Проигрыватель виниловых пластинок прямой привод или ременной

Привод проигрывателя винила: история вращений (ролик, пассик, прямой)

Проигрыватель виниловых дисков нельзя представить без вращающегося опорного диска, на который мы устанавливаем свои пластинки. Но что же заставляет его вращаться и как эволюционировал такой простой, казалось бы механизм? Давайте разберемся.

Винил на роликах

Если обратиться к истории Hi-Fi-аудио, то одной из наиболее заметных дат здесь можно считать 1958 год – именно тогда появился стереозвук как коммерческий формат. Что касается проигрывателей пластинок, то почти все они тогда представляли собой так называемые «чейнджеры» — устройства с автоматической сменой дисков. Работали они так. На шпиндель опорного диска, который гораздо выше, чем у нынешних проигрывателей, нанизывался целый штабель музыкальных пластинок. Так как на одной стороне пластинки было записано 20-25 минут музыки, четыре пластинки на таком автомате давали более часа непрерывного прослушивания. Особенно подобные чейнджеры были популярны на радиостанциях и в клубах, но, разумеется, были востребованы и у меломанов.

Вся эта предыстория была нам нужна для того, чтобы понять, что опорному диску (то есть приводящему его в движение двигателю) в таком проигрывателе приходилось вращать довольно тяжелый груз – несколько сложенных в штабель пластинок. Нужен был привод, способный обеспечить высокий крутящий момент, то есть способный раскрутить тяжелый диск с пластинками. И для передачи вращения от двигателя к диску был придуман роликовый привод.

Как нетрудно догадаться, приводным элементом здесь являлся ролик. Он имел небольшой диаметр (обычно около 5-7 см), и был расположен под опорным диском. У последнего с нижней стороны была выточка, образующая внутренний обод. При включении воспроизведения с помощью рычага ролик прижимался одновременно к этому внутреннему ободу опорного диска проигрывателя и к валу двигателя (в распор), выполняя роль передатчика вращения. Иногда в эту конструкцию включались дополнительные механические элементы для изменения скорости вращения пластинки.

Читайте также:  Цепь привода питателя п 804

Роликовый привод на тот момент оказался самым надежным из предложенных индустрией и быстро стал популярным у разных изготовителей. В 1960-х годах его с успехом использовали такие компании как Dual, Miracord, Garrard, Thorens и многие другие.

Однако у роликового привода были и свои недостатки. С течением времени на резиновом ободке, который имел ролик для лучшего сцепления со шкивом и опорным диском, из-за износа могли образовываться неровности. Они приводили к возникновению заметных механических шумов (т.н. рокота) при вращении пластинки, которые передавались через звукосниматель и были слышны в колонках. Впрочем, в те времена ролик можно было легко заменить на новый.

Стоит заметить, что колонки открытого типа, которыми часто комплектовались стереосистемы тех лет, были особенно чувствительными к подобным низкочастотным помехам.

Пассиковый привод и его рождение

Разумеется, серьезные меломаны были не в восторге от того, что какой-то чейнджер будет сбрасывать с проигрывателя их драгоценные пластинки, да и сама идея складывать диски друг на друга, рискуя их повредить, нравилась далеко не всем. Так в моду вошли проигрыватели с коротким шпинделем опорного диска, рассчитанные на единовременную установку только одной пластики. В этом случае не было необходимости и в системе привода с высоким крутящим моментом, поскольку теперь нагрузка на двигатель стала существенно меньше. И, разумеется, нужно было найти привод с меньшим уровнем механических шумов, чем у роликовой конструкции.

Так появилась идея соединить вал двигателя и опорный диск с помощью эластичного ремня (пассика). В начале 1960-х годов компания Acoustic Research выпустила первый массовый проигрыватель с пассиковым приводом, который так и назывался «Проигрыватель AR». Интересно, что именно компания Acoustic Research разработала чуть раньше и первые компактные закрытые колонки, с которыми популярные тогда проигрыватели с роликовым приводом зазвучали с меньшими помехами.

Но мы отвлеклись. Пассиковый привод значительно превосходил роликовый с точки зрения гораздо меньшего уровня механических шумов — точнее, у пассика их практически не было вообще. Да и стабильность скорости вращения диска у таких проигрывателей была выше.

Разумеется, крутящий момент у системы с пассиковым приводом был заметно ниже, и для использования в чейнджерах, вынужденных крутить штабель пластинок, она не подходила. Но для меломанов, уже полностью отказавшихся к тому времени от использования чейнджеров в своих системах, это не имело значения.

Со временем, пассиковый привод в проигрывателях винила стал доминирующим в индустрии, полностью вытеснив ролик. Интересно, что были разработаны модели проигрывателей и с комбинированным пассиково-роликовым приводом, но из-за сложности конструкции и не очевидных преимуществах они популярности не получили. В то же время системы пассикового привода постоянно совершенствовались – компании экспериментировали с различными материалами для изготовления приводного ремня и его формой, системами демпфирования двигателей, способами натяжения пассиков. Чтобы спрятать двигатель и пассик, была придумана конструкция с субдиском. Можно сказать, что сегодняшние проигрыватели с пассиковым приводом ведущих мировых компаний прошли большой эволюционный путь и на сегодня обладают исчерпывающими характеристиками для качественного прослушивания винила.

Прямой привод (он же “Direct drive”)

В начале 1970-х годов компания Panasonic разработала новую систему привода, получившую название Direct Drive и, под принадлежащей ей торговой маркой, выпустила проигрыватель Technics 1200, ставший в последствии классическим.

В проигрывателе с прямым приводом опорный диск расположен непосредственно на валу двигателя (обычно в таких моделях используется и электронная система стабилизации скорости вращения, построенная на базе точного кварцевого генератора). Соответственно, двигатель в таком проигрывателе вращается со скоростью 33 1 /3 или 45 оборотов в минуту, то есть гораздо медленнее (их называли сверхтихоходными), чем в проигрывателях с пассиковым или роликовым приводами. В проигрывателях с прямым приводом не было расходников типа пассика или ролика, то есть фактически они не требовали обслуживания. Хотя, с другой стороны, их двигатель составлял более половины стоимости всего устройства (в отличие от гораздо более простых и дешевых двигателей в роликовых или пассиковых моделях). В случае выхода из строя замена такого двигателя меломану могла обойтись очень дорого. В целом прямой привод не создает заметных шумов, но в случае появления даже малейших вибраций, что также не исключено, они тут же будут переданы на пластинку и иглу звукоснимателя.

Надо заметить, что крутящий момент у проигрывателей с прямым приводом был даже выше, чем у роликовых, но для середины 70-х годов это уже не имело значения – чейнджеры в домашних системах к тому времени уже давно не использовались. Зато эту особенность проигрывателей с прямым приводом в конце 80-х оценили ди-джеи. Он позволял быстро менять пластинки, мгновенно начинать воспроизведение музыки, а также заниматься скретчингом и другими экспериментами над проигрывателем. Споры о том, какой привод лучше для домашнего прослушивания музыки с винила, прямой или пассиковый, не утихают на всех тематических форумах в интернете. Поклонники пассика настаивают на том, что обеспечиваемая им механическая развязка диска от двигателя гораздо лучше, чем в моделях с прямым приводом, а значит, и звучание музыки получается более чистым и детализированным. А если какие-то шумы все-таки попадают на диск и пластинку, то их спектр гораздо менее раздражающий для человеческого слуха, чем у шумов, создаваемых прямым приводом. Сторонники же прямого привода утверждают, что любые различия в уровне шумов двух систем минимальны и упирают на преимущества прямого привода в точности и стабильности скорости вращения пластинки. Впрочем, насколько заметна на слух и эта разница между пассиковым и прямым приводами, также является темой для горячего обсуждения.

Источник

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПРИВОДАХ ПРОИГРЫВАТЕЛЕЙ ВИНИЛА

Распростаненное мнение гласит, что 60% звучания винилового проигрывателя определяет картридж, 30% — тонарм и только 10% собственно проигрыватель. Если сравнивать проигрыватели с одинаковыми типами приводов — так и есть, но если сравнить разные приводы, то окажется, что влияние вертушки может быть очень значительным.

Широко известны три типа приводов: пассиковый, роликовый и прямой. Большинство современных вертушек оснащены пассиковыми приводами. Для недорогих и среднебюджетных моделей такой привод является самым выгодным в производстве – простой моторчик, резиновый пассик, и все крутится. Такая реализация привода – верный способ получить с винила плохой звук. У подобных вертушек очень высокий коэффициент детонации. Если посмотреть на вращающийся диск в микроскоп, вы увидите, что он вращается, делая как бы двадцать шагов вперед – один шаг назад. Это происходит из-за постоянного сжатия-растяжения резинового пассика, и на слух выражается в скрадывании микродинамики – потере струнных щипков, смягчении струнных и барабанных атак. Это может быть незаметно при первом прослушивании, но если вы некоторое время послушаете вертушку с прямым приводом, а потом запустите те же самые пластинки на среднебюджетном пассиковом вертаке, то с удивлением обнаружите, что звучит все вроде бы точно так же, но слушать стало почему-то скучно. Когда из музыки пропадают микродетали, которые хорошо передают прямоприводные столы, она становится постной, и постное воспроизведение – удел большинства пассиковых вертушек, включая достаточно дорогие SME и Avid, не говоря о ProJect-ах и прочих бюджетных моделях.

Значит ли это, что пассиковый привод однозначно плох? Нет, потому что при хорошей реализации он позволяет значительно утяжелить вращающийся диск, за счет чего в звуке появляется мощный басовый фундамент. Но динамичным звучанием могут похвастаться только лучшие пассиковые вертушки, в которых борьбе с детонацией уделяется огромное внимание. В них устанавливают 2-3 синхронизированных мотора; минимизируют трение в опорном узле сжатым воздухом, как в TechDAS, или специальным полимером, как в Acoustic Signature. За счет этого коэффициент детонации топовых пассиковых вертушек может составлять 0.08-0.1 — как у лучших прямоприводных. При этом, побеждая минусы пассикового привода, в этих проигрывателях бережно сохраняют его плюсы – снижение вибраций от двигателя, и отвод головки звукоснимателя подальше от магнитного поля, которое создает мотор.

Прямоприводные проигрыватели пережили свой звездный час в 80х годах прошлого века, когда японские производители покорили мир точными и тихими моторами своих вертушек – Denon серии DP, Victor TT, Micro Seiki DDX и DD, Technics SL-1200 и других. Звучание проигрывателей с прямым приводом было более динамичным, сочным и естественным, чем у пассиковых собратьев тех лет. По этой причине, при выборе винтажных проигрывателей однозначно имеет смысл отдавать предпочтение прямоприводным а не пассиковым моделям.

Прямоприводная Micro Seiki DDX1000

Конечно, не будем забывать, что винтажная техника редко сохраняет до нашего времени заводские параметры. Только при очень сильном везении вы получите от прямоприводной винтажной вертушки минимально возможный коэффициент детонации 0.07-0.08. Более вероятный результат – 0.1-0.15%, и это все еще очень приличные характеристики, превосходящие многие современные пассиковые «вертаки», среди которых КД 0.3-0.5% — обычное дело. На фото ниже результаты замеров коэффициента детонации (wow/flatter) прямоприводных проигрывателей Victor TT101 и Micro Seiki DDX1000.

Если бы коэффициент детонации был единственной конструктивной проблемой вертушки, прямой привод стал бы идеальным решением, но в сложном устройстве проигрывателя винила складывается так много факторов, что решая одну проблему, конструкторы немедленно сталкиваются с другой. Прямой привод передает на диск вибрацию от мотора, которую вы можете не слышать, но которая незаметно размывает звучание, делая расплывчатым второй план музыки. Кроме того, головка звукоснимателя постоянно находится в магнитном поле, которое создает двигатель, и это магнитное поле вмешивается в работу магнитной системы головки, незаметно зашумляя звук. У некоторых проигрывателей магнитное поле мотора настолько сильное, что буквально притягивает картридж, отчего по мере приближения звукоснимателя к шпинделю прижимная сила, действующая на иглу, возрастает на 0.3-0.5 гр. по сравнению с внешним краем пластинки. Еще один минус прямого привода – невозможность установки на вертушку тяжелого диска с большим моментом инерции. Диски прямоприводных вертушек обычно весят 2.5-3.5 кг, а фундаментальный звук появляется только при весе диска от 6 кг. и выше.

Конструкция прямого привода достаточно сложная. В 80е годы выпускалось огромное количество проигрывателей, и массовое производство позволяло окупать затраты на изготовление сложных устройств. В 90е и 2000-е годы производить прямоприводные вертушки стало невыгодно, и их полностью вытеснили пассиковые модели. Сегодня рост интереса к винилу и, соответственно, увеличение продаж проигрывателей, позволяют некоторым производителям возобновить производство прямоприводных фономоторов. В частности, этим занялись компания Torens и компания Thrax, для которой делает приводы немецкая фирма, возглавляемая бывшим главным инженером знаменитой европейской марки Dual.

Проигрыватели с роликовым приводом стоят особняком. Во-первых, потому что процент роликовых вертушек от общего числа относительно невелик – Garrard, Lenco и EMT – первое, что приходит на ум. Во-вторых, роликовый привод более требователен к обслуживанию, и найти сегодня тихий и плавный роликовый движок намного сложнее, чем приличный прямой или пассиковый. Половина винтажных роликовых столов, даже после обслуживания, играют с шумом и рокотом, вызывая насмешки и неприятие владельцев «директов» и «пассиков».

Роликовые столы грешат иногда излишне драйвовой подачей музыкального материала. Кажется, что музыканты перед выступлением приняли что-то стимулирующее и вышли на кураже. Нравится это не всем, а слушателей, привыкших к плавно-ленивой подаче пассика, даже тянет проверить – не крутится ли диск роликовой вертушки на 3-4 оборота в минуту быстрее стандартных 33.33.

Конструктивно хороший роликовый привод лишен недостатков директа и пассика, но имеет свои минусы, главный из которых – детонация ролика в точке соприкосновения с диском.

В сухом остатке, каждый привод имеет свои достоинства и недостатки, и если учитывать их при выборе проигрывателя, то это существенно упростит задачу, сразу отсекая большие классы вертушек.

Так, сразу отпадают все низко и среднебюджетные новодельные «вертаки». Мало того, что все они имеют плохо реализованный пассиковый привод, так у них к тому же легкие диски, высокий уровень трения в опорном подшипнике, моторы с нестабильной скоростью и легкие шасси. Про дрянные тонармы-палки я даже не говорю – здесь мы обсуждаем приводы.

При покупке проигрывателя среднего класса, стоимостью до 3500 евро за вертушку, я бы рекомендовал обращать внимание только на винтажные прямоприводные модели с возможностью установки отдельно приобретаемого тонарма. Примеры таких вертушек приведены в статье ИДЕАЛЬНЫЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ ВИНИЛА. Да, на диск идет вибрация от мотора, да, головка работает в магнитном поле, но все же винтажные прямоприводные вертушки звучат намного живее и естественнее среднебюджетных пассиковых.

С более высоким бюджетом можно рассматривать топовые винтажные пассиковые вертушки типа Micro Seiki серии BL. У таких проигрывателей тяжелое основательное шасси, хороший опорный подшипник и тяжелый бронзовый диск. Для этих моделей есть пассики из нерастягиваемой прорезиненной ткани, а модель BL111 допускает установку пассика из кевларовой нити, что в сочетании с бронзовым диском делает этот проигрыватель лучшим в бюджете до 4000 долларов. При этом нужно учитывать, что все пассиковые Micro Seiki требуют серьезного профилактического обслуживания с заменой смазки и шлифовкой вала. Вертушка в состоянии «как есть» будет страдать заметной нехваткой динамики, даже стабильно выдавая требуемые 33.33 оборота. Проще говоря, вам все время будет казаться, что музыканты спят.

Если не хочется возни с ремонтом, то в бюджете от 3500 евро можно рассмотреть лучший на сегодня среднебюджетный проигрыватель Acoustic Signature Maximus NEO. Конструктивно это старая-добрая вертушка Micro Seiki серии BL, выполненная с применением современных технологий и не требующая обслуживания. Тяжелый диск, тяжелое инертное шасси на гелевых виброгасящих ножках, низкий коэффициент трения в опорном узле, выносной блок питания и мотор с высоким и стабильным крутящим моментом делают звучание этого проигрывателя сочным, фундаментальным и динамичным. Конечно, при наличии хорошего фонокартриджа.

Экспериментировать с роликовым проигрывателем имеет смысл, когда одна хорошая вертушка у вас уже есть и хочется разнообразия. Все-таки роликовый звук имеет свои особенности, которые могут не понравиться, или понравиться поначалу, а потом утомить. Очень может быть, что вам попадется прекрасный роликовый проигрыватель, и вы станете горячим приверженцем этого типа привода, но есть такая же вероятность, что проигрыватель окажется плохим и разочарует. Громкие имена вроде EMT или Garrard ничего не гарантируют – из двух EMT 927, прошедших одинаковое сервисное обслуживание, один может звучать фантастически, а второй скучнее прямоприводной вертушки. Чистая лотерея.

Есть еще один вариант потестировать роликовый привод, причем иметь его в качестве опции альтернативной пассику. Речь идет об автономном роликовом приводе, который устанавливается на стол рядом с вертушкой. Это очень интересный вариант, но подходит он только проигрывателям определенной конструкции – тем, у которых высокий тяжелый диск с гладкой боковиной установлен на трех или четырех-опорной станине, размеры которой не сильно превышают размеры самого диска. Ниже приведен пример вертушки такой конструкции и дана ссылка на видео, где заснят такой ролик в деле. О моем личном опыте использования такого привода вы можете прочитать в статье ЧУДО-РОЛИК.

Самые лучшие вертушки сегодня почти все пассиковые: TechDAS, Acoustic Signature, TW Acoustic, Kronos. О том, какие конструктивные особенности необходимо заложить в проигрыватель, чтобы он поднялся на вершину винилового Олима, читайте в статье ВИНИЛ — 7 ШАГОВ К АБСОЛЮТУ.

Если вам требуется персональная консультация для выбора проигрывателя винила, вы можете заказать ее, написав по адресу hiendmusicru@gmail.com

Вы всегда можете послушать топовые виниловые тракты у меня в мастерской или в нашем шоу-руме Huge Sound.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис