесо сделать это будет не сложно.

8. Роторы тоже изнашиваются…. неожиданно.

Одно из преимуществ дисковых тормозов в том, что при их работе не изнашивается дорогой карбоновый обод, но не стоит забывать о том, что роторы тоже подвержены износу. Хорошо, что они не настолько дорогие по сравнению с ободами.

У разных производителей разная минимально допустимая толщина ротора (значение часто указано на роторе). Перейдёте эту границу – езда станет опасной, так что за износом ротора следует внимательно следить.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис