Привод управления механизмом переключения передач камаз 6520 евро 4

Содержание
  1. Коробка передач
  2. Замена масла
  3. При каких оборотах двигателя переключать передачи камаз
  4. Как работает КПП
  5. Принцип работы и схема переключения КПП Камаз
  6. Для разгона автомобиля Камаз схема переключения будет следующая:
  7. А для разгона по бездорожью или в других условиях, затрудняющих движение, оптимальная схема будет:
  8. Экономичный режим управления:
  9. Какая структура КПП
  10. Устройство КПП Камаз
  11. Плюсы коробок с делителем:
  12. Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:
  13. Видео «КПП на автомобиле Камаз»
  14. Устройство КПП
  15. Ремонт коробок передач Камаз
  16. Инструкция
  17. Начало движения
  18. Переключение скоростей
  19. Задний ход
  20. Нет в наличии:
  21. Правила переключения КПП в разных условиях
  22. На подъеме
  23. На спуске
  24. Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке КПП?
  25. Эксплуатация автомобилей КамАЗ 65115
  26. Видео «Последствия неправильного использования камазовской коробки передач»
  27. Описание используемых коробок
  28. Схема переключения передач КамАЗ
  29. Принцип работы
  30. Управление коробкой передач и раздаточной коробкой
  31. Старт
  32. Как переключать передачи на КамАЗе
  33. Управление коробкой передач КамАЗ
  34. Схема переключения передач
  35. Особенности коробок ZF моделей 161 и ZF-9S109
  36. Движение на подъемах
  37. Управление на спусках
  38. Передвижение по оледенелой дороге
  39. Коробка КамАЗ 15
  40. Управление коробкой передач
  41. Коробка КамАЗ 16 и ZF
  42. Технические параметры коробок передач КамАЗ
  43. Управление при подъёме на склон
  44. Управление при спуске
  45. Управление на оледенелой дороге
  46. Электропневматический привод КПП двумя постами управления
  47. Электропневматический привод управления механизмом переключения КПП двумя постами управления
  48. Можно ли на КамАЗе ездить без мочевины

Коробка передач

На автомобилях, укомплектованных двигателями 740.51-320 и 740.50-360, установлена коробка передач модели 161 или модели ZF-16S151 фирмы «ZAHNRADFABRIK» (Германия), на автомобилях с двигателем 740.14-300 – модели ZF-9S109 фирмы «ZAHNRADFABRIK» (Германия).

Коробка передач модели 161 – механическая, восьмиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора и планетарного демультипликатора, расположенного сзади основной коробки.

Читайте также:  Приводы для воздушных заслонок это

Передаточные числа передач:

Модель . C 1 2 3 4 5 6 7 8 R
161 . 8,39 5,50 3,93 2,87 2,12 11,40 1,00 0,73 11,01
ZF-9S109 . 12,91 8,96 6,37 4,71 3,53 2,54 1,81 1,34 1,0 12,2
ZF-16S151 L 13,8 9,49 6,53 4,57 3,02 2,08 1,43 1,0 12,92
S 11,5 7,93 5,46 3,82 2,53 1,74 1,20 0,84 10,80

L – замедляющая передача в делителе;
S – ускоряющая передача в делителе;
R – задний ход;
С – пониженная передача.

На крышке коробки установлена опора рычага переключения передач, в которой находятся шток и рычаг управления редуктором, механизм предохранения от случайного включения заднего хода и пневматические клапаны переключения демультипликатора.

Коробка передач модели ZF- 9S109 – механическая, девятиступенчатая, имеющая по сравнению с моделью 161 дополнительную пониженную передачу.

Коробка передач модели ZF-16S151 – механическая, шестнадцатиступенчатая, включает основную четырехступенчатую коробки с встроенным двухступенчатым делителем, расположенным впереди основной коробки и с двухступенчатым планетарным демультипликатором, расположенным сзади основной коробки.

Регулировку дистанционного привода управления механизмом переключения передач коробок передач моделей 161 и ZF-16S151 (см. рис. Привод управления механизмом переключения передач) производите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

  • зафиксируйте тягу 3 технологическим стержнем 4 (d=4мм, l=100мм) в опоре 2;
  • установите хвостовик 9 в коническое отверстие рычага 5 , затяните гайку 10моментом 40. 50 Нм и зашплинтуйте;
  • удалите технологический стержень.
  • отклонение общей плоскости симметрии рычага 1 и тяги 3 от вертикальнойплоскости не более 2 мм обеспечить изменением длины тяги 7.

Для модели ZF-9S109:

  • установите рычаг переключения передач (см. рис Привод управлениямеханизмом переключения передач коробки передач ZF-9S109) под углом Е квертикали:
  • установите рычаг под углом Ж к вертикали;
  • вращая хвостовик, совместите ось конического пальца с осью отверстия врычаге;
  • вращая реактивную тягу, обеспечьте отклонение общей плоскости симметриирычага переключения передач от вертикальной плоскости не более 2 мм;
  • затяните и зашплинтуйте гайки прорезные;
  • затяните гайку.

Уровень масла в картере коробки передач модели 161 проверяйте указателем, вмонтированным в пробку маслозаливной горловины. Нормальный уровень должен доходить до верхней метки на указателе. При проверке уровня пробку не вворачивайте, а только вставьте ее в отверстие до упора в резьбу.

Для коробок передач моделей ZF- 9S109 и ZF- 16S151 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливного отверстия.

Замена масла

Сливайте масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе: для модели 161 – вывернув масляный фильтр 1, установленный на заднем торце картера демультипликатора, и пробки 2 и 3 картера (см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели 161); для моделей ZF- 9S109 и ZF- 16S151 – вывернув пробки заливного и сливных отверстий. Очистите магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установите их на место.

Источник

При каких оборотах двигателя переключать передачи камаз

Схема переключения передач Камаз напрямую зависима от установленной коробки передач на автомобиле. Но порой даже при полном знании всех теоретических данных в управлении КПП Камаз, очень сложно сориентироваться так сразу в использовании и переключении скоростей.

В этой статье мы подробно расскажем, как работает коробка передачи и какая её структура.

Как работает КПП

Схема для переключения передач Камаз несложная. Для начала изучим несколько простых правил. Переключать скорость (1, 2, 3, 4, 5) на Камазе нужно с помощью рычага для переключения нужных передач. Этот рычаг находится с правой стороны, рядом с местом водителя. Для того, чтобы разогнать машину, вам пригодится вот такая схема: 1В — 2В — ЗВ — 4Н — 4В — 5Н — 5В, а если вы находитесь в сложных дорожных условиях (забитая траса), то вам пригодится следующий вариант: 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.

Запомните, что переключать нужные передачи необходимо только при полностью выключенном (выкл) сцеплении. Например, для переключения верхней передачи В на нижнюю Н (или наоборот), опустите вниз или поднимите вверх переключатель КПП (в зависимости от ситуации), выжмите сцепление, подождите около 1 секунды и отпустите, и только теперь она включится.

Совет: педаль сцепления необходимо переставлять резко и выжимать только до конца. Выбирать момент, когда переключения необходимых передач будет наилучшим, нужно ориентируясь на показатели тахометра.

Несколько советов по использованию коробки Камаз. Придерживаясь этих советов, ваш двигатель всегда будет работать в экономичном режиме.


Схема переключения

  1. Если вы разгоняетесь на горизонтальной (ровной) дороге. Двигатель: частота вращения коленчатого вала, в таком случае, не должна быть выше 2300 мин-1 (касательно промежуточных передач). А дальнейшие переключения нужных позиций в КПП должны снижать частоты до 2000 мин-1.
  2. Если вы движетесь с большой скоростью на скоростной автомагистрали. Вы должны переключиться на верхнюю передачу КПП Камаз. Но вращения частот свыше 2200 мин-1 считается очень расточительным.
  3. Если вы находитесь в сложных дорожных условиях или поднимаетесь вверх. Вам надо довести частоту вращения до необходимой (номинальной) величины. А последующие переключения должны снижать показатели до 2000 мин-1.
  4. Если вы разгоняетесь под уклоном и на дороге ровное хорошее покрытие. В таких случаях частота вращения любых переходов не должна быть выше 2000 мин-1.

Принцип работы и схема переключения КПП Камаз

В этот автомобиль устанавливается 5-ти ступенчатая коробка передач. Способ переключения не стандартный, по сравнению коробками легковых авто.

В — верхняя передача, на языке водителей — повышенная. Н — нижняя передача, на языке водителей — пониженная.

Для разгона автомобиля Камаз схема переключения будет следующая:

А для разгона по бездорожью или в других условиях, затрудняющих движение, оптимальная схема будет:

Основное главное правило управления механическими коробками — это, полностью выжимать педаль сцепления. Для того, чтобы правильно эксплуатировать любое техническое устройство, желательно знать, принцип действия, устройство сцепления и коробки.

Чтобы перейти на повышенную с пониженной или наоборот, выжимаем полностью сцепление, ждем 1 секунду и поднимаем, или опускаем рычаг переключения, в зависимости куда хотим переключиться.

Схема управления Камазом, при котором расход топлива будет наименьшим. Обороты ДВС (частота вращения коленвала) должны быть ниже отметки 2300 об/мин.

Экономичный режим управления:

Условия трассы Что следует делать
В случае разгона по ровной горизонтальной трассе. Нужно следить, чтобы частота вращения коленвала не превышала 2300 оборотов в минуту в отношении промежуточных скоростей. При последующих переключениях скоростей частоты должны падать до 2000 оборотов в минуту.
При быстром движении по скоростной магистрали. Следует активировать повышенную передачу. При этом вал КПП не должен иметь частоту вращения более 2200 об/мин.
В случае плохих дорожных условий или подъема вверх. Частота вращения должна соответствовать номинальному значению, а в результате переключений — снижаться до 2000 об/мин.
При разгоне автомобиля под уклоном вниз по хорошему дорожному покрытию. Нужно следить, чтобы частота, с которой вращается вал, не превышала 2000 об/мин.

Какая структура КПП

В основном, на Камаз устанавливают коробки двух типов: 5 ступенчатые (14 модель) и 10 ступенчатая (15 модель). Первый тип устанавливают на одиночные автомобили Камаз, а коробка второго типа больше подходит для работы в автопоездах. К тому же, 10-ступенчатая состоит из обычной 5-ступенчатой. Плюс, оснащенная редуктором-делителем. Структура КПП делителя позволяет (конечно же, в сочетания с 5-ступенчатой коробкой) контролировать десять передач переднего хода и две заднего.

Преимущества коробок, которые оснащены делителем:


Механический редуктор

Для автомобилей Камаз с большой грузоподъёмности были модернизированы предыдущие коробки. И в свет вышла новая модель КПП 152. Чем она отличается?

  1. Усилены синхронизаторы.
  2. Использовано новое крепление шестерёнок.
  3. Введено в систему 4 градуса для утонения зубьев. Это позволяет избежать «выбивания» четвёртой и пятой передачи.
  4. Усилены шлицы.
  5. Улучшенная схема управления делителем.
  6. Удалено шлицевое крепление.
  7. Увеличена высота зубьев.

В новой модели делителем управляет пневматическая система. Обслужить такую систему может только профессионал и работник СТО. Так как данная процедура требует определённых навыков и знаний.

Устройство КПП Камаз

Для автомашин КАМАЗ выпускают КПП двух типов:

  • 14 модель — 5-ти ступенчатая;
  • 15 модель — 10-ти ступенчатая.

14-я модель идет для одиночных машин, 15-я — для автопоезда.

15-я модель камазовской коробки, в которой 10 скоростей переключения передач — это та же самая пятиступка 14-й модели плюс редуктор-делитель. Схема редуктора заднего моста легкового автомобиля отличается от конструкции редуктора-делителя. Конструкция редуктора-делителя вместе с коробкой 14 модели создают 10 скоростей вперед и 2 скорости назад.

Плюсы коробок с делителем:

  1. Частота переключения становится меньше. Переключаться приходится реже.
  2. Увеличивается тяга ДВС машины.
  3. Увеличивается удобство управления.

Чтобы получить разрешение управлять грузовыми автомобилями более 3,5 тонн с прицепами, требуется соответствовать некоторым требованиям. Узнайте, как открыть категорию Е.

Так как автомобили КАМАЗ классифицируются по назначению, то есть для перевозки тяжелых грузов, для таких моделей автозавод сделал из коробки 14 модели модернизированную, которая называется КПП 152.

Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:

  1. Синхронизаторы стали более усиленными.
  2. В конструкцию внесли новое крепление шестеренок.
  3. Во избежании вылета 4-й и 5-й скоростей, что бывает с обычными камазовскими коробками, в систему внесено 4 градуса для утонения зубьев.
  4. Шлицы в КПП также стали более усиленными.
  5. Схема управления доработана.
  6. Шлицевое крепление удалено.
  7. Высота зубьев увеличена.

Делитель принимает нагрузку от пневмосистемы и управляется ею. В новых камазах конструкция сложнее, поэтому желательно ремонтировать КПП, делитель в специализированных СТО.

Видео «КПП на автомобиле Камаз»

Вы сможете просмотреть как нужно переключать КПП в Камазе во всех подробностях.

В любом автомобиле коробка передач — один из основных агрегатов. А если речь идет о КамАЗе, то это еще и сложное устройство. Этот материал позволит разобраться с конструктивными особенностями, а также с тем, как переключать скорости на КамАЗе и чего нельзя делать.

Галерея «Схемы устройства КПП»

Правила переключения КПП в разных условиях

Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке КПП?

Видео «Последствия неправильного использования камазовской коробки передач»

Устройство КПП

В зависимости от модели авто, на новом КамАЗе схема управления и расположения передач трансмиссии может отличаться. Отечественные грузовики могут оборудоваться двумя типами коробок передач. Разница в том, что одни трансмиссии имеют пять ступеней переключения, а другие — десять. Эти модели называются 14 и 15. Пятиступенчатые трансмиссии обычно устанавливаются на автомобили, которые используются как индивидуальные машины. Десятиступенчатыми коробками обычно оснащаются грузовые транспортные средства, относящиеся к категории автопоездов.

Схема привода управления камазовским делителем

По конструкции десятиступенчатая трансмиссия — коробка с пятью ступенями, дополненная редуктором-делителем. Благодаря устройству транспортное средство может использовать 10 передних передач, а также две задние. Когда было начато производство КамАЗов, рассчитывалось, что эти авто будут работать в условиях высокой грузоподъемности. Инженеры автомобильного концерна создали новую модель трансмиссии, которая получила название 152.

Ниже перечислены основные отличия КПП 152 и доработки, которые включает в себя эта модель коробки:

  • трансмиссия стала оснащаться усиленным синхронизатором делителя;
  • усилены шлицы, из коробки убраны их крепления;
  • реализован другой метод фиксации шестеренок трансмиссии;
  • высота зубьев КПП увеличена.

В усовершенствованной версии камазовской трансмиссии процесс управления и активации делительного устройства осуществляется с помощью пневматической системы.

Правильное использование этого узла в ходе управления коробкой передач чрезвычайно важно. Не менее важно, что техническое обслуживание, проверка агрегата на предмет поломок, его ремонт и сборка компонентов производились профессионалами. Этот процесс должен осуществляться с использованием специализированного оборудования и инструментов. Рассмотрим основные элементы, которые входят в конструкцию камазовской трансмиссии:

  1. Картер. В этом узле установлены три вала — промежуточный, первичный и вторичный.
  2. Блок с шестеренками. Они предназначены для включения задней передачи.
  3. Верхняя крышка агрегата.
  4. Механизм переключения передач. Этот узел считается сборно-разборным.
  5. Мотор. Монтируется на передней части картерного устройства.

Ремонт коробок передач Камаз

Дефекты валов, шестерен, синхронизаторов и способы их устранения — КамАЗ

Ведущий вал делителя передач может иметь следующие дефекты: трещины или обломы, выкрашивание цементированного слоя на шлицах.

Дефекты вторичного вала коробки передач могут быть следующие: трещины или обломы, износ поверхности шеек под втулки и подшипники (под передний роликоподшипник, втулку шестерни 4-й передачи, роликоподшипник шестерни 3-й передачи, втулку шестерни заднего хода, задний шарикоподшипник), износ шлицевой части вала (под фланец карданного вала, муфту включения 1-й передачи и заднего хода, ступицу синхронизатора 4-й и 5-й передач), срыв или износ резьбы под гайку крепления фланца карданного вала.

Основной дефект шестерен — износ зубьев.

Указанные дефекты валов и шестерен устраняются наплавкой.

Синхронизаторы 2 и 3, 4 и 5-й передач и синхронизатор делителя передач могут иметь следующие дефекты:

  • трещины или обломы на каретке синхронизатора;
  • износ или облом зубьев каретки с торца ее включения;
  • износ шлицев и зубьев каретки по толщине;
  • износ внутренней поверхности конусного кольца;
  • наволакивание металла на поверхностях конусного кольца.

Неисправные синхронизаторы заменяются, восстановление их не производится.

Дефекты картера коробки передач и способы их устранения — КамАЗ

Картер коробки передач изготавливается из серого чугуна СЧ 21-40, твердость материала НВ 170—217. Картер коробки передач может иметь следующие дефекты: трещины, износ внутренних поверхностей посадочных мест под подшипники и оси шестерен заднего хода, ослабление посадки штифта и износ или повреждение резьб.

Возможные места расположения дефектов в картере коробки передач показаны на рис. 86.

Трещины в картере восстанавливаются сваркой. Трудность сварки стенок картера, изготовленного из серого чугуна, состоит в том, что в результате быстрого нагрева и охлаждения наплавленного металла и большой усадки чугуна при охлаждении из расплавленного состояния в деталях возникают значительные внутренние напряжения, что может привести к образованию трещин.

При восстановлении картеров применяются два способа сварки: горячая с подогревом картера и холодная без его подогрева.

При горячем способе сварки картер подогревается в специальных печах до температуры 600…650 °С. Сварка ведется в ацетилено-кислородной среде.

Горячий способ сварки чугуна обеспечивает высокое качество сварки. Однако технология этого способа очень сложна, и поэтому он применяется сравнительно редко.

Холодный способ сварки чугуна в технологическом отношении проще, и поэтому в авторемонтном производстве он нашел широкое применение. Наиболее часто при этом применяется ручная и полуавтоматическая электродуговая сварка стальными электродами и электродами из цветных металлов и сплавов.

Рис. 86. Места расположения дефектов на картере коробки передач — КамАЗ:

1 — трещины на стенке картера; 2, 3, 4, 5 — износ отверстий под подшипники первичного, вторичного и промежуточного валов коробки передач; 6 — износ отверстия под ось блока шестерен

Наилучшие результаты дает сварка электродами МНЧ-1. Сварочный шов при этом состоит из железоникелевого сплава и обладает высокой прочностью и пластичностью.

При диаметре электрода 1,2—1,6 мм режим сварки следующий: сила тока — 110—220 А; напряжение дуги — 18—22 В; скорость сварки — 10—15 см/мин.

Восстановление внутренних поверхностей под подшипники валов коробки передач возможно проводить железнением (осталиванием) или размерным калиброванием после нанесения клеевой композиции. Осталивание производится безванновым способом. На некоторых авторемонтных предприятиях применяется способ восстановления электронатиранием на установках Р144.

Способ восстановления внутренних посадочных поверхностей под подшипники размерным калиброванием полимерными материалами наиболее простой и экономичный.

Результаты стендовых испытаний отремонтированных коробок передач показали возможность применения быстротвердеющей композиции для восстановления посадочных отверстий под подшипники.

Конструктивные особенности коробок передач автомобилей КамАЗ

Коробка передач автомобилей КамАЗ 14-й модели, кинематическая схема которой показана на рис. 82, имеет следующие конструктивные особенности. Во внутренней полости картера коробки передач в передней части левой стенки и правой части задней плиты имеются маслонакопители, куда при вращении шестерен забрасывается масло. По имеющемуся сверлению в передней стенке картера масло поступает в полость задней крышки первичного вала и на маслонагнетающее кольцо. По сверлению в задней стенке картера масло поступает в полость задней крышки вторичного вала для смазки червячной пары привода спидометра. Шестерни вторичного вала установлены на специальных роликовых подшипниках качения, а заднего хода изготовлены вместе с валом. Шестерни промежуточного вала, кроме 1-й и 2-й передач, изготовленных вместе с валом, установлены на сегментных шпонках и закреплены на валу кольцами.

Механизм переключения передач имеет замок штоков и предохранитель включения 1-й передачи и заднего хода.

Рис. 82. Кинематическая схема коробки передач автомобилей КамАЗ 14-й модели:

1 — картер; 2 — магнитная пробка отверстия слива масла; 3 — промежуточный вал, верстия с указателем уровня масла; 6 — первичный вал; 7 — задний шариковый подшипник с механизмом переключения передач; 10 — опора рычага переключения передач; 11 — вала; 14 — вторичный вал; 15 — фланец крепления карданного вала; 16 — стакан шестерен заднего хода; 19 — ось блока шестерен; 20 — роликовый подшипник блока; 4 — передний роликовый подшипник промежуточного вала; 5 — пробка заливного от первичного вала; 8 — фиксатор механизма переключения передач; 9 — верхняя крышка ползун с вилками в сборе; 12 — синхронизаторы; 13 — задний подшипник вторичного сферического подшипника; 17 — сферический подшипник промежуточного вала; 18 — блок шестерен заднего хода

Рис. 83. Кинематическая схема коробки передач автомобилей КамАЗ 15-й модели:

1 — картер делителя передач; 2 — промежуточный вал делителя передач; 3 — первичный вал делителя передач; 4 — синхронизатор; 5 — первичный вал коробки передач; 6 — ползун; 7 — шестерня постоянного зацепления; 8 — картер коробки передач; 9 — вторичный вал коробки передач; 10 — промежуточный вал; 11 — блок шестерен заднего хода; Н — включение низшей передачи делителя передач; В — включение высшей передачи в делителе передач; —> направление включения и перемещения рычагов и ползунов; —> направление выключения и перемещения рычагов;

Привод управления механизмом переключения передач дистанционный, состоящий из рычага переключения передач с опорой, передней и промежуточной тяг, шаровой опоры и штока рычага переключения передач.

Коробка передач автомобилей КамАЗ 15-й модели, кинематическая схема которой показана на рис. 83, по сравнению с коробкой передач 14-й модели имеет следующие конструктивные особенности. К передней части картера коробки передач 15-й модели вместо картера сцепления приворачивается болтами делитель передач в сборе; изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крышкой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка.

Передней опорой первичного вала является роликовый подшипник, расположенный в выточке первичного вала делителя. Вместо маслонагнетательного кольца на первичном валу установлена на шлицах ступица синхронизатора и закреплена гайкой.

Вместо передней крышки промежуточного вала осевое смещение переднего подшипника ограничивает распорная втулка, которая одновременно является и маслоотражательной шайбой.

Масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отверстиями, которые имеются в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке делителя. Осевой зазор ведущего вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.

Коробка передач имеет два привода управления: привод управления основной коробкой передач—механический, дистанционный и привод управления делителем передач — пневматический. Пневматический привод управления делителем передач показан на рис. 84.

Коробки передач и их приводы управления автомобилей семейства КамАЗ обладают высокой надежностью и имеют наработку до капитального ремонта более 300 тыс. км. Поломок и износов шестерен, подшипников и их посадочных мест при эксплуатации не происходит.

Неисправности коробок передач КамАЗ

Наиболее характерные неисправности коробок передач и их приводов приведены в табл. 39.

В процессе эксплуатации автомобилей могут встретиться следующие дефекты деталей коробки передач:

  • трещины в картере и его поломка при включении задней передачи во время движения автомобиля передним ходом;
  • разрушение переднего роликового подшипника первичного вала;
  • износ фиксатора механизма переключения передач; разрыв диафрагмы редукционного клапана; нарушение регулировки положения упора клапана выключения делителя.

Опыт передовых автотранспортных предприятий показывает, что при пробеге автомобилей 300 тыс. км и более в коробках передач изнашиваются первичный вал делителя передач, внутренний венец шестерни первичного вала основной коробки, детали синхронизатора переключения 4-й и 5-й передач. Остальные детали при капитальном ремонте автомобиля пригодны для повторного использования. Количество годных деталей при разборке коробок передач в большой степени зависит от организации и технологии выполнения разборочных работ и соблюдения требований технических условий на разборку.

39. Наиболее характерные неисправности коробок передач и дистанционных приводов управления автомобилей КамАЗ

Внешние признаки неисправностей коробок передач Причины неисправностей коробок передач и дефектов деталей Способ устранения неисправностей коробок передач и дефектов деталей
При движении автомобиля происходит выключение передач, а при их переключении — удары и звонкий шум Износ конусных колец синхронизатора — 4-й и 5-й передач Заменить неисправные детали или синхронизатор в сборе
Включение передач затруднено Увеличение длины тяги управления механического привода Отрегулировать длину тяги
Износ шлицев вторичного вала Заменить вал, восстановить шлицы вала наплавкой
Неполное включение сцепления Отрегулировать свободный ход педали сцепления
Выключение 4-й и 5-й передач затруднено Износ внутреннего венца шестерни Восстановить внутренний венец шестерни
Не включаются передачи в делителе Заедание поршеньков воздухораспределителя Разобрать воздухораспределитель, смазать детали смазкой № 158, собрать воздухораспределитель
Износ толкателей синхронизатора делителя Заменить толкатели, отрегулировать редукционный клапан
При переключении передач происходят удары и звонкий шум в делителе Повышенное давление в пневмосистеме управления делителем Отрегулировать редукционный клапан
Не включаются передачи в основной коробке Разрушение подшипников шестерен вторичного вала Заменить подшипники
Повышенный шум в коробке передач Нарушена регулировка дистанционного привода управления Отрегулировать привод, заменить изношенные детали
Течь масла из коробки передач Износ или потеря эластичности сальников Заменить сальники
Нарушена целостность прокладки Заменить прокладки
Повышенное давление в картере коробки передач Промыть сапун

Приработка и испытание коробок передач КамАЗ

Испытание коробок передач производится с целью проверки правильности сборки узлов, механизмов и коробок передач в сборе и проверки герметичности уплотнений воздухопроводов пневмосистемы управления делителем передач.

Испытание коробок передач производится на обкаточных стендах без нагрузки и под нагрузкой.

Правильность сборки коробки передач перед установкой ее на стенд проверяется вращением валов и включением передач.

Валы коробки передач должны свободно без заедания вращаться при любой включенной передаче в основной коробке и делителе передач при вращении первичного вала от усилия руки.

Фиксаторы штоков всех передач при включении передач рычагом должны четко фиксировать их в нейтральном положении и в рабочих положениях. Включение 1-й передачи и передачи заднего хода должно производиться только при отжатом предохранителе заднего хода, установленном в верхней крышке.

Соединения воздухопроводов и пневмосистемы управления делителем, который установлен на коробке передач 15-й модели, должны быть проверены на герметичность сжатым воздухом под давлением 0,6 МПа. Из ресивера воздух под давлением подводится к редукционному клапану пневмосистемы. Падение давления в ресивере допускается не более 0,15 МПа в течение 40 с.

Зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя регулируется с помощью упорных болтов механизма переключения передач.

Регулировка производится следующим образом:

  • включается делитель передач в работу, при этом воздух под давлением из ресивера поступит в полость клапана и перемещает его в крайнее положение до упора в рычаг;
  • вывертываются оба упорных болта и снимается крышка смотрового люка механизма переключения передач делителя;
  • перемещается золотник крана управления делителем в положение «низшая передача» и вворачивается задний упорный болт до упора в рычаг; после этого упорный болт довертывается еще на 1/4 оборота и фиксируется контргайкой; при этом положении первичный вал должен проворачиваться от руки легко и без заеданий;
  • перемещается золотник крана управления делителем в положение «высшая передача» и передним упорным болтом регулируется зацепление аналогично вышеуказанному пункту.

После проверки правильности сборки коробка передач подвергается обкатке (приработке и испытанию). Приработка производится с целью подготовки коробки передач к восприятию эксплуатационных нагрузок.

Приработка и испытание коробок передач производятся на маслах пониженной вязкости. Такие масла позволяют лучше удалять механические примеси при сливе их после обкатки из картера коробки передач через сливные отверстия.

40. Режимы обкатки коробки передач 14-й модели

Режим Частота вращения первичного вала, мин-1 Нагрузка на вторичном валу, Н*м Включенная передача Время испытаний, мин
I 1300 Нейтральная 1,5
2600 1,5
2600 Последовательное включение передач: зх*-1-2-3-4-5-4-3-2-1-зх 3
II 2600 Не менее 50 Задний ход 1,5
2600 1-я 1,5
2600 100—150 2-я 1,5
2600 100—150 3-я 1,5
2600 100—150 4-я 1,5
2600 100—150 5-я 1,5

В период обкатки в качестве смазки деталей коробки передач применяется дизельное масло М-10Г2К. В качестве заменителя разрешается применять масло М-10В. Масло в картер коробки передач заливается теплое, после подогрева его до температуры 50…60 °С.

Для обкатки коробок передач в их картер заливается масло в следующем количестве: в картер коробки передач моделей 14-й и 141-й — (8,5±0,5) л; моделей 15-й и 152-й — (12,5±0,5) л.

После заливки масла коробки передач обкатываются в двух режимах: без нагрузки и под нагрузкой. Режимы обкатки коробок передач моделей 14-й и 15-й определены техническими условиями и приведены в табл. 40 и 41.

При обкатке в режиме без нагрузки проверяется включение передач в основной коробке и в делителе.

41. Режимы испытаний коробок передач модели 15-й без нагрузки на вторичном валу

Примечание. Частота вращения первичного вала всюду равна 2600 мин-1, за исключением режима, когда в положении «нейтраль» и «высшая» она составляет 1300 мин-1.

При испытании и приработке коробки передач под нагрузкой проверяются:

  • надежность включения передач;
  • работа коробки передач при включении 1-й передачи и передачи заднего хода; эти передачи включаются только при остановленных валах в коробке передач;
  • легкость переключения передач при включении 2, 3, 4 и 5-й передач;
  • уровень шума с помощью шумомеров; датчики шумомера устанавливаются на стенку картера на расстоянии 25 мм от плоскости разъема картера с крышкой коробки передач в зонах вхождения шестерен в зацепления; при включении высшей передачи в делителе и частоте вращения первичного вала 2600 мин-1 уровень шума, зафиксированный стрелкой на шкале шумомера, не должен превышать 105 дБ.

После окончания приработки и испытания коробки передач масло из картера немедленно сливается горячим. Магниты сливных пробок очищаются от металлических отложений.

Разборка коробок передач Камаз

При разборке коробок передач необходимо обеспечить предохранение деталей и узлов от повреждений. Для этого применяются съемники и приспособления. Использовать стальные выколотки и применять ударные нагрузки при снятии подшипников запрещается.

Разборочный процесс включает в себя следующие виды работ: моечно-очистные, собственно разборочные работы, подъемно-транспортные по перемещению деталей, узлов и контрольно-сортировочные. Для наружной мойки коробок передач применяется «Лабомид-203» концентрацией 5—10 г/л, а для очистки деталей 25—30 г/л.

Разборка коробки передач производится на стендах в следующей последовательности. Снимаются и разбираются механизм переключения передач, кран управления делителем, опоры рычага переключения передач и редукционный клапан пневмосистемы. После снятия фланцев карданного вала и крышек подшипников первичного, вторичного, промежуточного валов извлекаются подшипники, выпрессовывается ось блока шестерен с помощью съемников и приспособления, как показано на рис. 85.

Задний и передний подшипники вторичного вала и внутреннее кольцо переднего подшипника промежуточного вала извлекаются из картера коробки передач захватами И-801.30.100, И-801.30.200 и И-800.30.300 с помощью съемника И-801.30.000. Стакан заднего подшипника вместе с подшипником промежуточного вала снимается и устанавливается приспособлением И-801.31.000. Ось блока шестерен извлекается из картера коробки передач съемником И-801.32.000. Отдельно разбираются вторичный вал коробки передач, синхронизаторы, делитель передач.

Рис. 85. Извлечение подшипников и оси блока шестерен при разборке коробки передач автомобилей КамАЗ:

а — снятие переднего подшипника вторичного вала коробки передач; 1 — съемник И-8011.30.000; 2 — упорный наконечник винта съемника; 3 — захват И-801.300.200 для снятия переднего подшипника вторичного вала коробки передач; 4 — роликовый подшипник; 5 — вторичный вал; 6 — контур картера коробки передач; б — снятие заднего подшипника вторичного вала коробки передач; 1 — съемник И-801 30.000; 2 — упорный наконечник винта съемника; 3 — захват И-801.30.100; 4 — шариковый подшипник; 5 — вторичный вал коробки передач; 6 — контур коробки передач; в — снятие стакана с подшипником промежуточного вала коробки передач приспособлением И-801.31.000: 1 — стакан подшипника; 2 — задний подшипник промежуточного вала; 3 — упор приспособления; 4 — плита; 5 — винт; 6 — упорный наконечник винта; 7 — болт, предназначенный для ввертывания в стакан подшипника; г — снятие оси блока шестерен заднего хода коробки передач съемником И-801.32.000: 1 — винт, вворачиваемый в ось блока шестерен рожковым ключом перед снятием оси; 2 — рукоятка съемника; 3 — головка винта под рожковый (накидной) ключ; 4 — упор съемника; 5 — стенка картера коробки передач; 6 — ось блока шестерен заднего хода коробки передач

Сборка коробок передач — КамАЗ

Сборка коробок передач может производиться тупиковым или поточным методом. Коробки передач собираются после восстановления и замены деталей. Наиболее прогрессивный метод сборки поточный, выполняемый на конвейере.

Каждая коробка передач должна быть собрана в соответствии с чертежами и испытана в соответствии с техническими условиями.

Маршрутная схема технологического процесса сборки коробки передач показана на рис. 87.

Детали коробки передач, поступающие на сборку, следует тщательно промыть, узлы проверить на соответствие требованиям сборочных чертежей.

При сборке коробки передач необходимо обеспечить предохранение деталей и узлов от повреждений. Использовать стальные выколотки запрещается. При установке подшипников применение ударной нагрузки недопустимо.

Все трущиеся поверхности нужно смазать тонким слоем масла М-10Г2К или М-10В.

Гайки подшипников и фланца карданного вала затягиваются с моментом силы 200—240 Н*м.

Рис. 87. Маршрутная схема технологического процесса сборки коробки передач

При установке крышек подшипников первичного и вторичного валов коробки передач и делителя минимальный люфт валов должен быть ±0,05 мм.

Рабочие поверхности золотников, крана переключения, воздухораспределителя, клапана включения передач делителя смазываются тонким слоем смазки № 158.

Гайки шпилек крепления картера делителя передач или картера сцепления к картеру коробки передач затягиваются моментом силы 140—200 Н*м.

Стенд для обкатки коробок передач

Для обкатки коробок передач применяется стенд с порошковым тормозом, показанный на рис. 88. Техническая характеристика стенда приведена в табл. 42.

Рис. 88. Стенд для приработки и испытания коробок передач:

1 — рама стенда; 2 — электромотор; 3 — сцепление автомобиля КамАЗ, входящее в конструкцию стенда; 4 — цилиндр пневмоприжима испытуемой коробки передач; 5 — прижим; 6 — тележка; 7 — соединительная муфта испытуемой коробки передач с порошковым тормозом; 8 — металлический защитный чехол; 9 — нагрузочный порошковый тормоз; 10 — амперметр; 11 — термометр; 12 — направляющая плита; 13 — подвижная плита; 14 — корпус реечного механизма; 15 — рычаг перемещения тормоза; 16 — вентиль крана подвода охлаждающей жидкости; 17 — рычаг выключения сцепления; 18 — пульт управления

42. Техническая характеристика стенда для приработки и испытания коробок передач

Устройство Параметры Единица измерения Значение
Электромотор привода первичного вала коробки передач 4АОП-2-724СХ Напряжение в сети В 380
Мощность электродвигателя кВт 30
Частота тока Гц 50
Частота вращения вала мин-1 1500
Максимальный момент силы на валу двигателя H*м 200
Электромагнитный порошковый тормоз ПТ-100М Предел регулирования момента тормозной силы Н*м 0—1000
Расход охлаждающей воды л/мин 18
Давление охлаждающей воды МПа 0,5
Тип манометра мт-з
Выпрямительное устройство для электропитания катушки тормоза ВСА-5К Регулируемое напряжение в катушках тормоза В 0—65
Напряжение ввода В 220
Стенд Масса кг 1615
Пульт управления кг 120
Габаритные размеры стенда мм 2680Х570Х1100

Коробка передач устанавливается на стенд привалочной поверхностью так, чтобы проушины картера вошли в стыки вертикальной опорной площади стенда. После этого коробка передач прижимается двумя прижимами, которые приводятся в действие от двух пневматических цилиндров. Соединение вала двигателя с первичным валом делителя передач осуществляется фрикционной муфтой. Для соединения первичного вала коробки передач с валом электромотора и отсоединения валов при переключении передач на стенде установлено постоянно включенное сцепление автомобиля КамАЗ-5320. Включение и выключение сцепления коробки передач производится рычагом.

Инструкция

Теперь предлагаем узнать, как осуществлять запуск и в какой последовательности правильно включать передачи на камазовской коробке. В этом процессе есть определенные особенности, и процедура переключения скоростей отличается от легковых автомобилей.

Начало движения

Необходимо знать, как переключать скорости на КамАЗе. Начало движения на КамАЗе должно производиться на пониженной скорости. Обратите внимание — при трогании с места переключение передачи осуществляется при отключенном сцеплении. В камазовских коробках схема переключения осуществляется в несколько этапов, это связано с особенностями увеличения и понижения скоростей.

Как включаются скорости на КамАЗе:

  1. Грузовик может быстро ехать по разным видам дорог, но на первом этапе, в соответствии со схемой, рекомендуется начинать движение на передаче 1В.
  2. После этого производится включение передачи 2В.
  3. На завершающем этапе трогания с места включается скорость 3В.

В соответствии с такой схемой движения, трогание с места производится на пониженной скорости. То есть рычаг переключения на коробке не нужно трогать вплоть до четвертой передачи. Для начала движения нужно увеличить частоту вращения коленвала примерно до семи тысяч оборотов (автор видео-урока о том, как переключаются скорости на КамАЗе — Никита Вагин).

Переключение скоростей

Теперь расскажем, как переключается КПП на КамАЗе, когда машина тронулась с места. Когда автомобиль разгонится, порядок переключения передач на КамАЗе следующий — 4Н-4В-5Н. Для активации второй скорости надо, чтобы частота вращения коленвала увеличилась до трех тысяч оборотов по тахометру. Учтите, что работа коленчатого вала играет основную роль. При правильном переключении скоростей вы сможете добиться экономии расхода горючего. При этом будет достигнута максимально экономичная работа мотора без простоев.

Задний ход

Что касается заднего хода, то в соответствии со схемой для его активации необходимо установить переключатель в нижнее левое положение. Активация задней передачи не допускается во время движения. Чтобы включить задний ход, полностью остановите автомобиль, после чего выполняйте маневр.

Нет в наличии:

Код детали Наименование Количество на модель, шт.
10 740-1007260 Кольцо уплотнительное 2 Нет в наличии
12 6460-1702223 Рычаг 1 Нет в наличии
16 6460-1703438 Кронштейн 1 Нет в наличии
17 6460-1703439 Втулка 2 Нет в наличии
24 1/13070/21 Болт М10х1,25-6gх40 1 Нет в наличии
30 1/07913/11 Гайка низкая М14х1,5-6Н 1 Нет в наличии
32 1/26443/01 Шайба плоская 10х35х3 8 Нет в наличии
33 1/05166/73 Шайба 8 пружинная 2 Нет в наличии
40 1/07338/01 Шплинт 3,7х40 1 Нет в наличии
42 853062 Болт М8-6gх45 2 Нет в наличии
45 501204714 Шарнир шаровой 1 Нет в наличии
47 Гайка-М10х1-специальная Гайка М10х1 специальная 1 Нет в наличии
48 637011570 Гайка М10х1,5 специальная 2 Нет в наличии
50 1304307361 Рычаг 1 Нет в наличии

Не можете найти необходимую деталь из группы Привод управления механизмом переключения передач на КамАЗ-6520? Проконсультируйтесь у наших специалистов по телефону 8-800-700-19-88 или по эл. почте Мы обязательно вам поможем!

Правила переключения КПП в разных условиях

Знать, как трогаться с места и как продолжать движения, для правильной эксплуатации камазовской трансмиссии недостаточно. Чтобы в ходе использования коробки передач с агрегатом не произошло проблем, нужно соблюдать правила. Допущенные в ходе эксплуатации ошибки могут привести к серьезным неисправностям.

На подъеме

Как переключать скорости на КамАЗе при движении в гору

Передвижение на отечественном грузовике при подъеме должно производиться на повышенной скорости. Чтобы переключиться с первой скорости на вторую, водителю нужно дважды выжать сцепление. Учитывайте факт, что надо одновременно нажать на педаль газа, а также педаль подачи горючего. Эти действия важны, так как они помогают стабилизировать работу коленвала в целом. Чтобы избежать проблем в работе агрегата, не нужно сбрасывать обороты мотора менее, чем на две тысячи при подъеме. Это приведет к тому, что автомобильный двигатель будет заглушен. Также такая езда способствует увеличению рабочей температуры силового агрегата, а это может стать причиной его поломки.

При управлении автомобилем по такому принципу вы сможете добиться максимальной курсовой устойчивости. Благодаря принципу разделения схемы трансмиссии на два режима достигается облегчение работы мотора. Причем независимо от того, загружен автомобиль или нет.

На спуске

Если вы едите со спуска, то глушить двигатель не нужно. При глушении мотора произойдет блокировка руля. А это приведет к аварийной ситуации на дороге. При движении на спуске нельзя отключать вспомогательное торможение, а также выжимать до конца педаль сцепления. В более новых версиях грузовиков используются усовершенствованные трансмиссии, это позволило инженерам добиться снижения нагрузки на основные детали КПП. Поэтому при движении в критических условиях и на спусках мотор автомобиля не будет изнашиваться.

В КамАЗах используется тормозная система с двойным усилением. То есть, кроме торможения силовым агрегатом, присутствует дополнительная система остановки мотора. Если вы двигаетесь на спуске с активным вспомогательным торможением, то отключать сцепление и переключать скорости нельзя.

Схемы основной и раздаточной коробок на КамАЗе

Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке КПП?

В транспортных средствах КамАЗ 6520 и 5460 используются трансмиссии 16S151ZF-ECOSPLIT. К машине прилагается мануал по эксплуатации таких КПП. На практике они часто выходят из строя именно из-за неправильной эксплуатации. Поэтому автовладельцу необходимо внимательно изучить инструкцию, чтобы соблюдать требования и не допускать ошибок.

Рассмотрим основные ошибки, которые допускают автовладельцы при эксплуатации коробки передач:

  1. Когда водитель переключает скорость, педаль сцепления должна быть выжата до упора. Если вы не выжимаете сцепление до конца, в результате это приведет к ускоренному износу синхронизаторных устройств трансмиссии.
  2. Одно из главных требований — запрещается переключаться с повышенных передач на пониженные. То есть переходить с 5, 6, 7 или 8 скорости на 1, 2, 3 и 4, если скорость движения транспортного средства составляет больше 30 км/ч. Такая ошибка быстро приведет к выходу из строя синхронизатора демультипликатора.
  3. При необходимости переключиться с повышенной скорости на пониженную, делать это нужно последовательно. Перескакивать через передачу нельзя, поскольку это также станет причиной разрушения синхронизаторов трансмиссии. Если нужно переключиться на повышенную скорость, то такое переключение допускается.
  4. Нельзя полностью обхватывать рычаг коробки, переключаясь с одного диапазона скоростей на другой. Процесс переключения должен осуществляться открытой ладонью.
  5. При необходимости перейти из нейтрального положения I в положение II нужно действовать легким ударом открытой ладони, сцепление при этом не включается. Так переключается демультипликатор.
  6. Нельзя при езде на нейтральной скорости перемещать селектор вправо или влево для поиска нейтралки. В камазовской коробке передач есть крепления, которые фиксируют селектор КПП в нейтральном положении. Причем держат они его между третьей и четвертой скоростями в пониженном диапазоне, а также между пятой и шестой скоростью в повышенном.
  7. Нельзя двигаться накатом под уклон. Маслонасос трансмиссии вращается от движения первичного вала коробки. Когда машина двигается накатом, мотор функционирует на холостом ходу, а маслонасос на пониженных оборотах. Из-за этого образуемое насосом давление будет недостаточным для оптимальной смазки подшипниковых элементов. А если смазки не хватит, то подшипники быстро перегреются.
  8. Не допускается буксировка транспортного средства при подсоединенном карданном валу от коробки передач к ведущему мосту либо к раздаточной трансмиссии. Имеются в виду полноприводные авто. При невыполнении этого правила маслонасос коробки может выйти из строя в результате недостатка смазки.
  9. При запуске мотора буксировкой нужно использовать только скорости повышенного диапазона.
  10. Перед тем как оставить КамАЗ на парковке, нужно выставить селектор КПП в левое нейтральное положение.
  11. Отдельно скажем про задний ход. Его активация возможна при полной остановке машины и падении холостых оборотов до минимума. Это допускается спустя 10 секунд после отключения сцепления.

Эксплуатация автомобилей КамАЗ 65115

Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется привод педалью.

Стояночную тормозную систему включайте на стоянке автомобиля, установив рукоятку крана управления стояночным и запасным тормозами (см. рис.Кабина) в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес автомобиля и прицепа.

Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку установите в горизонтальное фиксированное положение. Включая стояночную тормозную систему, доведите рукоятку вниз до упора, иначе «сожжете» тормозную систему на прицепе.

Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Управляйте запасной тормозной системой постепенным перемещением рукоятки стояночной тормозной системы. При перемещении рукоятки вверх на треть ее полного хода работает только тормозная система прицепа. Применяя такой способ притормаживания на скользкой дороге, можно избежать «складывания», автопоезда, так как автопоезд при этом идет «врастяжку». При дальнейшем перемещении рукоятки вверх включается тормозная система автомобиля и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение.

Вспомогательную тормозную систему включайте нажатием кнопки вспомогательной тормозной системы (см. рис. Кабина). Пользуйтесь вспомогательной тормозной системой во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов. При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормаживайте автопоезд рабочей тормозной системой.

При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи.

Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.

При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните до упора (приблизительно 30 оборотов) винты механического растормаживания (см. рис. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.). После устранения неисправностей в пневмоприводе тормозной системы винты вверните.

Видео «Последствия неправильного использования камазовской коробки передач»

Обломанные зубчики на шестеренке привода — последствия несоблюдения правил эксплуатации трансмиссии на КамАЗе (автор видео — Илья С).

На первый взгляд, управление КамАЗом схоже с ездой на легковом автомобиле. Принцип работы, как на классическом транспорте, однако, некоторые особенности, вызывают осложнения у непосвященного пользователя.

Полное представление о том, как правильно управлять и ездить на КамАЗе получаешь, разобравшись в специфике переключения передач. Дело в том, что к каждому тяжёлому автомобилю надо найти подход в вопросе манипуляции коробкой и КамАЗ не исключение. С целью достичь нужного скоростного режима при перевозке груза, трансмиссия КамАЗ часто эксплуатируется на пониженной передаче. Полученные навыки, знания и опыт работы с коробкой – залог успеха дальнейшей эксплуатации транспортного средства.

Описание используемых коробок

Схема переключения передач напрямую зависит от типа установленной на автомобиле КамАЗ трансмиссии. Большинство используемых машин применяют коробку на пять скоростей вперед и одна назад, это модель с индексом 14. Механизм актуален в случае, если не требуется буксировать прицеп, или перевозимый груз весит менее 10т.

Техника, используемая для перевозки больших грузов, или участвующая в составе автопоездов, использует трансмиссию с маркировкой 15. В этом случае нужен навык, как управлять КамАЗом самосвалом, поскольку в состав коробки входит редуктор. Это та же трансмиссия 14 с пятью передними и одной задней передачей. Делитель, если надо, включает скорости пониженного диапазона, как следствие, у автомобиля появляется в два раза больше передач.

Применяемая коробка с индексом 16, с восемью ступенями механического типа. Предусмотрен редуктор на четыре ступени и пониженная передача. Так же устанавливаются коробки ZF, которые оснащены девятью передачами и вспомогательной понижающей ступенью.

Не зависимо от модели трансмиссии, коробки механического типа, управление ведётся при помощи педали сцепления. Переключение проходит поэтапно, с учетом низшего и высшего режимов. За переключение режимов отвечает рычаг на ручке кулисы. При создании, учтено, что КамАЗ это тяжёлый автомобиль, в нагруженном состоянии нуждающийся в снижении усилия. И наоборот, если ездить с пустым кузовом, это не приведёт к перегреву и расходу топлива.

Схема переключения передач КамАЗ

Схема переключения передач (от простой к сложной) зависит от типа КПП, установленной на автомобиль КамАЗ.

  • схема переключения КПП модельного ряда 14 предусматривает пять передних передач и одну заднюю (коробка передач КамАЗ такого модельного ряда не рассчитана на перевозку грузов выше 10 тон или буксировку прицепов);
  • схема переключения КПП модельного ряда 15, в состав которой входит редуктор (разделитель), предусматривает пять передних передач и одну заднюю, а также используя делитель возможно включение скорости низшего тягового диапазона (передач становиться вдвое больше);
  • схема переключения передач КПП ZF КамАЗа предусматривает переключение скоростей в несколько стадий: 1В – 2В – ЗВ – 4Н – 4В – 5Н – 5В обеспечивает быстрый разгон при нормальных эксплуатационных условиях. 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В – сложные эксплуатационные условия в начале движения и т.д.

Если рассмотреть простейший вариант, механическая трансмиссия грузового автомобиля КамАЗ работает в двух режимах: первичный («Н») и вторичный («В»). Разделение передач на два режима значительно снизила нагрузку на ДВС автомобиля.

Читать далее: Диагностика катушки зажигания при помощи тестера (мультиметра): 4 основные причины и 6 признаков неисправности катушки

Переключение режимов осуществляется посредством специального рычажка:

  • рычажок опущен — облегченный режим движения автомобиля;
  • рычажок поднят – движение автомобиля в режиме больших нагрузок.

Кстати, чтобы начать движение, необходимо раскрутить коленчатый вал до нескольких тысяч об/мин.

Для снижения нагрузки на ДВС автомобиля используют делитель (редуктор) — механизм с механическим принципом действия, активирующийся посредством переключателя на кулисе. Основная его функция заключается в увеличении передаточного числа КПП.

Составляющие конструкции на примере КПП модельного ряда 15:

  • вентиль управления делителем;
  • редукционный клапан;
  • клапан включения делителя;
  • воздухораспределительный механизм;
  • патрубок распределения воздуха;

Схема переключения коробки передач на КамАЗе имеет гораздо больше вариантов, если сравнивать с классическими легковыми автомобилями. Во многом это обусловлено установкой разделителя.

С точки зрения водителя переключать передачи на КамАЗе нужно следующим образом:

  • первая передача – влево и вверх (при условии, что рычаг изначально находился в нейтральном положении);
  • вторая передача – вправо и вверх;
  • третья – вниз по центру;
  • четвертая – вверх, право и еще раз вверх;
  • пятая – вниз справа.
  • задняя – влево и вниз.

Положение рычага делителя на порядок переключения и на расположение передач не влияет.

Принцип работы

Автомобили КамАЗ, как правило, оснащены механическими коробками передач. Управляется механизм классическим способом, нажатием на педаль сцепления и перемещением кулисы в необходимое положение. Особенностью трансмиссии – пониженный (Н) и повышенный (В) режим работы. Такая способность минимизирует нагрузку на силовой агрегат. Характерно, что для этого используется делитель, выполняющий роль редуктора, увеличивающего передаточные отношения трансмиссии. На некоторых автомобилях при переходе с повышенной передачи на пониженную не используют кулису. Для этих целей применяют специальный переключатель и педаль сцепления. Передача переключается автоматически, верхнее положение рычага характерно для загруженной машины, нижнее положение используют при движении пустого транспорта. Об особенностях управления автомобилем указывают в инструкции к коробке передач, которой укомплектовываются изделия. Так же можете прочитать про Как отрегулировать сцепление на КамАЗ.

Управление коробкой передач и раздаточной коробкой

Передачи в коробке передач

переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя.

Переключение рычага выполнять при выключенном сцеплении.

Педаль сцепления нажимать резко и до конца. Переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.

Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).

Для быстрого разгона автомобиля КамАЗ на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач.

моделей 142, 144, 152, 154: Переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач I).

Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач.

Для перехода с высшей «В» передачи на низшую «Н» и наоборот (без переключений рычага) необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение (см. рис. Схема переключения передач I) (на автомобиле с коробкой передач моделей 142, 144 без делителя это не предусмотрено), а затем нажать и после небольшой (1с) выдержки отпустить педаль сцепления — передача включится автоматически.

Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.

Схема переключения передач I

Для коробки передач модели 152 с возможностью использования коробки отбора мощности на верхнем люке и на картере маховика переключение передач осуществляйте согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач II).

Схема переключения передач II

Для коробок передач моделей ZF — 9S109 и ZF — 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач моделей ZF-9S109 и ZF-9S1310):

  • 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
  • 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).

При замедлении переключать передачи только последовательно: 8-7-6-5-4-3-2-1.

При движении всегда держать передачу включенной.

Внимание! Для коробок передач строго запрещается:

  • переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач моделей ф. «ZF»);
  • двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
  • включать передачу заднего хода при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.

Старт

Что бы знать, как правильно управлять КамАЗ самосвал, разбираются в схеме переключения передач. Как и в стандартном варианте, манипуляции проходят с применением педали сцепления.

  • 1-я передача, повышенный режим (В);
  • 2-я передача, повышенный режим (В);
  • 3-я передача, повышенный режим (В);
  • Переход на 2-ю пониженную (Н) ступень и переключение на 4-ю передачу;
  • Переход на первичную ступень (В), передача остаётся 4-я;
  • Переход на пониженную ступень (Н), включение 5-й передачи;
  • Возвращение на повышенную ступень (В), остаёмся на 5-й передаче.

Главная особенность начала движения на КамАЗ, плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач. В случае, когда самосвал сильно загружен, или движение проходит в сложных условиях, первые 4-ре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н) и после на 5-ю повышенную (В). Манипуляции проводятся при достижении необходимых оборотов коленчатого вала. Непосредственно при старте на 1-й передаче, обороты вала достигают 7000мин-1, переход на 2-ю передачу делается при достижении 3000мин-1 оборотов. Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.

Как переключать передачи на КамАЗе

Управление коробкой передач КамАЗ

Большинство КамАЗов оснащены механическими 5-ступенчатыми КПП. Переключение передач осуществляется нажатием педали сцепления и выбором рычагом коробки нужной передачи, но переводить делать это нужно поэтапно.

  • — Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
  • — Педаль сцепления нажимать до упора.
  • — Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
  • — Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).

На КПП КамАЗа 15-ой серии и коробках ZF предумотрен делитель с двумя режимами: повышенный «В» и пониженный «Н». Для переключения режима необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой выдержки (1 секунда) отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически. Для одновременного переключения передачи и включения высшей или низшей передачи необходимо установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», потом выжать педаль сцепления и переключить рычаг.

Схема переключения передач

Чтобы тронуться с места необходимо переключение скоростей в несколько этапов, для пример привередем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:

  • 1-я передача, повышенный режим (В);
  • 2-я передача, повышенный режим (В);
  • 3-я передача, повышенный режим (В);
  • Переход на 2-ю пониженную (Н) ступень и переключение на 4-ю передачу;
  • Переход на первичную ступень (В), передача остаётся 4-я;
  • Переход на пониженную ступень (Н), включение 5-й передачи;
  • Возвращение на повышенную ступень (В), остаёмся на 5-й передаче.

Краткая запись схемы: 1В — 2В — 3В — 4Н — 4В — 5Н — 5В.

Главная особенность начала движения на КамАЗ — это плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач.

При большой загруженности или движении сложных условиях, первые четыре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н) и после на 5-ю повышенную (В).

Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.

Особенности коробок ZF моделей 161 и ZF-9S109

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊» срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.

При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается специальный индикатор.

На модели ZF-9S109 имеется также дополнительная передача «С», предназначенная исключительно для того, чтобы осуществлять движение в сложных ситуациях (большом количестве снега на дороге, обледенении, грязи) и для маневрирования.

Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

Движение на подъемах

При подъеме необходимо переключиться на пониженные режим «Н».

Следуйте следующим правилам:

  • — При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КамАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
  • — Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
  • — При подъеме обороты двигателя должны быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может перегреться и остановиться.
  • — Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.
  • — Своевременно переключайте нужные передачи.

Управление на спусках

Двигаясь на спуске — нельзя выключать двигатель, так как прекращается работа усилитиля и блокируется рулевое управление, что может привести к аварийной ситуации.

Проблемы возникают и с тормозами, поскольку тяжелая техника оборудована вспомогательной системой. Активация последней, исключает возможность пользоваться педалью сцепления и переходить с одного режима на другой.

Передвижение по оледенелой дороге

Передвижение на этом отрезке трассы выполняется с наибольшим запасом хода и скорости. Остановку требуется выполнять совместно со вспомогательной системой.

Учитывайте следующее: — Соблюдайте дистанцию, оставляйте запас места для маневра. — Используйте вспомогательную систему торможения. — Рекомендуется использование цепей на колёсах машины. — Обязательно учитывайте риск заноса при экстренном торможении из-за блокировки колес прицепа.

Притормаживать двигателем на спуске можно только в исключительных случаях, так как это приводит его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.

При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.

При пробуксовке надо сбавить обороты, заблокировать дифференциал (с помощью регулятора на щитке) и начинать двигаться со второй повышенной передачи. После окончания трудого участка дифференциал необходимо разблокировать.

Коробка передач ZF на камазе 6520 . Расположение и переключение передач.

Коробка передач ZF на КАМАЗе 6520. Расположение и переключение передач.

Покупайте запчасти у нас :

Коробка КамАЗ 15

Такая трансмиссия устанавливается на автомобили КамАЗ-55111, КамАЗ-43118 и другие модели. Что бы разогнать автомобиль до необходимой скорости, используется схема: 1В-2В-3В-4Н-4В-5Н-5В. Такая схема даёт нормально работать коробке при условии, что соблюдаются правила эксплуатации механизма:

  1. Используя специальный рычаг переключения, изменить режим работы коробки с высшего на низший и наоборот;
  2. Нажимаем на педаль сцепления;
  3. Переключаем передачи по порядку, используя кулису.

Управление коробкой передач

Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении. Педаль сцепления нажимать до упора. Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода. Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления). Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач. В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом. Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.

Коробка КамАЗ 16 и ZF

Этот вид трансмиссии используется на автомобилях КамАЗ-65115, а так же полно приводных КамАЗ-43150 КамАЗ-4310 и др. Особенность механизма в автоматическом переключении повышенного и пониженного режима. Это означает, что при переключении с передачи 4 на передачу 5 повышенный режим активируется автоматически. Наоборот, переключение с передачи 5 на передачу 4 автоматически активирует пониженный режим. О выполнении переключения сигнализирует индикатор на панели приборов.

Схема переключения ZF 9S109:

Некоторые модели коробок ZF, например, 9S109, со вспомогательной передачей «C». Режим предназначен для передвижения и манёвра в сложных условиях (снег, лёд, грязь).

Технические параметры коробок передач КамАЗ

Трансмиссия автомобилей КамАЗ оснащена коробками, отличающимися между собой передаточными числами. По этой причине, автомобили применяют во многих сферах. Передаточные числа указаны в таблице ниже.

Модификация коробки Передача/передаточные числа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Реверс
141 5,62 2,89 1,64 1,00 0,724 5,30
142 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 6,02
144 7,82 4,03 2,5 1,53 1,00 7,38
152 Повышенная 7,82 4,03 2,5 1,53 1,00 7,38
Пониженная 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 6,02
154 Повышенная 7,82 4,03 2,5 1,53 1,00 7,38
Пониженная 6,38 3,29 2,04 1,25 0,815 6,02
161 8,39 5,50 3,93 2,87 2,12 1,40 1,00 0,73 11,01
ZF-9S109 10.24 6.576 4.78 3.531 2.61 1.86 1.35 1.0 0.74 9.44
ZF-6S1000 6.75 3.60 2.12 1.39 1.00 0.78 6.06
ZF-16S151 Повышенная 13.80 9.59 6.81 4.58 3.021 2.09 1.49 1.00 13.17
Пониженная 11.55 8.02 5.70 3.84 2.52 1.75 1.24 0.84 11.03
ZF-9S1310 9.48 6.58 4.68 3.48 2.62 1.89 1.35 1.00 0.75 8.97

Читать далее: Последовательность замены масла в АКПП Kia Cee’d

Помимо передаточных чисел, характеристики модификаций коробок отличаются конструктивно. Так, одни модели укомплектовываются деталями и компонентами, отсутствующими у других модификаций. Трансмиссии ZF собираются на Российском заводе, совместно с немецкими партнёрами, предприятие ZF-КАМА в Набережных Челнах.

Управление при подъёме на склон

Заезд на склон, сопровождается переключением коробки на пониженный режим (Н). Это заставляет трансмиссию работать с большей отдачей и легче преодолеть препятствие.

  • При подъёме на тяжёлой технике, переключение с первой на вторую передачу проводится с использованием метода двойного нажатия сцепления;
  • Чтобы обеспечить работу силовой установки, выжимают педаль газа для предотвращения перебоя в подаче топлива;
  • Показания оборотов коленчатого вала не падают ниже отметки 2000мин-1, иначе силовая установка перегреется и прекратит работу.

КамАЗ, управление на оледенелой дороге:

Выбор правильного режима переключения передач, аспект нормальной эксплуатации авто, от которого зависит работоспособность силовой установки, а так же узлов и механизмов агрегата.

Управление при спуске

Двигаясь на автомобиле КамАЗ на спуске, учтите, что ни в коем случае нельзя выключать двигатель. Водители применяют такой способ, что бы сэкономить топливо. Однако, действуя подобным образом, прекращает работу усилитель, что блокирует рулевое управление. Такое явление приведёт к аварийной ситуации, последствия которой непредсказуемы.

Проблемы возникают и с тормозами, поскольку тяжелая техника оборудована вспомогательной системой. Активация последней, исключает возможность пользоваться педалью сцепления и переходить с одного режима на другой.

Управление на оледенелой дороге

Особенность езды по оледенелым маршрутам – использование цепей на колёсах машины. Меры позволят увеличить коэффициент сцепления с дорогой.

  • Соблюдайте дистанцию, оставляйте место для манёвра;
  • При торможении, пользуйтесь вспомогательной системой торможения;
  • Помните, экстренное торможение на КамАЗ ведёт к блокировке колёс прицепа.

Экстренное торможение использовать не желательно, поскольку это приведёт к заносу и неконтролируемому движению. При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.

Электропневматический привод КПП двумя постами управления

Электропневматический привод управления механизмом переключения КПП двумя постами управления

Электропневматический привод КПП двумя постами управления обеспечивает дистанционное переключение передач в КПП для КАМАЗ-142; ЯМЗ-236, 239; СААЗ-695 (ЗИЛ) с основного поста управления (кабины водителя автотранспортного средства (АТС)) и дополнительного (например, рабочего места оператора в кузове АТС).
Электропневматический привод КПП двумя постами управления пригоден для эксплуатации при температуре окружающей среды от -40°С до +40°С.

Электрическое питание ЭПП осуществляется от бортовой сети АТС:

  • номинальное напряжение — 24 В;
  • рабочее напряжение — 20…28 В.

Пневматическое питание ЭПП осуществляется от бортовой пневмосистемы АТС:

  • номинальное давление воздуха — 0,7 Мпа (7 атм);
  • рабочее давление воздуха — 0,6…0,8 Мпа (6…8 атм).

Структурная схема ЭПП с двумя постами управления приведена на Рис. 134.

Схема электрическая соединений и подключений приведена на Рис. 135.

В состав ЭПП с двумя постами управления входят следующие основные узлы:

  • исполнительный механизм КП (ИМКП);
  • рычаг управления КП (РУКП) водителя;
  • рычаг управления КП (РУКП) оператора;
  • блок управления (БУ);
  • блок индикации (БИ) водителя;
  • блок индикации (БИ) оператора;
  • датчик состояния сцепления (Всц);
  • механизм блокировки (МБ);
  • блок клапанов и соединителей с элементами подвода воздуха (БКС);
  • жгут соединительный ИМКП;
  • жгут соединительный водителя;
  • жгут соединительный оператора.

Принцип работы ЭПП следующий (см. Рис. 134): при нажатии водителем/оператором на педаль сцепления происходит размыкание сцепления и срабатывание датчика состояния сцепления Всц, контакты которого при этом размыкаются (при наличии пневмогидроусилителя (ПГУ) привода управления сцеплением датчик состояния сцепления Всц срабатывает от воздуха, поступающего из силового пневмоцилиндра ПГУ). Сигнал о размыкании контактов датчика Всц поступает на блок управления, о чем говорит загорание индикатора состояния сцепления на блоке индикации. БУ в соответствии с состояниями концевых выключателей РУКП подает напряжение на электропневмоклапаны (ЭПК) Y1…Y5. При соответствующих положениях РУКП (см. п. 3.2) ЭПК подают воздух в соответствующие пневмоцилиндры исполнительного механизма КП, а также в пневмоцилиндр механизма блокировки (при включении 2,3,4 и 5 передач). Воздух к ЭПК поступает от бортовой сети АТС через кран разобщительный, фильтр магистральный и регулятор давления. Информация о состоянии включенных передач поступает от датчиков В1, ВЗ и В204 на БИ (см. п. 3.4). При отпускании педали сцепления (замыкании сцепления) контакты датчика Всц замыкаются и БУ снимает напряжение с ЭПК.

В резервном режиме, когда разъем жгута соединительного ИМКП подключается напрямую к разъему жгута соединительного водителя/оператора (см. п. 6.4), сигналы от датчика Всц поступают через реле резервного режима, расположенное на жгуте соединительном ИМКП со стороны БУ, непосредственно на концевые выключатели РУКП и далее на ЭПК. В основном режиме (см. п. 6.1) реле резервного режима не работает.

  • Регулировки электропневматического привода КПП
  • Работа электропневматического привода КПП

Рис. 134 Структурная схема ЭПП с двумя постами управления

Рис. 135 Схема электрическая соединений и подключений общий.

Можно ли на КамАЗе ездить без мочевины

Грузовые автомобили, соответствующие стандартам Евро 4-6, используют метод нейтрализации воздействия выхлопных газов на природу. Для этого в специальный бачок заливается мочевина, которая впоследствии впрыскивается в выхлопную систему.

В нашей стране применение такого материала граничит с трудностями:

  • Низкое качество мочевины;
  • Замерзание продукта при температуре -11°С;
  • Запах аммиака из выхлопа, ожоги при попадании на кожу;
  • Много подделок, цена.

КамАЗ, жидкость для системы SCR (мочевина):

Постоянно эксплуатировать автомобиль без мочевины не желательно, поскольку это приведёт к выходу из строя насоса, перекачивающего материал. Отключить систему нейтрализации можно на программном уровне, либо обратившись к электрику, который сделает гидролиз в катализаторе не возможным.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис