Рычаг привода сцепления маз

СЦЕПЛЕНИЕ МАЗ И ЕГО ПРИВОД

СЦЕПЛЕНИЕ МАЗ И ЕГО ПРИВОД

СЦЕПЛЕНИЕ МАЗ И ЕГО ПРИВОД

СЦЕПЛЕНИЕ МАЗ И ЕГО ПРИВОД

СЦЕПЛЕНИЕ МАЗ И ЕГО ПРИВОД

СЦЕПЛЕНИЕ МАЗ И ЕГО ПРИВОД

СЦЕПЛЕНИЕ МАЗ И ЕГО ПРИВОД

СЦЕПЛЕНИЕ МАЗ И ЕГО ПРИВОД

СЦЕПЛЕНИЕ МАЗ И ЕГО ПРИВОД

СЦЕПЛЕНИЕ МАЗ И ЕГО ПРИВОД

СЦЕПЛЕНИЕ МАЗ И ЕГО ПРИВОД

Устанавливамое на автомобили МАЗ 64227 МАЗ 54322 сцепление ЯМЗ 238Н (рис 41)- двухдисковое, сухое фрикционного типа с периферийным расположением цилиндрических пружин находится в литом чугунном картере

Нажимной 22 и средний ведущий 26 диски сцепления имеют на наружной поверхности четыре равномеоно расположенных по окружности обработанных шипа которые входят в пазы на маховике Это дает возможность дискам перемещаться в осевом направлении и одновременно передавать крутящий момент от маховика к нажимному и среднему ведущему диску На нажим ной диск 22 постоянно действуют нажимные пружины 20 опирающиеся другим концом на кожух 19 Ведомые диски 25 установлены на шлицах ведущего вала основной коробки передач. Они состоят из ступицы диска с фрикционными накладками и гасителя крутильных колебаний Гаситель предохраняет сцепление отвоз действия крутильных колебаний передающихся от коленчатого вала двигателя, а также обеспечивает более плавное включение сцепления и создает благоприятные условия для работы зубчатых зацеплений передач

Гарантированные зазоры между ведомыми дисками и поверхностями трения маховика, сред него ведущего и нажимного дисков при выключении сцепления по мере износа накладок обеспечиваются специальным механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска Этот механизм состоит из штоков 2 закрепленных в каждом из четырех шипов среднего ведущего диска, разрезных колец 3 для перемещения которых по штоку необходимо определенное усилие, и упорных планок 4. которые крепятся с кожухом сцепления болтами к маховику.

При выключении сцепления нажимной диск 22 отходит назад не менее чем на 2 мм и освобождает второй ведомый диск 25 Средний ведущий диск 26 под действием пружин / также отходит на зад до упора кольца 3 в планку 4 на величину 12 + 0: мм освобождая первый ведомый диск 25.

Выключающее устройство сцепления состоит из четырех оттяжных рычагов которые пальцами соединяются с нажимным диском и вилкой 6. С помощью пружины 10 оттяжные рычаги прижимаются к упорному кольцу 14

Муфта 11 выключения сцепления свободно посажена на втулку которая одновременно является и крышкой подшипника ведущего вала основной коробки передач На переднюю проточку муфты посажен специальный упорный шарикоподшипник При выключенном сцеплении между упорным подшипником и кольцом 14 должен быть зазор 3,1—4 1 мм который обеспечивается регулировкой положения вилки выключения сцепления

/ — отжимная пружина 2—шток; 3 4—кольца; 5 — оттяжной рычаг 6—вилка оттяжного рычага, 7И- регулировочная гайка, 8 — опорная пластина 9 — стопорная пластина 10— петля пружины оттяжного рычага; 11 — муфта выключения сцепления 12 — шланг подач смазки 13 — вилка выключения сцепления 14 -рупорное кольцо 15— вал вилки выключения сцепления 16— рычаг вала вилки- 17 палец: 18 крыш ка люка, 19 — кожух сцепления 20 — нажимная пружина 21 J— термоизолирующая прокладка: 22 —J нажимной диск: 23 крышка люка картера маховика, 24 — маховик 25 — ведомые диски- 26 — средний ведущий диск, 27 — упорный штифт 28 — ступица 29 — стяжной болт, 30 — пружина демпфера; А зазор между упорным кольцом и муфтой выключения сцепления Б — контрольный размер В — ход

муфты выключения сцепления

Рис 42 Привод выключения сцепления / 6 9 — тяги 2—педаль, 3 — палец 4 7 11 рычаги 5 — оттяжная пружина; 8, 12 15 вилки 10 — стопорное кольцо 13 — цилиндр; 14 — шток цилиндра; 16 — клапан А — зазор

Отсутствие этого зазора приводит к неполному включению сцепления

Вилка выключения сцепления неподвижно закреплена на валу 15 выходной конец которого имеет мелкие остроугольные шлицы на которые надевается рычаг 16 вала вилки выключения сцепления

Привод выключения сцепления с пневматическим усилителем показан на рис. 42 Клапан 16 с тягой .9 в сборе включен в механический привод последовательно а рабочий цилиндр 13 усилителя установлен непосредственно на силовом агрегате параллельно механическому приводу. Двуплечий рычаг 11 соединен со штоком клапана и штоком рабочего цилиндра

Отверстие А клапана усилителя сцепления (рис 43) соединено шлангом с тормозным краном и поэтому находится под давлением воздуха пневмосистемы отверстие Б — с надпоршневым пространством цилиндра усилителя (рис. 44), а отверстие В (см рис. 43) в штоке клапана — с атмосферой

Рис 43 Клапан усилителя выключения сцепления 1 12 — вилки 2 4 11 — гайки: 3 — тяга, 5—передняя крышка 6 8, 14 — уплотиительные кольца, 7-— корпус клапана 9 шток 10 15 стопорные кольца- 13 — задняя крышка 16 18—пружина 17 — клапан- А — канал подвода сжатого воздуха к клапану Б — канал подвода сжатого воздуха к цилиндру.

Усилитель работает следующим образом При нажатии водителем на педаль сцепления через систему рычагов тяга 9 (см рис. 42) вместе с корпусом клапана усилителя перемещается впра во, выбирая зазор А между стопорным кольцом 10 и крышкой корпуса клапана При этом клапан 17 (см. рис 43) упирается в шток 9 клапана и отрывается от гнезда Воздух под давлением

Рис 44 Цилиндр усилителя выключения сцепления

/ — вилка 2 — гайка 3 — шток 4 — шплинт-проволока 5 — стяжная лента 6 поршень 7 — крышка; 8 — уплотнительное кольцо 9 — кронштейн, 10— манжета 11 —стопорное кольцо. 12 — корпус; 13 кольцо 14 — чехол 15 — колпак фильтра

из полости А устремляется в полость Б и далее в надпоршневое пространство цилиндра усилителя Под воздействием давления воздуха поршень цилиндра перемещается влево способствуя повороту двуплечего рычага против часовой стрелки что обеспечивает применение меньшего усилия на педали для выключения сцепления. При снятии усилия с педали клапан пружиной 17 прижимается к своему гнезду а воздух

из цилиндра через полость В выходит в атмосферу

Техническое обслуживание и регулировка

Уход за сцеплением в основном заключается в проверке свободного хода педали, смазке привода и подшипника муфты выключения.

Регулировку свободного хода педали

нужно производить при опущенной кабине и при отсутствии воздуха в пневмосистеме в следующей последовательности:

отсоединить вилку 15 (см рис 42) и 12 от двуплечего рычага 11,

отвести рычаг 11 назад (по ходу автомобиля) за нижнее плечо до упора, при этом несовмещение отверстия верхнего плеча рычага 11 и отверстия вилки штока цилиндра должно быть 8—10 мм (не более диаметра отверстия под палец) при крайнем нижнем положении поршня цилиндра, а несовмещение отверстия нижнего плеча рычага с отверстием вилки клапана должно быть 5— 6 мм (на половину отверстия) при сох ранении зазора А (4 мм)

Регулировку длины штока 9 (см. рис 43), тяги 9 (см рис. 42) и штока 14 следует производить путем вращения вилок 15, 8 и 12

После регулировки необходимо про верить величину свободного хода педали, которая должна быть в пределах 35—45 мм Если возможность восстановления свободного хода педали исчерпана, нужно рычаг 11 переставить на один шлиц (против хода часовой стрелки) и снова произвести регулировку

Возможные неисправности сцепления и его привода, а также способы их устранения приведены в табл. 4

Ремонт привода выключения сцепления. Для снятия усилителя выключения сцепления с автомобиля необходимо (см рис 42)-

отсоединить шланги подвода и отвода воздуха от угольника на лонжероне рамы и цилиндра,

отсоединить вилки тяги и штока клапана, а также цилиндра от рычагов привода выключения сцепления, снять клапан,

отвернуть болты кронштейна крепления цилиндра привода сцепления от картера коробки передач и снять крон штейны с цилиндров в сборе

Установка усилителя выключения сцепления производится в обратной последовательности

Заедает поршень цилиндра усилителя выключения сцепления

Заедает клапан усилителя выключения сцепления

Износ фрикционных накладок ведомых дисков сожжены или пропитаны маслом фрикционные на кладки ведомых дисков

Отрегулировать свободный ход педали сцепления

Промыть в керосине цилиндр или заменить изношенные детали

Промыть в керосине клапан или заменить вышедшие из строя детали

Сцепление пробуксовывает Отсутствует свободный ход педали сцепления

Заменить фрикционные накладки или ведомые диски в сборе и отрегулировать сцепление

Неполное выключение сцепления

Большой свободный ход педали сцепления

Неправильно отрегулирована длина штока (шток короток) цилиндра усилителя сцепления

Недостаточное давление воздуха в пневмосистеме

Заедает поршень цилиндра усилителя сцепления

Негерметична манжета поршня Коробление нажимного диска Поломка оттяжных рычагов муфты выключения сцепления

Разборку усилителя выключения сцепления нужно производить в следующем порядке-

отвернуть болты крепления крышек клапана и снять их,

свернуть с резьбовой части штока клапана вилку с гайкой, снять стопорное кольцо со штока со стороны резьбовой его части, вынуть шток из крышки клапана (сборку штока с крышкой клапана производить в обратной последовательности, в противном случае воз можно повреждение уплотнительного резинового кольца об отверстие для стравливания воздуха, расположенного в крышке),

свернуть вилку с гайкой со штока поршня цилиндра усилителя,

снять защитные резиновые чехлы со штока и цилиндра;

отвернуть болты крепления крышки цилиндра,

вынуть поршень со штоком из цилиндра

Ремонт привода выключения сцепления заключается в замене резинового клапана 17 (см рис 43), чехла 14 (см рис 44), резиновых уплотнительных колец 6, 8 (см рис 43), манжеты цилиндра 10 (см рис 44) при наличии на их поверхности надрывов, срезов и

Отрегулировать свободный ход педали сцепления

Отрегулировать длину штока цилиндра

Проверить и при необходимости устранить неисправность

Промыть цилиндр или заменить изношенные детали

Заменить манжету поршня » нажимной диск

» вышедшие из строя детали сцепления

других дефектов. Допускается использование резинового клапана установкой его обратной стороной Цилиндр усилителя подлежит замене при износе хромированного слоя или при наличии повреждения его поверхности (трещин, отслоений, коррозий и др. )

Сборка усилителя выключения сцепления производится в обратной последовательности

Ремонт сцепления. Для снятия сцепления с автомобиля необходимо:

снять коробку передач (см раздел «Коробка передач»),

отвернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику и снять нажим ной диск с кожухом в сборе Болты крепления отворачивать поочередно в 2—3 приема;

отвернуть четыре планки автомата ческой регулировки отхода среднего диска и снять четыре разрезных кольца с демпферами со штока,

снять ведомый, средний ведущий и первый ведомый диски сцепления

Разборка сцепления Заключается в разборке нажимного комплекта 22 (см рис 41).комплекта нажимного диска с оттяжными рычагами и кожухом сцепления в сборе Полная разбор ка нажимного диска сцепления в сборе

Рис. 45. Приспособление для сборки и разборки нажимного диска с кожухом в сборе: / —нажимной диск сцепления с кожухом в сборе: 2 — опорная пластина; 3— регулировочная гайка; 4 — оттяжной рычаг сцепления; 5 — винт крепления сухаря; 6 — упорный сухарь- 7 болт крепления оправки; 8 — оправка для регулировки положения оттяжных рычагов; 9 болт крепления кожуха сцепления; 10— направляющий штифт; // — подставка приспособления производится только для замены или ремонта его деталей, необходимость в котором определяется отказами в работе или при внешнем осмотре. Перед разборкой нажимного диска следует сделать метки на нажимном диске и на кожухе, чтобы при сборке обеспечить правильное взаимное расположение этих деталей и тем самым сохранить первоначальную заводскую сборку нажимного комплекта. Разборка нажимного комплекта производится в приспособлении (рис. 45) или на деревянной подставке под ручным прессом в следующем порядке:

нажимной диск 1 в сборе с кожухом положить на приспособление диском вниз и зафиксировать четырьмя шипами в пазах. Надавив на торец кожуха 19 (см. рис. 41), сжать пружины 20 так, чтобы оттяжные рычаги 5 с упорным кольцом 14 были в свободном состоянии, отогнуть стопорные планки и вывернуть все восемь болтов крепления опорных пластин регулировочных гаек. Снять с регулировочных гаек опорные пластины 8 и стопорные планки, отвернуть четыре регулировочные гайки 9 (см. рис. 45) оттяжных рычагов и медленно отпустить кожух сцепления;

снять кожух сцепления, снять с бобышек нажимного диска нажимные пружины 20 (см. рис. 41), термоизолирующие прокладки 21 с шайбами, освободить петли 10 пружин оттяжных рычагов и снять упорное кольцо 14, замковые шайбы осей, на которых крепятся оттяжные рычаги в специальных проушинах нажимного диска, и осторожно извлечь оси и ролики игольчатых подшипников. После этого разобрать оттяжные рычаги 5, для чего необходимо снять замковые шайбы, вынуть оси вилок рычагов и ролики игольчатых подшипников.

Проверка технического состояния деталей сцепления. При проверке технического состояния нажимного диска сцепления следует обратить особое внимание на состояние рабочей поверхности трения. Если на этой поверхности: пятна прожогов и сетка растрескивания с шириной трещин более 0,2 мм охватывают более 40% всей поверхности; или коробление диска, замеренное щупом на плите, более 0,5 мм — диск следует подвергнуть ремонту или заменить.

Рабочая поверхность нажимного диска исправляется (до шероховатости 2,5 мкм) шлифовкой или проточкой с тщательной зачисткой мелким наждачным полотном. После ремонта поверхность должна быть плоской и при проверке на плите не должен проходить щуп толщиной 0,07 мм. Если шлифовкой диска до допустимой толщины дефекты не устраняются, диск следует заменить новым.

При осмотре ведомого диска сцепления следует обратить внимание на состояние поверхности фрикционных накладок и на, прочность крепления их заклепками. Не допускаются обрыв накладок у заклепок и замасливание рабочих поверхностей накладок. Допускаются радиальные трещинки накладок около заклепок без выхода их на край или в другое отверстие под заклепку.

Износ фрикционных накладок сцепления возможен до заклепок, т е по 1 2 мм с каждой стороны Однако при износе накладок до состояния, когда размер от рабочей поверхности до головок заклепок составляет 0,1 мм и менее, ведомый диск для дальнейшей эксплуатации устанавливать нецелесообразно и фрикционные накладки еле дует заменить Заменять нужно одно временно обе накладки, так как даже небольшая разница их по толщине может нарушить работу сцепления

Чтобы снять изношенные или поврежденные фрикционные накладки, надо высверлить расклепанные части заклепок крепления накладок со стороны засверления в заклепке и аккуратно выбить их бородком При замене фрикционных накладок выбивать старые заклепки и развальцовывать новые еле дует очень осторожно, чтобы не деформировать стальной ведомый диск и не повредить детали демпфера

После приклепки новых накладок ведомый диск нужно проверить на биение плоскостей трения относительно оси шлицевого отверстия ступицы Для этого ведомый диск устанавливают на шлицевую оправку и закрепляют в центрах приспособления или токарного станка В качестве оправки может быть использован ведущий вал коробки передач Биение рабочих поверхностей относительно оси шлицевого отверстия ступицы на радиусе 175 мм не должно превышать 0 7 мм Для устранения биения диска допускается его правка Толщина ведомого диска с приклепанными накладками должна быть 10 ±0,1 мм. Разница накладок по толщине для одного ведомого диска не должна превышать 0,3 мм

Сборку нажимного комплекта следует производить в приспособлении, показанном на рис 45 и под ручным прессом Приспособление состоит изпод ставки, имеющей установочный размер от привалочной плоскости кожуха сцепления до плоскости нажимного диска 27 ±0,1 мм

В центре подставки болтом 7 крепится оправка 8 для регулировки контрольного размера нажимного комплекта, Б (см рис 41), равного 64 ±0,5 мм В оправке расположены четыре плавающих упорных сухаря 6 (см рис 45).

При установке нажимного комплекта в приспособление сухари упираются в лапки оттяжных рычагов 4 ив зависимости от их положения выступают или утопают относительно поверхности оправки. Длина оправки выбрана таким образом, чтобы при установке ее на оттяжные рычаги нажимного комплекта с правильно отрегулированным контрольным размером Б сухари располагались заподлицо с поверхностью оправки

В контрольный размер 64 ±0,1 мм нажимного комплекта сцепления входит еще толщина упорного кольца оттяжных рычагов, которая составляет 6± ±0, ! мм, а так как нажимной комплект регулируется в приспособлении без упорного кольца, то он должен быть от регулирован на размер, уменьшенный на эту величину, т е. на 58±0,5 мм

Сборку и регулировку производят в следующей последовательности на подставку 11 приспособления кладут рабочей поверхностью вниз нажимной диск, зафиксировав его четырьмя шипами в пазах подставки, в оттяжных рычаги 4 вставляют игольчатый подшипник (по 20 иголок в каждое отверстие) Иголки укладывают на смазке ЦИАТИМ 201 или соответствующей ей другой пластичной смазке а оттяжные рычаги устанавливают вилки 6 (см рис. 41), вставляют оси вилок, устанавливают подсобранные рычаги в пазы проушин нажимного диска вставляют оси рычагов, надевают на оси вилок пружины упорного кольца, закрепляют оси рычагов и вилок специальными замковыми шайбами, прогнув се редину перемычки фартука Затем на концы пружин упорного кольца надевают четыре петли, ставят на бобышки нажимного диска нажимные пружины, предварительно положив под них шайбы с термоизолирующими прокладками

При использовании ремонтного нажимного диска, проточенного по рабочей поверхности на 1 мм, под каждую нажимную пружину (со стороны направляющих стаканчиков кожуха) для сохранения нажимного усилия сцепления кладут стальную шайбу толщиной 1 мм

Далее нужно поставить кожух 19 сцепления на направляющие штифты приспособления. Все направляющие стаканчики кожуха должны войти в нажимные пружины, а резьбовые хвостовики вилок оттяжных рычагов в отверстия кожуха. Используя пресс, необходимо поджать кожух привалочной поверхностью к приспособлению и закрепить болтами, после чего освободить его из под пресса. На резьбовые хвостовики вилок навернуть регулировочные гайки, установить оправку для регулировки положения оттяжных рычагов и закрепить ее болтом 7 (см. рис. 45).

После этого регулировочными гайками 3 регулируют положение оттяжных рычагов так, чтобы они все одновременно касались упорных сухарей оправки, которые должны находиться заподлицо с ее верхней поверхностью. Этим самым при установке упорного кольца обеспечивается контрольный размер 64 ±0,5 мм между рабочими поверхностями нажимного диска и упорного кольца. На регулировочные гайки 3 кладут пластины 2, затем стопорные планки и опорные пластины вилок рычагов, после чего завертывают все восемь стопорных болтов. После затяжки болтов вилки оттяжных рычагов не должны иметь осевого люфта. Болты контрятся отгибкой усов стопорных планок. Установив на оттяжные рычаги упорное кольцо, закрепляют его петлями так, чтобы оно одновременно касалось опорных поверхностей всех четырех рычагов. Биение торца упорного кольца относительно рабочей поверхности нажимного диска не должно превышать 0,4 мм на радиусе 45 мм. Повышенное биение указанных поверхностей может привести к выходу из строя фрикционных накладок ведомого диска сцепления и прижогам рабочих поверхностей маховика и нажимного диска.

Установка сцепления на автомобиль. Для установки сцепления необходимо: установить первый ведомый диск сцепления удлиненным концом ступицы в сторону маховика, демпферные пружины при этом должны находиться с противоположной стороны;

установить средний ведущий диск со штоками;

установить второй ведомый диск удлиненным концом ступицы в сторону коробки, демпферные пружины должны быть расположены также в сторону коробки передач;

установить нажимной диск с кожухом в сборе при помощи восьми коротких болтов, сцентрировать оба ведомых диска сцепления по отношению к оси коленчатого вала вставленным первичным валом коробки передач и окончательно затянуть болты,

надеть разрезные кольца регулировки отхода среднего диска на штоки до упора в кожух сцепления;

установить упорные планки автоматической регулировки отхода среднего нажимного диска и закрепить их с кожухом к маховику при помощи восьми длинных болтов;

после установки сцепления на маховик нужно убедиться в том, что кольца на штоках стоят с упором в кожух, обеспечивая зазор 1,2±0,2 мм между кольцами и упорными шайбами при включенном сцеплении

После выполнения ремонтных работ необходимо отрегулировать свободный ход педали сцепления.

Рис. 46. Коробка передач: А — основная коробка; Б — дополнительная коробка; В — предохранитель включения заднего хода; Г — разрез по фиксаторам и замкам штоков в основной коробке; Д — стопорное устройство для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля; Е — датчик сигнализатора включения дополнительной коробки; / первичный вал; 2 — крышка первичного вала; 3 — — картер сцепления, 4 — верхняя крышка основной ко¬робки;5 — вторичный вал основной коробки; 6 — сапун; 7 — воздухораспределитель, 8 — воздухопроводы; 9 — стопорный болт для выключения дополнительной коробки при буксировке автомобиля; 10 — вилка; 11 — шестерня вторичного вала дополнительной коробки; 12 — верхняя крышка дополнительной коробки; 13 — шток; 14 — пневматический цилиндр; 15 — вторичный вал дополнительной коробки; 16 — фланец крепления карданного шарнира; 17 — крышка подшипника промежуточного вала; 18 — картер дополнительной коробки; 19 — промежуточный вал дополнительной коробки; 20 — большой синхронизатор; 21 — малый синхронизатор; 22 — шестерня понижающей передачи; 23 — картер основной коробки; 24 — каретка включения заднего хода; 25 — шестерня заднего хода; 26 — промежуточный вал основной коробки; 27 — шестерня I передачи; 28 — синхронизатор включения I—II передач; 29 — заборник масляного насоса; 30 шестерня II передачи; 31 шестерня IV передачи; 32 — шестерня отбора мощности; 33 — шестерня привода промежуточного вала; 34—масляный насос; 35 — выключатель; 36 — синхронизатор включения III—IV передач; 37 ^ шток вилки переключения заднего хода; 38 — предохранитель включения заднего хода; 39 — шток вилки переключения III IV передач; 40 — шток вилки переключения I — II передач

Рис. 47. Привод коробки передач: 1 — переключатель диапазонов; 2 — трос управления пневмокраном; 3 — рычаг; 4, 7, 17 — тяги: 6 — болт; 8 — шаровой палец; 9 фиксатор передач; 10 — стопор, 11 — картер; 12 — валик, 13 — основная коробка передач; 14, 18 — рычаги; 15 — шаровой палец; 16 — наконечник; 19 — пружина; 20 — шарик блокировочного устройства; 21 блокировочная втулка; 22 — вилка; 23 палец; 24 — хвостовик; 25 — серьга; 26 наконечник тяги; 27- уплотнительный чехол; 28 — пол кабины; / — привод в транспортном положении; II

Источник

Читайте также:  Внешний dvd привод for mac
Оцените статью
Авто Сервис