Полный привод по песку

Вождение по песку

Основным нюансом езды по песку является сохранение инерции внедорожника. Поскольку самым важным фактором является тяга, ускорение может затруднить движение или привести к полной остановке: погашенную инерцию внедорожника заново уже не набрать.

Внутреннее давление в шинах

Во-первых, перед началом движения по песчаным участкам, необходимо снизить давление в шинах. Это делается с целью улучшения сцепления с грунтом, благодаря увеличению площади прилегания протектора резины — тяга значительно возрастает. Кроме того, это снижает нагрузку на двигатель внедорожника и износ протекторов шин.

Оптимальное давление в шинах зависит от вашего внедорожника, рисунка протектора и типа грунта. Следующий алгоритм действий поможет скорректировать давление в шинах; рекомендуется сделать это перед выездом с асфальта на грунт.

Поставьте полностью загруженный внедорожник на стояночный тормоз на участке дороги с ровным покрытием, положите кирпич (или похожий по высоте предмет) на расстоянии 1 см от боковины заднего колеса. Постепенно спускайте шину до тех пора, пока боковина покрышки не коснется кирпича, после этого замерьте давление в шине с помощью манометра. Эта величина будет для вас точкой отсчета, по ней снизьте давление во всех шинах. Для быстрого снижения давления в шинах можно задействовать специальный дефлятор. С опытом внедорожного вождения Вы сможете настраивать давление в шинах в зависимости от особенностей грунтового участка.

Если вы уже выехали на грунт, не снизив давление в шинах, не волнуйтесь. Хороший практический совет — спустить колеса до 1 атмосферы (

Читайте также:  Замена сальника привода гольф 4 акпп

Однако не стоить забывать, что Вы спускаете шины, поэтому под рукой всегда должен быть манометр и компрессор для подкачки.

Приспущенные шины становятся более уязвимыми: можно сжечь боковину или разбортироваться (сорвать покрышку с диска). Чем ниже давление, тем выше риск. Однако вы получите значительное преимущество в тяге — разница ощутима: или безнадежно увязнуть и буксовать, или с легкостью выехать самостоятельно. «Эффективное» давление в шинах — это выбор между увеличенной тягой и сохранностью резины.

При глубоком увязании давление в шинах, можно понизить до крайней отметки в 0.4 атмосферы (

5 PSI), для большинства моделей резины это минимальное давление, требуемое для того, чтобы покрышка держалась на диске при статичном состоянии внедорожника. Вообще, в любых ситуациях давление в шинах не должно опускаться ниже 0.7 атмосфер (

10 PSI), поскольку 0.4 атмосферы — это риск разбортироваться и сорвать резину с диска или механически повредить боковины покрышки. При пониженном давлении в шинах скоростной режим должен быть строго ограничен. Во избежание повреждения резины, пониженное давление применяется только на песчаном грунте, а при выезде на известняк, каменистую почву и любой другой более твердый участок, шины нужно накачать компрессором вновь. В противном случае, это практически всегда заканчивается повреждением резины или диска.

Основные принципы при езде по песку

При езде по песку, старайтесь следовать по колее впередиидущего внедорожника, таким образом, Вы будете двигаться по утрамбованному песку, он гораздо тверже «целины». Не давите растительность, это не только наносит вред окружающей среде, но и приводит к медленной эрозии резины.

Старайтесь ускоряться и тормозить без рывков. При торможении в песке перед колесами образуется песчаный вал, который способен не дать вам снова тронуться. При резком ускорении колеса закапываются в песок, после чего придется трогаться еще более медленно.

Трогаться с места нужно максимально плавно, переключая передачу только при довольно высоких оборотах. Для езды по песку требуется мощный двигатель, чтобы внедорожник «планировал» по нестабильной поверхности.

Если вы выехали на очень мягкий песок, рекомендуется включить пониженный ряд в раздаточной коробке, т.к. при этом возрастет крутящий момент двигателя и добавится передаточное число. Передние колеса должны быть выровнены строго прямо перед началом движения — так вы снизите сопротивление при трогании с места.

Для остановки на песке выжмите сцепление и пустите внедорожник накатом до полной остановки. При такой остановке перед колесами не будет образовываться песчаного вала. Если это возможно, останавливайтесь накатом под гору — так будет легче тронуться с места. При остановке не выезжайте на зыбкие участки у основания песчаных дюн или вымоины.

При повороте выбирайте максимальный возможный радиус — при этом меньше риск забуксовать.

В песке ваши передние колеса работают, скорее, как рулевые направляющие, поэтому резкий поворот имеет те же последствия, что и нажатие на педаль тормоза.

Песчаные дюны можно переезжать только строго перпендикулярно вверх или вниз. Если вы попробуете двигаться по траектории даже с малым углом отклонения, вес внедорожника перераспределится на колеса, находящиеся ниже по склону, и он начнет соскальзывать, при этом колеса ниже по склону дюны начнут зарываться в песок, что потенциально грозит опрокидыванием.

Если при спуске с дюны зад внедорожника начинает заносить вбок, лучше всего немного добавить газа и выровнять машину. Ни в коем случае не тормозите: при этом вес перейдет на переднюю ось, и зад уйдет в занос еще сильнее.

Если Вам не удалось дотянуть до верха дюны, сдавайте задом с включенной передачей, НИКОГДА не скатывайтесь назад на нейтральной передаче и не пытайтесь развернуться на 180°.

После езды, к примеру, по пляжу, необходимо тщательно смыть весь песок и соляные следы с внедорожника. Особенно обратите внимания на подкрылки и арки, куда чаще всего забивается песок. Хорошо промойте днище Вашего любимого «коня».

Действия при буксовании в песке

Если вы буксуете в песке, не пытайтесь утапливать педаль газа, это только усугубит ваше положение. Включите заднюю передачу и попытайтесь плавно сдать назад по своему следу, поскольку там песок утрамбован. Немного сдав назад, снова плавно подайте внедорожник вперед, не зарывая колеса глубже в песок. Повторяя этот маневр раскачивания, в лучшем случае, у вас получится с каждым разом продвигаться вперед на большее расстояние и, в итоге, миновать зыбкий участок.

Если сдать назад не получается, выйдите из ТС и еще немного спустите шины, примерно с 1.0 до 0.8 атмосферы (

11 PSI). Перед следующей попыткой сдать назад, расчистите песчаный вал, образовавшийся за колесами. Проверьте, не задевает ли внедорожник днищем кузова песок. Если задевает, выгребите песок из-под днища, чтобы можно было сдать назад. Может потребоваться повторить эти действия несколько раз. Отличным шанцевым инструментом в данной ситуациии будет лопата. Ее в такие поездки всегда надо возить с собой.

Если потребуется, продолжайте понижать давление в шинах до 0.7 атмосферы (

10 PSI). Кроме того, не стоит пренебрегать содействием пассажиров — они могут помочь вытолкнуть внедорожник. Как говорилось ранее, шины можно спускать до 0.4 атмосферы (

6 PSI) в крайнем случае, только если никакие другие меры не принесли результата.

Если шины спущены до нижней отметки, а выехать все еще не удается, нужно применить рывковый трос, лебедку или домкрат. Самый простой способ — это динамический трос, но для этого нужно другой внедорожник. Если других машин нет рядом, воспользуйтесь лебедкой (если Ваш внедорожник ей оборудован) или домкратом. Для вытаскивания из песка застрявшего внедорожника хорошо подходят надувные домкраты.

Также, если выехать не удается, то спасительным средством могут стать трапики. Специальные сэнд-траки вместе с лопатой творят чудеса в песке.

Вождение по песку: резюме

  • понизьте давление в шинах, это увеличит тяговую силу и уменьшит истирание протектора;
  • двигайтесь плавно, переключайте передачу при высоких оборотах;
  • когда трогаетесь с места, убедитесь, что колеса выровнены строго прямо;
  • не выезжайте на топкие участки у основания песчаных дюн или вымоины;
  • поворачивайте по максимально возможному радиусу;
  • дюны ВСЕГДА переезжайте напрямую строго перпендикулярно — только вверх или вниз;
  • следуйте по чужой колее: там песок утрамбован;
  • пуская внедорожник накатом до остановки, не притормаживайте;
  • не давите газ в пол, если забуксовали;
  • при застревании в песке, постарайтесь сдать задом по своим же следам;
  • тщательно помойте внедорожник после поездки по песку.

Ваша оценка материала очень важна для нас. Просим вас оценить статью или оставить отзыв в комментариях ниже.

Источник

Как вовремя включить полный привод: движение по песку

Включаем полный привод Это довольно глупо, но люди часто сначала увязнут в песке по самые колеса, а потом спрашивают: «Как же мне включить полный привод?». Либо еще хуже – лихо выруливают на приливной морской берег, не имея ни малейшего понятия об опасностях, которые их тут подстерегают Мы постараемся рассказать не об экстремальном вождении на песчаных грунтах, а об особенностях полноприводного движения на таком грунте. В прошлом году мы видели увязнувшую в песке парочку, водитель даже не знал, как включается полный привод, или 4WD. К сожалению, это распространенная ошибка, которая приводит к печальным последствиям на разных моделях с 4WD. Замыкающая кассетная втулка 4WD переключает режим езды. Когда стрелка указывает на 4X2, то доступен режим двух ведущих колес, а когда указывает на 4X4, то включен полный привод. Если у вас есть такой переключатель, значит ваш джип оснащен полным приводом с кассетной втулкой. На рисунке: включен полный привод 4Х4 Обычно вы включаете полный привод с помощью рычага, похожего на переключатель коробки передач, либо нажимаете кнопку 4WD на панели, но на некоторых моделях вам также необходимо заблокировать межосевой дифференциал, либо, если ваш джип имеет кассетные втулки, надо переключить их в нужный режим.

Постарайтесь разобраться в своем механизме полного привода до момента выезда на песок, поскольку на ваш отчаянный вопрос «а как включить полный привод?» может никто не ответить на пляже. Правильное время включения 4WD – до выезда на песок, а его выключения – с момента заезда на более твердую поверхность. Статистика по ДТП с участием полноприводного Ford Explorer, причиной аварий которых стал невыключенный 4WD после выезда на асфальтированное шоссе. Движение с включенным полным приводом по шоссе заставляет джип «рыскать», нагружать коробку передач, к тому же очень быстро стирается резина.

Езда по мягкому песку В мягком песке увязнуть проще простого. Для этого надо просто ехать на высокой передаче, без запаса мощности. Проезд по мягкому песку требует от машины огромного запаса мощности, и только езда на пониженной передаче позволит вам отреагировать быстро. Если вы прозевали начальный момент заноса, не газуйте и не ройте себе яму глубже. Позвольте джипу остановиться на только что проделанной им колее. Если продолжать ехать в вырытой колесами яме и погружаться в песок, джип застрянет прочно и надолго. Мы уже говорили о таком факторе, как давление в шинах, и указывали рекомендуемое давление на песчаном грунте (не более 1.35 а.д.). Лебедка Несколько слов скажем о лебедках, которые часто недооценивают. На пустынном пляже или речном плесе иногда трудно найти предметы, за которые можно зацепить трос. Мы возим с собой обычный якорь, который хорошо цепляется за песок. На фото: популярная модификация капота, чтобы вода не проникала в моторное отделение при езде. Обратите внимание, что лебедка с барабаном спрятана под радиатором. Барабан лебедки обычно изготавливают из стали или алюминия, и снабжают электроприводом. К барабану также можно цеплять рыболовную снасть. И последнее: старайтесь не выезжать на поверхности, покрытые морской водой. Морская вода разрушает все, с чем соприкасается, очень быстро и эффективно. Езда по приливному пляжу может выглядеть эффектно, пока вы не завязнете в мягком песке либо не обнаружите вскоре ржавчину в двигателе или коробке передач. Кроме того, датчик температуры двигателя быстро выходит из строя при попадании на него соленой воды, поэтому вы можете не заметить перегрева двигателя и «посадить» свой движок.

Источник

Азбука офф-роуда. Учимся правильно ездить по песку

Когда мы слышим «езда по песку», то прежде всего вспоминаем гонщиков «Дакара», преодолевающих громадные дюны. Однако в действительности первое, с чем придется столкнуться начинающему любителю бездорожья, – это песчаный пляж или дорожка к нему.

На первом уроке (4×4 Club № 10’2013) мы говорили о тех мелочах, которые всегда должны быть в багажнике любителя внедорожья. Если предстоит поездка по песку, проверьте, взяли ли вы с собой лопату. Не помешают и трапики (сэнд-траки).

Их можно заменить досками. Но, скорее всего, их вы не возьмете, потому что просто лень. А вот компрессор для шин лучше даже и не выкладывать, оставьте его в багажнике навсегда.

Практически в любом песке (кроме влажного, плотно утрамбованного) машина имеет склонность вязнуть. Следовательно, прежде чем в него заехать, включите полный привод и понижающую передачу. И даже это может не спасти, если песок сухой и рыхлый. Ни в коем случае не ленитесь понизить давление в шинах. Сразу смело выбирайте величину давления в 1 атм. Дальше имейте в виду следующее. Самое главное условие для того, чтобы не застрять в песке, – это низкое давление в покрышках. Снизив его до 0.5 атм., вы сможете ехать почти как по асфальту, даже отключив полный привод (не отключайте, не надо). Но при езде с таким низким давлением в шинах нужно неукоснительно соблюдать определенные правила. Педалями орудовать следует крайне нежно, избегая резких ускорений и торможений. Все делать плавно и замедленно, как в воде. Руль поворачивать на небольшой угол и тоже очень плавным движением. Никаких поворотов с полностью вывернутым рулем. Иначе весьма велика вероятность разбортировать покрышку, после чего веселая прогулка по пляжу закончится долгой и мучительной заменой колеса.

Источник

Как правильно преодолевать песок

Поводом для написания статьи стала недавняя история, в которую попал мой знакомый. Владея Subaru Outback (В13, 2008 г.в.) с механической трансмиссией, он считал, что управляет чем-то средним между обычной легковушкой и внедорожником. Но, выехав на отдых на побережье Киевского моря, убедился в обратном. Не имея с собой даже элементарных аксессуаров для бездорожья (лопаты, нормального троса), спустя несколько часов попыток вырваться из песчаного плена, уже в десять часов вечера он вынужден был вызывать эвакуатор. Именно поэтому перед тем, как отправиться на машине отдыхать на природу, стоит вспомнить некоторые правила езды по песку, узнать о потенциальных возможностях своего авто на бездорожье и укомплектовать машину приспособлениями, которые помогут выбраться из песчаной ловушки.

Факторы успеха
Успех преодоления песчаных барханов зависит от пяти основных факторов:
• здравого смысла, а проще говоря – понимания того, куда вы едете;
• умения езды по песку;
• конструкции трансмиссии авто;
• типоразмера шин;
• типа песчаной «дороги».

Здравый смысл
Здравый смысл заключается в том, что если вы сомневаетесь, что преодолеете песчаную преграду, то лучше ее объехать стороной или оставить автомобиль перед ней и пройтись какую-то дистанцию пешком (если вы на отдыхе).

Компактные пластиковые трапы под колеса эффективны не только зимой, но и если вы собрались на природу летом.

Тип трансмиссии
Общепринято считать, что полный привод на бездорожье всегда будет в выигрыше перед моноприводом. Однако это не так! Полноприводная трансмиссия, у которой нет блокировки межосевого дифференциала на песке, может уверенно ехать до тех пор, пока едет. Если же придется остановиться, то с места можно уже и не тронуться. Причина в том, что весь крутящий момент может передаваться на колесо, которое имеет худший контакт с поверхностью: например, попало в небольшую ямку. Оно сразу же будет закапываться. Чаще всего под это колесо начинают подкладывать все что угодно. Если таким способом удалось улучшить сцепление, то из-за того, что оно уже находится в «выкопанной» яме, другим колесам необходимо создать больший тяговый эффект. И в этом случае опять находится одно из трех оставшихся колес с худшим сцеплением, из-за чего и оно уже начинает закапываться. Далее история повторяется.


Поэтому полный привод без блокировок муфт, дифференциалов, имитаторов блокировок дифференциалов на песке может быть гораздо проблемнее, чем монопривод. Представьте, что закопались все четыре колеса на полном приводе и машина вся лежит на «пузе». Либо у вас закопались только передние или задние колеса. Поэтому перед тем, как ехать на природу на своей полноприводной машине, уточните, какой именно у вас полный привод. Он способен помочь в условиях бездорожья или, наоборот, усугубит ситуацию.

Полный привод, блокировку межосевого дифференциала следует включать заранее, до выезда на бездорожье.

О полном приводе «паркетников» стоит узнавать очень детально, так как у некоторых из них межосевая муфта блокируется только после того, как вы проедете 10-20 м пути. Но если вы застряли в песке, то останетесь с моноприводом. Кроме того, если есть режим блокировки межосевой муфты, ее лучше заблокировать еще до выезда на бездорожье. Также стоит помнить, что этот режим может выключаться по достижении определенной скорости (в разных авто по-разному – 30, 40, 50 км/ч). Поэтому, возможно, придется включать его повторно. Если есть пониженный ряд передач, его также следует включить до въезда на опасный участок.

Большой дорожный просвет на песке – не всегда хорошо: если автомобиль закопался и сел на «пузо», его вытащить значительно сложнее.

Мастер-класс
О том, как ездить по песку, можно говорить очень много. В рамках статьи мы дадим лишь наиболее важные рекомендации, которые универсальны для всех автомобилей.

Трогаться с места необходимо максимально плавно. Любой признак пробуксовки колес – сигнал, чтобы прекратить старт и повторить это более аккуратно. Если не помогает, под ведущие колеса желательно подложить то, что поможет тронуться с места и не закопаться. Набрав определенную скорость, останавливаться уже можно только там, где под колесами будет твердый грунт.

Шины
Для езды по песку, конечно же, необходима большая площадь контакта шин с дорогой. Таковой располагают более широкие шины. Поэтому если у вас колеса с шириной протектора 155, 165, 175 или 185, то вероятность закопаться в песке гораздо выше, а значит – лучше в него не ехать. Одним из способов увеличения пятна контакта шины с дорогой является снижение давления в них до единицы. Но делать это следует только для ведущих шин, так как это в целом снижает дорожный просвет.

Снижение давления до единицы позволяет расширить площадь контакта с дорогой, увеличив проходимость по песку.

Типы песка
При виде песка следует понимать, что он бывает очень разным, соответственно, возможности его преодоления тоже разные. В наших широтах песок* может отличаться зернистостью (крупный или средней крупности, мелкий, приближенный к пыли) и в разном состоянии – мокрый или сухой. Конечно же, мокрый песок имеет большую вязкость, поэтому ехать по нему автомобилем гораздо проще, чем по сухому. В свою очередь, сухой песок, в зависимости от зернистости, представляет опасность в разной степени. Так, самый опасный – мелкий песок, на котором автомобиль очень легко закапывается. Такой песок встречается в лесах и на разбитых грузовиками грунтовых дорогах. Поэтому не спешите преодолеть песчаный барьер. Сперва изучите структуру песка (если он напоминает пыль и его слой глубокий, то в нем можно засесть).

Чтобы вытянуть авто из песка, тросс должен быть достаточно длинным и с большим запасом прочности, чтобы можно было выдернуть авто после небольшого разгона.

Комплектация
Собираясь на природу, багажник авто желательно укомплектовать:
• лопатой, которая позволит откапывать автомобиль;
• трапами под колеса;
• тяговым тросом с усилием минимум 7 тонн. Обычные 1,5–2-тонники для закопавшейся машины бесполезны, так как предназначены только для буксировки авто по асфальто-бетонным покрытиям.
• топором, на случай, если придется вырубать ветки деревьев для создания трапов под колеса.
Выезжая на природу, следует приобрести:
• ручную лебедку;
• инерционный трос.

Помимо средств выезда из песка “на природу” обязательно следует взять зарядку для телефона, фонарик и запас питьевой воды.

Также необходимы:
• фонарики, которые можно заряжать от бортовой сети автомобиля;
• зарядка для телефона;
• хотя бы два телефона с сим-картами разных операторов мобильной связи.
А еще перед выездом обязательно следует заправить бак топливом под горловину!

* Песок – осадочная горная порода. Представляет собой рыхлую смесь зерен, образовавшихся в результате разрушения твердых горных пород размером 0,16–5 мм. Масса одной песчинки может варьироваться от десятых долей миллиграмма до нескольких микрограмм. Очень часто песок состоит из почти чистого минерала кварца (вещество – диоксида кремния). Пески, возникшие в результате деятельности водоемов и водотоков, имеют более округлую, окатанную форму.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис