- Donfish.org: Рыбалка в Донбассе
- Меню навигации
- Пользовательские ссылки
- Информация о пользователе
- Всё о тормозных системах мультипликаторных катушек.
- Сообщений 1 страница 5 из 5
- Поделиться12014-12-15 09:28:23
- Поделиться22015-11-22 22:23:15
- Системы торможения мультипликаторных катушек. Часть I.
- Зачем нужна система торможения?
- Основные принципы работы
Donfish.org: Рыбалка в Донбассе
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
Вы здесь » Donfish.org: Рыбалка в Донбассе » Бейткастинг » Всё о тормозных системах мультипликаторных катушек.
Всё о тормозных системах мультипликаторных катушек.
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться12014-12-15 09:28:23
- Автор: Ир-Ю-Пин
- Модератор
- Откуда: Соледар
- Зарегистрирован : 2012-03-26
- Приглашений: 0
- Сообщений: 5667
- Уважение: [+5447/-44]
- Позитив: [+4411/-36]
- Пол: Мужской
- Возраст: 47 [1974-08-02]
- Провел на форуме:
4 месяца 9 дней - Последний визит:
2021-11-06 11:14:51
С самого начала мне был неясен принцип работы магнитных систем подтормаживания в мультах. Как могут магниты тормозить алюминий? Я понимал, что это принцип короткозамкнутого ротора, но подтверждения этому всё не мог найти, и вот мне попался видео-ролик, который всё расставил по своим местам.
Поделиться22015-11-22 22:23:15
- Автор: Ир-Ю-Пин
- Модератор
- Откуда: Соледар
- Зарегистрирован : 2012-03-26
- Приглашений: 0
- Сообщений: 5667
- Уважение: [+5447/-44]
- Позитив: [+4411/-36]
- Пол: Мужской
- Возраст: 47 [1974-08-02]
- Провел на форуме:
4 месяца 9 дней - Последний визит:
2021-11-06 11:14:51
Интересная статья для интересующихся. Рекомендую к прочтению.
Аэродинамический тормоз мультипликаторной катушки
На страницах прессы и в беседах рыболовов периодически возникает вопрос, какая катушка лучше: безынерционная или мультипликаторная? И для доказательства своей точки зрения сторонники и противники начинают сравнивать технические характеристики такие как, например, дальность заброса, тяговое усилие или преимущества в тех или иных условиях ловли. Как мне кажется, ответ очень прост, если сначала понять, зачем же мы берем в руки спиннинг. У основоположников спиннинга, англичан, есть пословица: «Джентльмен предпочитает хобби карьере». На первый взгляд, это очень несерьезный подход. Но упрекать англичан в легкомысленности я бы не стал. Они давно уже поняли что, уделяя внимание своему хобби, человек приобретает заряд энергии, который повысит его результат на профессиональном поприще. Проще говоря, если рассматривать конечную цель занятия спиннингом как добычу рыбы, то это занятие для большинства из нас убыточное. (Здесь я не рассматриваю профессионалов, у них другие критерии.) Если же видеть в рыбалке источник бодрости и здоровья, то это занятие одно из самых эффективных. Сколько раз мне доводилось слышать от других (да и себя ловил на таких мыслях), что рыбалка не удалась, ничего стоящего не поймал, зря потратил силы и время. А ведь можно посмотреть по другому. День, проведенный в увлекательном занятии на свежем воздухе, который не вычитается из жизни, а наоборот продлевает её, приобретенный позитивный заряд, разве это не есть главные результаты? Ведь не требуем же мы материальной отдачи от занятий бегом, плаваньем или, скажем бильярдом.
Сформулировав своё отношение к рыбалке, мы можем определить какой тип катушки лучше.
Достоинство безынерционной катушки в том, что она позволяет работать с приманками малого веса и большой парусности. Она прощает ошибки в технике заброса, позволяет ловить в условиях ограниченного пространства. И плюс ко всему её проще освоить.
Достоинство мультипликатора в том, что он делает сам процесс ловли очень увлекательным. В нем заложен больший потенциал для нашего самосовершенствования. Но он не терпит фамильярности и невнимательности, требует постоянной практики. А результативность ловли зависит от совершенно других факторов, о которых написаны целые книги. К слову, известные мне сторонники мультипликатора ловят рыбу очень хорошо. И вовсе не потому, что ловят мультипликатором. У них философия отношения к рыбалке правильная.
После первых забросов мультипликатором мне он сразу же понравился, но появилось ощущение недоработаности. С тех пор начал изучать этот механизм с разных точек зрения. Размышления и эксперименты привели меня к изобретению, о котором хочу Вам рассказать. Я описываю ход своих рассуждений, пытаясь поймать тонкую грань между строгостью формулировок и наглядностью. Возможно, какой-то из этих аспектов страдает. Но, все же искренне надеюсь, что в сказанном содержится полезная информация не только для новичков, но и признанных мастеров мультипликатора.
Для полноты изложения приглашаю Вас совершить небольшой экскурс в историю вопроса. Мультипликаторная катушка была изобретена в 1810 году в США Джорджем Снайдером, а запатентована через сто лет в Англии. Уже в 20-е годы прошлого века лучшие образцы американских катушек содержали в себе полностью отключаемую шпулю, автоматический лесоукладыватель, и регулируемый осевой тормоз. Но широкое распространение она получила только с 1954 года, когда Гетт Боргстрем, основатель фирмы «Abu Garcia», продемонстрировал на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке, ставшую в последствии легендарной, модель Record Ambassador 5000.
Катушка Record Ambassador 5000 имела очень удачную конструкцию. Но её успех определил центробежный тормоз. Центробежный тормоз позволял далеко забрасывать приманку, значительно снижая риск запутывания лески. Это техническое решение оказалось настолько удачным, что используется в катушках классической компоновки до сих пор.
Для того чтобы понять, почему центробежный тормоз оказался столь эффективным, рассмотрим процесс заброса с точки зрения механики. Заранее оговорюсь, что в полное описание сложнее, мы же будем рассматривать только главные факторы.
В начальный момент заброса приманку разгоняют до скорости Vр и отпускают шпулю. Приманка разгоняет шпулю, а сама теряет скорость. Наступает момент, когда скорость приманки и линейная скорость обода шпули становятся равными. Это и есть начальная скорость броска V0, которая в числе прочих параметров определяет дальность полета приманки. Здесь полезно рассмотреть численные значения. Инертность шпули можно выразить через некоторую эквивалентную массу. Такая масса называется приведённой. Величина приведенной массы шпули для мультипликаторов среднего размера равна 12—20 грамм. Причем основную часть этой массы вносит леска. Предположим, что приведенная масса для некой катушки равна 15грамм, и нам удалось разогнать приманку до Vр=60м/с. В табл.1 показана зависимость начальной скорости броска V0 от массы приманки. Для наглядности в третьей строке приведена дальность, которую мы могли бы получить, если б не мешали силы сопротивления. На практике эта дальность значительно ниже и зависит от формы приманки.
Масса приманки, г 40 30 20 10 5
Начальная скорость V0, м/с 43,6 40 34 24 15
S теор. max, м 194 163 119 59 23
Таблица показывает, почему при весе приманки менее 10 грамм, классический мультипликатор применять не эффективно. В момент, когда скорости приманки и обода шпули сравнялись, начинается собственно полет приманки как тела, брошенного под углом к горизонту. Из всех сил, тормозящих приманку, выделим три: трение лески о кольца удилища, сила тяжести и сила сопротивления воздуха. Действие этих сил приводит к тому, что приманка стремительно теряет скорость.
Для того чтобы предотвратить запутывание лески и получить максимальную дальность заброса, необходимо согласовать вращение шпули и движение приманки. Лучшее устройство для торможения шпули — это большой палец мастера. Но для того, чтобы стать мастером забросов, как и в любом другом деле необходима длительная практика и настойчивость.
Чтобы облегчить процесс управления шпулей, и сделать его доступным для начинающих, в мультипликатор встраивают несколько типов тормозов. Первый — осевой фрикционный. Он позволяет компенсировать действие сил тяжести и трения лески о кольца. Дело в том, что величину действия этих сил на участке траектории от начала до наивысшей точки можно приблизительно считать постоянной. Именно на этом факте основан остроумный способ регулировки силы фрикционного тормоза. Напомню, что он сводится к тому, что удилище располагают горизонтально и отпускают приманку свободно падать, подбирая величину торможения такой, чтобы приманка опускалась с максимальной скоростью, но при этом не возникала «борода». Имейте в виду, что после нескольких забросов узлы трения нагреются, и сила трения уменьшится. Поэтому сначала лучше немножко перетянуть.
А вот уравнять силу аэродинамического сопротивления без потери дальности так просто не удастся. Дело в том, что если скорость уменьшится в два раза, то сопротивление уменьшится в четыре раза. Такой закон зависимости величин называют квадратичным. Его изображают в виде параболы. Следовательно, тормозить шпулю необходимо по квадратичному закону. Сейчас уже трудно узнать, осознанно или интуитивно Гётт Боргстрем применил центробежный тормоз, но он, что называется, попал в точку. Сила, с которой центробежный тормоз действует на шпулю, тоже квадратично зависит от скорости. Благодаря этому свойству центробежного тормоза, появляется возможность согласовать движения шпули и приманки на восходящем участке траектории. Мы рассматриваем восходящий участок траектории потому, что после прохождения наивысшей точки приманка снова начинает ускоряться. И дальше, почти до самого приводнения приманки, тормозить шпулю вредно. А вот перед самым приводнением приманки шпулю надо остановить. Таковы условия оптимального заброса.
Однако центробежный тормоз обладает рядом недостатков, а именно:
Регулируется только ступенчато, что не во всех случаях позволяет настроить катушку наилучшим образом.
Для регулировки тормоза катушку приходится частично разбирать. Разбирать катушку в качающейся лодке, под дождем или в темноте не только неприятно, но и вредно для механизма. Во внутрь корпуса могут попасть песок и влага, которые в последствии приведут к отказу или поломке катушки.
Величина силы торможения сильно зависит от состояния поверхности, по которой скользят грузики. Попадание в место трения влаги или масла приводит к внезапному отказу центробежного тормоза и как следствие — запутыванию лески.
Для устранения перечисленных недостатков был придуман магнитный тормоз. Магнитный тормоз действительно их устраняет. Сила торможения создаваемая им, тоже зависит от скорости. Если, скорость уменьшить, например, в два раза, сила торможения уменьшится тоже в два раза. Такой закон зависимости величин называют линейным. Его и изображают в виде прямой линии. А, как сказал бы математик, линия — это очень плохое приближение параболы. Мы или проигрываем в дальности заброса, или на каком-то участке траектории получаем перебежку (см. график).
На графике видно, что существует только одна точка, когда силы совпадают. Я сознательно не нанес масштаб, потому, что это верно для любого случая. Именно поэтому при всем удобстве в использовании магнитный тормоз не смог вытеснить центробежный и применяется только в некоторых моделях катушек легкого класса. Недавно на рынке появилась катушка с магнитным тормозом, работой которого управляет контроллер. Полагаю, что назначение контроллера — преобразовывать линейный закон торможения в квадратичный. На практике испытать такой мультипликатор мне пока не довелось. Возможно, результат и достигнут. Но цена такого решения в прямом и переносном смыслах оказалась очень высокой.
А ведь решение этой задачи лежит на поверхности. Как говорили древние: «Подобное излечивается подобным». Чтобы уравнять действующую на приманку силу сопротивления воздуха, шпулю необходимо тормозить тоже сопротивлением воздуха. Для реализации этого способа торможения необходимо заставить шпулю вращать турбину. Тогда поток воздуха, создаваемый турбиной, будет отнимать энергию у шпули и тем самым её тормозить. Причем по требуемому квадратичному закону.
Как настраивать такой тормоз? Необходимо регулировать поток на входе или выходе турбины при помощи заслонок. Вот и все.
Конструктивно устройство состоит из трех деталей: крыльчатки, соединенной со шпулей и двух дисков со сквозными отверстиями (возможны и другие решения). Один из дисков при помощи вынесенной за пределы корпуса рукоятки можно поворачивать относительно другого, изменяя площадь сечения, через которое проходит воздушный поток и тем самым настраивать тормоз для заброса выбранного типа приманки. Тормоз настолько прост, что может быть встроен в любую мультипликаторную катушку без существенных изменений её конструкции. Детали тормоза легко изготовить из любого термопластика. Стоимость деталей в массовом производстве сравнима со стоимостью пластиковой приманки.
P. S. Данная статья была написана в 2004 году и опубликована в журнале «Рыбак Рабыка» &„70; 5 за 2005 г., с целью привлечения внимания производителей мультипликаторов. Спустя некоторое время стало понятно, что все написанное подходит к обычной инерционной катушке. Инерционная катушка с таким тормозом была изготовлена и испытана. Результаты оказались весьма интересными. Катушка позволяет забрасывать приманки весом от 7 грамм на леске 20 lb. Приманки весом от 20 грамм уверенно забрасывали даже люди, которые впервые в жизни взяли в руки спиннинг. После публикации статьи стало известно, что контроллер не преобразует зависимость, а отслеживает натяжение лески.
Василий Пилипчук, Москва
Опубликовано в газете «Рыбак Рыбака» № 5—2005
Источник
Системы торможения мультипликаторных катушек. Часть I.
Системы торможения мультипликаторных катушек всегда были «белым пятном на карте» для начинающих рыболовов. Отчасти этот пробел в знаниях становился причиной многих неудач при первых попытках ловли мультом, а как следствие – порождение мифов о сложности и какой-то заоблачной элитарности ловли данным типом катушек. Постараюсь заполнить данный пробел нужными знаниями и отчасти развеять мифы.
Зачем нужна система торможения?
Перед тем как разбираться в тех или иных конструкциях необходимо понять их предназначение. Прежде всего нужно понимать, что мы имеем дело с инерционным типом катушек, а следовательно сход лески при забросе с такой катушки происходит за счет инерционного вращения шпули. В момент заброса на леске возникает усилие от заброшенной приманки, которое и инициирует вращение. Вроде бы все просто – приманка летит и вытягивает за собой леску с вращающейся шпули. Опасность состоит в том, что что график падения скорости вращения шпули, без применения дополнительных усилий будет не совпадать с графиком падения скорости приманки. В отличие от шпули на которую влияет только сила трения на её оси вращения, на приманку оказывают влияние сразу много факторов. Это и сопротивление воздуха, а следовательно аэродинамические качества приманки, направление и сила воздушных потоков, а так же тормозящие свойства лески, которая тоже имеет все перечисленные выше качества. В результате мы получим, что если приманка будет терять скорость быстрее, в сравнении с шпулей, то результатом станет то, что катушка начнет отдавать леску быстрее, нежели приманка может вытянуть за собой. Фактическим результатом такого действа станет, так называемая, «борода» из лески или как говорят англоязычные рыболовы – bird nest (птичье гнездо).
«Борода» – это главный враг рыболова-мультовика и главный страх начинающих. Многие из нас вынесли из лохматых годов опыт ловли обычными инерционными катушками безо всяких там систем и помнят, что одно неосторожное движение и у тебя в руках не снасть, а произведение в технике макрамэ. Так вот, тормозные системы катушек и призваны бороться с этим главным «врагом».
Основные принципы работы
Теперь разберемся что за «враг» перед нами и как с ним бороться. Естественно, «борода» – это не сама болезнь, а её последствия. Источником же проблем является излишняя инерция вращения шпули, а следовательно именно её мы и должны погасить. В идеале график падения скорости приманки должен совпадать с графиком падения скорости вращения шпули. В такой идеальной системе летящая приманка будет выматывать за собой ровно столько лески, сколько сматывается со шпули, при этом на шпуле не будет создавать излишнего сопротивления вращению, которое бы тормозило приманку. А в конце, при приводнении приманки, что-то еще бы остановило вращение шпули вообще. Вот такая вот идилия до которой в обыденной жизни как правило далеко. Но это не заначит, что к ней не стоит стремиться.
Теперь давайте посмотрим, какие же силы могут помочь нам затормозить шпулю. Первая сила, которая наверно набила оскомину в школе – это сила трения. Регулируя силу трения оси шпули об посадочный конструктив мы можем влиять на то, насколько быстро шпуля будет останавливаться. Именно эта идея и лежит в основе неприменного атрибута любой современной мультипликаторной катушки – осевого тормоза. Настраивая его мы можем линейно изменять силу, тормозящую вращение шпули. В англоязычной литературе и описаниях вы можете встретить термин Cast Control («контроль заброса») – это и есть наш осевой тормоз. Физически его управление выглядит в виде поворотного регулятора сбоку катушки – затянул побольше, затянул поменьше.
Все вроде хорошо, вот только беда в том, что это тормозящее усилие постоянно, а вот график падения скорости приманки может быть абсолютно нелинейным. Причин тому много: встречный порыв ветра, неудачная аэродинамика приманки или неудачная динамика заброса, когда шпуле придается вращение излишне резко. Результат может быть двояким: если тормоз слишком ослаблен, то опять «борода», а если слишком затянут, то шпуля начинает излишне тормозить приманку, что сокращает дальность заброса. Его зона работы – самые малые скорости вращения, когда другие системы торможения еще не вступают в работу. Если рассматривать график отношения усилия торможения к скорости вражения шпули, то можно отметить, что осевой тормоз никак не влияет на характер кривой, а лишь «поднимает» по оси усилия торможения. Так выглядит график типичной центробежной системы торможения с нулевым (слева) и с установленным определенным усилием (справа, уровень усилия обозначен зеленой чертой) на осевом тормозе.
Правильно выставить усилие на осевом тормозе – это первое чему необходимо научиться. За долгие годы практики рыболовы выработали эмпирическое правило – приманка должна свободно сматывать леску при вертикальном падении, при этом не создавая «пробежек» шпули. При этом удилище должно быть направлено под углом 20-25° к горизонту. То есть, для приманок разной массы необходимы различные настройки. Первоначально лучше придерживаться именно данного правила, а с накоплением опыта ловли более тонкая настройка осевого тормоза придет сама.
Хорошо, мы научились линейно гасить скорость вращения шпули осевым тормозом, но как быть, с упоминавшейся выше, нелинейностью падения скорости приманки? Вот тут мы и подошли к системам торможения шпули, но сначала рассмотрим этапы полета приманки, что происходит со шпулей в эти моменты и чего должна достигать на этих этапах система торможения.
В тот момент как вы отпускаете леску и приманка устремляется в полет, усилие, отправившее приманку в этот полет через леску передается шпуле, инициируя вращение. При этом, если приманке придано слишком резкое ускорение, то шпуля приобретет слишком высокую изначальную скорость вращения, что категорически нежелательно. Поэтому заброс мультипликатором выболняется более плавно, нежели безынерционкой. Если вы привыкли к коротким «стреляющим» забросам с лаконичным движением удилища, то придется немного перестроиться.
Приманка: приобретает начальное ускорение
Леска: практически линейно передает усилие от приманки к шпуле.
Шпуля: приобретает начальное ускорение вращения
Система торможения: обеспечивает гашение излишнего ускорения вращения, если таковое возникло для выхода скорости вращения шпули на свою «рабочую».
Этап второй: первый отрезок полёта
Приманка: летит по восходящей траектории с ускорением
Леска: более-менее линейно передает ускорение шпуле
Шпуля: линейно приобретает ускорение
Система торможения: все так же, если необходимо, борется с излишним ускорение вращения, но при этом не создавая излишнего торможения.
Этап третий: стабильный
Приманка: практически теряет ускорение и на «крейсерской» скорости преодолевает горизонтальный участок траектории в конце которого начинает терять скорость.
Леска: практически не передает никаких услилий от приманки к шпуле
Шпуля: вращается по инерции от первоначального ускорения с постоянной скоростью с тенденцией к падению
Система торможения: усилие торможения постоянно, но не должно быть излишним, что в результате приводит к постепенному падению скорости вращения шпули
Этап четвёртый: завершающий
Приманка: теряет скорость и начинает падение с ускорением равным g.
Леска: за счет своей парусности, в зависимости от своего типа и пологости траектории заброса, стремится создать дугу между приманкой и шпулей, что создает излишек лески между этими двумя точками.
Шпуля: отдает леску с отрицательным ускорением.
Система торможения: система торможения стремится снизить скорость вращения шпули, дабы избежать излишнего схода лески
Этап пятый: приводнение
Приманка: касается поверхности воды и резко теряет скорость. Приводнение приманки – очень важный этап. Идеально, если перед приводнением приманка значительно потеряет скорость. Это более всего зависит от правильности траектории полета. При слишком задранной траектории приманка быстро потеряет скорость в апогее и потом излишне наберет её при падении. Как результат – потеря дальности. При слишком заниженной траектории приманка войдет в воду не потеряв скорость с которой она выбирает леску со шпули. В этом случае возможны «пробежки» шпули, если с ними не справится система торможения.
Леска: теряет вытягивающее усилие приманки и как следствие натяжение, которое только частично сохраняется за счет её парашутирования.
Шпуля: Теряет скорость вращения до нуля
Система торможения: с уменьшением скорости вращения шпули гасится и усилие торможения. Как правило, еще до приводнения, на шпулю действует только усилие торможения осевого тормоза. К моменту приводнения, а лучше всего за какой-то миг до него, скорость шпули должна быть сведена к нулю. Предостановка шпули полезна тем, что в последнем этапе позволит избавиться от излишней дуги на леске, за счет этого одновременно погасив скорость падения приманки.
Если проанализировать все этапы, то можно сделать вывод, что система торможения должна обеспечивать увеличение усилия торможения с увеличением скорости вращения шпули, и наоборот. Вот только график зависимости усилия от скорости абсолютно не обязан быть линейним. Именно особенности этой кривой и придают уникальные свойства той или иной системе, а следовательно и самой катушке.
Обратимся теперь непосредственно к конструктивным особенностям систем торможения шпули. Грубо говоря все системы делятся на два класса по типу используемой силы для торможения: на фрикционные и магнитные системы.
Фрикционные системы торможения
Фрикционные системы для торможения используют силу трения. Это наиболее простые, с точки зрения понимания принципов действия, системы. Вне зависимости от конструктивных особенностей они все основаны на том, что какой-либо конструктивный элемент шпули под действием центробежных сил входит во взаимодействие с элементом корпуса катушки. Чем больше скорость вращения, тем больше центробежная сила, а следовательно, больше сила трения (сила торможения пропорционалина квадрату скорости вращения шпули, то есть на высоких скоростях она будет намного больше, нежели при малых) . Так как практически все такие системы используют центробежный принцип регулировки усилия, то их так и называют – центробежные или слэнговое «центробег».
Вот пример конструкции самой популярной и наиболее часто используемой производителями так называемой пиновой системы (pin — шток, штифт (англ.)
Из схемы видно, что основу составляют штоки-направляющие (обычно 6 штук, но бывает меньше на более старых катушках и катушках легкого класса), находящиеся перпендикулярно относительно оси вращения шпули, по которым свободно хотят специальные пластиковые грузики. Грузики имеют ровно такой ход по штоку, чтобы под воздействием центробежной силы в крайнем положении входить в легкое соприкосновение со специальным металлическим кольцом, находящимся обычно на боковой крышке катушки. Регулировка такой системы происходит только за счет того грузики имеют возможность фиксации в крайнем нерабочем положении, то есть можно варировать количество принимающих участие в торможении. Такая система имеет кучу минусов.
Вот их список:
- Неудобство регулировки
- Элементы регулировки имеют небольшие размеры, что осложняет манипуляции с ними в стесненных условиях или при неблагоприятной погоде.
- Регулировка слишком дискретна
- Излишнее усилие торможения на высоких скоростях.
- При загрязнении тормозного кольца усилие торможения может как несоразмерно возрастать, так и теряться вообще
Но несмотря на все эти минусы в настоящее время её можно встретить в катушках как «монстров» катушкостроения, так и у производителей помельче: Daiwa, Shimano, ABU Garcia, PENN, Pflueger, Ardent, Banax, Pinnacle.
Естественно, в процессе эволюции катушек центробежные системы тоже эволюционировали. Основываясь на тех же принципах, инженеры компаний-производителей создали множество вариантов, борясь с «детскими болезнями» классического центробега. Разберем где им это удалось и каким образом.
Первое, с чем сражались инженеры неудобство настройки. Для того чтобы «включить» или «выключть» грузик необходимо открывать боковую крышку катушки, что черевато попаданием внутрь грязи. При этом элементы регулировки довольно мелкие и зачастую вручную, без привлечения подручных средств сложно. Хорошо, если вы спокойно сидите в лодке, светит солнышко, то есть условия комфортные, а вот если температура воздуха +4, северный ветер и прочие прелести, ваши руки слушаются кого-то, но не вас от холода, то регулировка такой системы может превратиться в пытку.
Одной из попыток решения данной проблемы стала Shimano Variable Brake System. На японском рынке она обозначается как SVS, а на американском как VBS. Инженеры Shimano пошли простым путем и просто облегчили доступ к грузикам для их настройки! Ну так сважем не революционное решение.
Следующим и довольно естетвенным инженерным решением стало помещение грузов в обойму, имеющую специально спроектированные прорези, и фиксаторы. Вращая обойму относительно системы тормозных грузиков можно последовательно освобождать, либо блокировать действие последних. Ну а вынести управление вращением такой системы наружу никакой сложности не представляет. Яркими примерами таких систем являются SVS4x4 (Shimano) и Сentriflex (Daiwa). Первая появлялась только на катушках для японского рынка, а вторая применяется Daiwa на некоторых специальных моделях.
В 2012 году на новой версии модели Antares Shimano применила обновленную систему SVS∞ (infiny) Brake System. Вместо обоймы сделана специальная система последовательной блокировки грузиков, управляемая снаружи. Место привычной штоковай системы заняли маятниковые тормозные блоки. Да, решение возможно стало более изящным, но сути по принципам действия особо не поменяло.
Ну вроде бы одну проблему решили, осталось придумать что-то с плавностью регулировки. Как говорится – «иногда один мало, а два много». Так и с классической пиновой системой. Включаешь один грузик – недобор. Включаешь второй – перебор. Истина как всегда где-то посередине, вот только середины этой нет.
Но инженеры не стояли на месте и… «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Изначально поверхность, о которую трутся грузики все воспринимали как нечто статичное. Ну есть и есть. Инженеры RYOBI (Fly Arms) и ABU Garcia (IVCB) пошли дальше. В их системах грузики движутся не по штокам, а по сути являются маятниками, которые под действием той же центробежной силы отклоняются в сторону тормозящей поверхности. Вот тут и появилась возможность регулировки, так как приближая или удаляя тормозную поверхность от грузов мы регулируем степень их взаимодействия. К сожалению, RYOBI, уйдя из рыболовного бизнеса фактически положила конец развитию своей системы (нынешние владельцы рыболовного подразделения лишь пользуются плодами прошлого, все ниже опуская уровень продукции), в то время как ABU Garcia до сих пор применяет систему IVCB в катушках Morrum (выходящей только для японского рынка), Revo MGX и в новинке 2012 года более бюджетной серии Revo Alt.
Какие еще остаются варианты? Неугомонная ABU Garcia не стоит на месте и рождает простое, вроде бы давно напрашивающееся решение. За основу взят все тот же принцип штоковой системы, только вместо штоков грузики двигаются по специальным направляющим. Но соль не в этом. Каждый грузик подпружинен. Пружина сопротивляется центробежной силе. Такое решение позволяет создавать на основе одной системы катушки с совершенно разными характеристиками. Ставим пружины разной жесткости или вообще избавляемся от них и у нас появляется море вариантов. Наглядной иллюстрацией являются системы C&F и F&A для катушек японского рынка, а так же применение этой системы в качестве части двойной системы торможения, которая появилась на многих обновленных сериях ABU Garcia Revo (модели Premier, STX, Elite IB).
Еще стоит упомянуть центробежные системы от Quantum AC в разных инкарнациях (последняя на момент 2011 года – AC3). В ней грузики выталкиваются под воздействием центробежной силы вдоль V-образных стенок шпули к тормозной поверхности. Такое же решение мы встретим в системе торможения от Daiwa – MAGFORCE V, когда будем рассматривать магнитные ситемы. Как видим, иногда принципы торможения разные, но инженерные решения пересекаются. Отзывы об этой системе противоречивые, но многие склоняются к тому, что она еще требует доработки.
Тенденции развития
В заключение первой части обзора хочу немного сказать о тенденциях рынка. Центробежные системы не утрачивают своих позиций и постоянно развиваются. Это обусловлено их простотой. В основном развитием занимаются ABU Garcia и Shimano. Daiwa развивает сугубо свои магнитно-центробежные системы оставляя чистый центробег лишь для нишевых продуктов.
Производители среднего и низшего звена в основном эксплуатируют уже известные решения, не особо оригинальничая.
Особых революций здесь ожидать сложно, скорее всего будут оттачиваться уже существующие принципы и решения.
В следующей части мы перейдем к рассмотрению магнитных и магнитно-центробежных систем.
Автор статьи: Голубев Максим
Рыболов-энтузиаст. Основная специализация – спиннинг во всех его проявлениях.
Считает, что рыбалка должна приносить в первую очередь удовольствие, а во вторую – улов.
Источник