Привод заслонки отопителя каптива с100

Chevrolet Captiva Клуб

Форум клуба владельцев Chevrolet Captiva

Проблема управления заслонкой отопителя (blend door)

Проблема управления заслонкой отопителя (blend door)

Сообщение Dividend » 09 ноя 2015, 18:56

Всем привет. Captiva C100.
Каждый год в переходный период (с тепла на холод — в октябре и с холода на тепло — в апреле/мае) имею проблему с управлением заслонкой отопителя (шторки, которая регулирует смесь воздуха (из теплого и холодного) в салоне.
В этом году проблема повторилась: на дворе 0-2 градуса, в салоне выставлена была температура +24.
Сразу после завода — благодаря усилиям актуатора (привода заслонки отопителя) зацепление между шторкой и приводом вылетело (у многих в этот момент сгорает моторчик привода, мой же пока держится, хотя один я уже успел поменять — не выдержал) из-за того, что привод вовремя не остановился (по достижении крайнего положения шторки на пропуск только горячего воздуха — крайнее левое положение), а продолжил доворачивать далее, что приводит к появлению деформирующих напряжений и хорошо если зацепление разваливается, а не трескаются составляющие его детали (что легко может быть на морозе, например).
Что происходит?
Совершенно случайно нашел идеальное видео: https://youtu.be/fAzI49ydgPA (это из статьи — описывающей как поменять привод-моторчик — https://www.drive2.ru/l/4794815/ )
Вот представьте, что у меня когда шторка уже достигла крайнего левого положения, привод продолжает доворачивать. А т.к. крутящий момент у него не слабый (я пальцем не могу остановить — сдвигает, собака, с легкостью), то соединение (показано ниже на рисунке красным) начинает идти на разрыв и, хорошо, пластиковый привод оси шторки вылетает из паза. При этом центр тяжести у шторки в положении на охлаждение, поэтому по умолчанию, без зацепления, она падает в крайнее правое положение и в салон идет только холодный воздух, с чем я и столкнулся.
[ ссылка на изображение ]
Вопрос — почему не останавливается привод, когда шторка уже достигла крайнего положения?
В ТИСе написано так: «Контроллер HVAC управляет приводами заслонок системы отопления, вентиляции и кондиционирования (HVAC), чтобы регулировать воздушный поток через систему HVAC. Каждый привод состоит из шагового электродвигателя, логической схемы и потенциометра. Потенциометр внутри привода заслонки позволяет контроллеру осуществлять мониторинг текущего положения ведущего вала привода. Контроллер подает напряжение сигнала 5 В на потенциометр в опорной цепи 5 В. Контроллер обеспечивает потенциометру массу через опорную цепь низкого уровня. Контроллер HVAC осуществляет мониторинг перепада напряжения на потенциометре в сигнальной цепи положения заслонки. При вращении вала привода изменяется напряжение в сигнальной цепи положения заслонки. Контроллер HVAC осуществляет калибровку диапазона перемещений приводов заслонок системы HVAC, когда на него подается начальное электропитание цепи положительного напряжения аккумулятора. Во время калибровки контроллер отдает команды приводам на движение в каждом направлении до остановки заслонки. Контроллер сохраняет в памяти минимальные и максимальные положения заслонки для каждого привода. Общий диапазон перемещений вычисляется путем вычитания минимального положения заслонки из максимального положения заслонки. Приводы заслонок можно откалибровать еще раз с помощью диагностического прибора.»
Я пробовал наблюдать за тем, что происходит сразу после включения зажигания — вроде бы калибровка не осуществляется. Т.е. я вижу попытку пойти в сторону холода (направо), но далеко не доходя до крайнего положения шторки заслонки на холодный воздух моторчик разворачивается и идет влево (что логично — на улице холодно, я хочу, чтобы в салоне было тепло — он и перекидывает заслонку на поток только горячего воздуха). Но при этом, достигнув крайнего положения шторки продолжает крутить ось, что приводит к описанной выше проблеме.

Читайте также:  Основным элементом силового привода буровых установок является

У меня есть 4 версии о причинах проблемы:
1. проблема в контроллере HVAC (FATC) — фактически в модуле, что позволяет регулировать температуру и скорость обдува. Цена вопроса — около 5к, если брать подержанный. Заменить не сложно.;
2. проблема в печке — не срабатывают датчики крайних положений заслонки. Но это уже вопрос о том, — как именно контроллер определяет эти крайние положения? Либо через наличие датчиков в шторке, либо (где-то проскакивало) по датчикам движения шторки (если движение было, а потом прекратилось, то достигнут край). Цена вопроса — замена печки, ибо по отдельности заменить их никак нельзя, так же как и шторку. Если брать новую, то цена около 70к, подержанную — около 40-50к, + замена 10-15к. Плюс риск после такого ремонта получить миллион сверчков в торпеде;
3. проблема в проводке/контактах от контроллера к актуатору. На вид, однако, проблем с проводкой не видно, обгоревших проводов тоже нет. Выяснить это можно только прозвонив все проводки, что, в общем-то, не сложно, ибо их там между актуатором и контроллером — 5 штук;
4. проблема в приводе. Возможно, он дает некорректное напряжение в цепи обратной связи. Это крайне маловероятная поломка, ибо моторчик примитивный. Цена вопроса — 5к, если брать новый и 2-3к, если брать подержанный. Заменить смогу сам.

Какие могут быть еще причины, что привод в крайней точке не останавливается (как и должно быть — что видно на видео выше)? Почему он таки доворачивает?
В аппарате SCAN-100 есть возможность запустить повторно процедуру калибровки заслонки. Может ли это помочь?
И кто знает: есть ли возможность, например, вручную откалибровать положения оси актуатора и заслонки? Допустим, я выставляю вручную положение оси привода в определенную точку прямо через SCAN-100, довожу до крайнего положения заслонки, фиксирую значение напряжения, и проделываю то же самое для другой крайней точки. Тогда после этой операции буду иметь вручную заданные пределы отклонения оси привода.
Почему тогда у меня при этом не наблюдается процедуры калибровки при включении зажигания? Каждый ли раз это должно происходить или контроллер таки помнит эти показания в некоем ПЗУ?

Читайте также:  Nice rb400 привод для откатных ворот

Сообщение Fishbed » 09 ноя 2015, 20:19

1) я бы начала с калибровки прибором, если это у нас действительно есть. Уже сталкивался на машинах до капы, что без калибровки заслонка просто ездила туда-сюда, не успокаиваясь.
2) Это привод, если потенциометр встроен в него. Потенциометры со временем начинают «шуметь» да и просто отказывать.

HVAC это уже совсем в последнюю очередь. Я не удивлюсь, что там вообще какая-нибудь простейшая мостовая схема в этом HVACе, где в разных плечах стоят потенциометры: один от ручки, второй от мотора. Крутя ручку, мы выводим из равновесия мост, в диагонали появляется ток (куда встроен наш мотор заслонки). Вращаясь, мотор крутит потенциометр, который восстанавливает равновесие моста, ток в диагонали прекращается, мотор останавливается.

Сообщение Dividend » 09 ноя 2015, 23:19

Fishbed, ок спасибо.
Попробую описать немного предисторию.
В мае (переходный период с зимы на лето) 2013 года у меня сгорел мой старый привод заслонки отопителя — аккурат он застрял в крайнем левом положении. И узнал я об этом как? Правильно, наступило тепло, а в машине жара — не продохнуть.
Почему застрял он в левом положении? Потому что уже тогда у него проявилась эта проблема — он попытался выйти в недоступное положение, пришлось прилагать усилие и моторчик не выдержал, сгорел. Далее я его поменял (менял у официалов и калибровку они с помощью прибора SCAN-100 провели. Сейчас этот дилер успешно приказал долго жить и к нему уже не съездить). И что же?
В ближайший же октябрь 2013 года (снова переходный период, только уже с тепла на холод) проблема проявилась — у меня снова саморазрушилось зацепление. И опять же потому, что даже новый привод попытался выйти в недоступное положение, проворачивая дальше положенного. Этот привод живучий у меня, хорошо хоть моторчик не сгорает.
Я пробовал убирать штангу, соединяющую привод с заслонкой (металлический шток такой гнутый миллиметра 2-3 в диаметре). И что же я видел? Ось привода ходит от края до края, упираясь, соответственно, уже в места ранее недоступные (всякие выступы печки и т.п. крепления — ход от края до края достигает градусов 160-170, тогда как «боевой» ход должен быть градусов 50-90). Т.е. он бы и рад еще провернуть, да мешает «окружение».

И вот что получается — замена моторчика на другой такой же проблемы не решила, он по-прежнему не останавливает свою ось в крайнем положении (именно что на нагрев).

Более того, в мае прошлого года съездил я с этой проблемой к другим официалам. Там каким-то чудом удалось добиться того, что в крайнем положении моторчик перестал доворачивать. Как? Лично наблюдал. Перевернули шток, соединяющий ось привода с заслонкой ровно на 180 градусов (тот самый металлический гнутый) и после этого даже если сделать в салоне +31, после достижения крайнего положения, привод ось не проворачивал дальше положенного (калибровку не проводили; а с учетом того, что общая длина штока осталась прежней, это не могло повлиять никак). Сейчас я уже понимаю почему это произошло, — просто в салоне машины стало тепло и даже дельта в 6-10 градусов не вынуждала контроллер принять решение о выдвижении заслонки в самое крайнее положение на впуск только теплого воздуха (а ведь я действительно могу преодолеть свою проблему, если заставлю думать контроллер, что в салоне тепло — тогда он до критической точки ось привода не вращает — но не нагревать же мне каким-то внешним образом этот датчик, тем более что там есть периоды опроса его показаний и т.п. вещи. ).

С учетом вышесказанного, получается, что собака порылась вне привода заслонки.
Есть ли в месте, где в печке шторка, — какие-либо датчики, позволяющие контроллеру четко понять, что достигнуто крайнее положение шторки?

Сообщение Fishbed » 09 ноя 2015, 23:31

Dividend
С такими комментариями уже проще

Можно отстыковать моторчик от заслонки и вынуть его ? А потом крутить печку и смотреть, че он делает. Если крутится по кругу, то тогда дело в обратной связи (проводка или хвак). Судя по схеме, обратная связь стоит всё же в моторе, а не на заслонке.

Да, еще можно позвонить сам мотор, обратную связь, крутя рукой за выходной вал. Че там вообще происходит ?

Сообщение Dividend » 09 ноя 2015, 23:57

Продолжим.
Да, схема та самая — обратная связь (напряжение) идет из привода. В приводе как раз 5 контактов: 2 на моторчик, и 3 от потенциометра.

Я пробовал играться с положениями шторки рукой и корреляцией от этого с положением оси привода.
Идея была такая: т.к. он при зажигании должен проводить калибровку, то я хотел сделать следующее — увести шторку в крайнее положение до того, как ось привода уйдет в свое крайнее положение. Я ожидал при этом увидеть останов оси привода и его попытку уйти в обратную сторону — дабы и там найти крайнее положение.
Но не удается, ибо калибровка как таковая почему-то у меня прерывается (он начинает движение вправо (на холод) и тут же идет назад влево на макс. впуск теплого воздуха). Складывается впечатление, что контроллер считает, что калибровка проведена и ему известны крайние значения напряжений в приводе, соответствующие крайним положениям шторки.

Можно, конечно, снять моторчик полностью и посмотреть будет ли он вращать осью на 360 градусов, как чумачедщий, этого пока не пробовал. Могу ошибаться, но судя по устройству привода — он не сможет провернуть ось более чем на 180 градусов.
Беглый осмотр контактов и проводки не выявил каких либо проблем, разъем питания привода перетыкал туда/сюда пару раз, толку нет.

А вот провернуть вал привода самому, чтобы оценить показания потенциометра (должны быть в диапазоне от 0.2 до 4.8 вольт) — невозможно. Он тугой как черт.
Я как-то пробовал, может, на 1-2 градуса только провернул.

И судя по всему калибровка идет так:
— крутим вправо до тех пор, пока заслонка не упрется в крайнее положение на холодный воздух. Как только упремся, запоминаем значение напряжения (должно быть больше 0.2В, ибо 0.2В — это самый край, доступный приводу — заведомо недостижимое положение для заслонки);
— после этого крутим влево до тех пор, пока заслонка не упрется в крайнее положение на горячий воздух. Как только упремся запоминаем значение напряжение (должно быть меньше 4.8В);
— далее делим разность напряжений на 255 и после этого вот такими «шажками» сможем регулировать температуру.
Но кто таки дает сигнал, что шторка достигла крайнее положение? Привод без этого сигнала будет крутить осью до упора (и тут, допустим, я увижу, что он умеет вращать осью даже и на 360 градусов — я всего-то убежусь, что сигнала о достижении шторкой крайнего положения не приходит в контроллер и именно поэтому он и не перестает подавать питание на двигатель привода). Ведь привод «пассивный» — он просто умеет вращать осью в диапазоне углов, заведомо больше нужных, по данным напряжения с него ничего особо не скажешь. Разве что если значения напряжения больше 4.8В, либо меньше 0.2В (такая ошибка предусмотрена — http://captiva-club.org.ua/tis-chevrole . hp#c7d0dtc (Диагностика кода неисправности B0413), но вообще, когда был у дилеров, кодов ошибок, даже в старых логах, связанных с работой кондиционера, не было).

Обновление спустя пару часов:
немного поразмыслил. С проводкой проблем точно нет. Дело в том, что у меня, когда салон прогреется, то угол поворота оси привода лежит в нужных правильных пределах (т.е. грубо говоря, если на улице -2, в салоне -2, а выставлена температура в +20 градусов, то он уведет заслонку в крайнее левое положение на нагрев и выскочит, а если на улице -2, в салоне +18, а выставлена температура в +20 градусов, то в крайнее положение заслонку контроллер не уводит, он ее держит в некоем среднем положении, когда идет смесь и холодного и горячего воздуха. А это возможно только тогда, когда значение напряжения, которое передает привод совпадает с неким вычисленным контроллером. Это было бы невозможно, если была бы проблема с проводкой (обрыв), совпадения бы не было никогда и привод постоянно бы вращал осью, чего не происходит. Т.е. с проводкой проблем точно нет. Скорее всего, судя по такому же рассуждению, нет и проблем с потенциометром в приводе, иначе бы он выдавал ужасные напряжения далеко вне пределов 0.2-4.8В.
Отмечу также, что уже спустя несколько секунд после включения зажигания, предполагается, что калибровка заслонок проведена и начиная с этого момента контроллер работает с напряжениями, уже не контролируя, достигнут ли предел положения самой шторкой/заслонкой или нет. И если спустя пару минут после зажигания (на холоде, т.е. в салоне холодно ещё), при выставлении температуры с LO на, допустим, +20 я вижу, что привод пытается увести заслонку в недопустимое положение на нагрев, то это значит, что контроллер ждет от привода определенного порогового верхнего напряжения (скорее всего, близкое к верхним 4.8В), а привод не выдает никак его и крутит-крутит-крутит (и правильно, ведь для него эти же 4.8В — это крайнее левое положение — недопустимое с точки зрения той механической связи, что имеется со шторкой — и возникает затык).
Могу ошибаться, но это скорее всего говорит о проблеме в контроллере (я реально не наблюдаю калибровку, и неизвестно, какие в этом случае контроллер у себя внутри прописывает напряжения для крайних положений шторки (скорее всего, как раз 0.2 — 4.8В — т.е. максимум допустимого диапазона)).
Но почему не проходит калибровка? Вдруг она прерывается потому, что привод выдает некие ужасные недопустимые напряжения на этом этапе?
Похоже, надо ехать в магаз подержанных запчастей, брать контроллер да привод и экспериментировать до победного, а потом сдавать обратно тот из них, который будет точно лишним. Пусть даже они и возьму комиссию за такой эксперимент.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис