Система полного привода mark 2

Система полного привода mark 2

Eugenio,77
mail@toyota-club.net
© Toyota-Club.Net
Mar 2011 — Nov 2019

То, что непричастные к Тойоте зачастую называют полный привод семейств Crown и Mark подключаемым — понятно и простительно. Сложнее сказать, почему так же думает едва ли не большинство владельцев этих автомобилей. И совсем уж интересно, какие чудовищные представления должны быть в головах у тех, кто самым натуральным образом пытается «отключать полный привод» для «экономии топлива, улучшения динамики и дрифта».

Система полного привода, носящая фирменное обозначение i-Four, впервые появилась на автомобилях Toyota в 1992 году. С тех пор она успешно применялась на моделях семейств Mark II и Crown разных поколений, а с середины 2000-х — на родственных им Lexus GS и IS.

Схема использовалась на АКПП A340H (второго поколения) и A341H, а затем и на более современных автоматах A750H, A760H, A761H, совмещенных с раздаточной коробкой UF1AE.

Раздаточная коробка UF1AE. 1 — выходной вал коробки передач, 2 — цепь, 3 — блок клапанов раздаточной коробки, 4 — клапан 4WD, 5 — задний выходной вал раздаточной коробки, 6 — межосевой дифференциал, 7 — муфта блокировки дифференциала

Тип приводапостоянный полный.

Межосевой дифференциал — цилиндрический, несимметричный (распределение момента между передней и задней осями в свободном состоянии — 30:70).

Точное соотношение можно подсчитать по количеству зубьев шестерен планетарного ряда:
i12 = -z2/z1
i31 = 1/(1-i12) = z1/(z1+z2) = 37/120

Раздаточная коробка (принципиальная схема). 1 — солнечная шестерня, 2 — эпицикл, 3 — водило, 4 — сателлит, 5 — задний выходной вал, 6 — многодисковая муфта блокировки, 7 — выходной вал коробки передач, 8 — цепь, 9 — передний выходной вал.

Водило планетарного ряда соединено с выходным валом АКПП. Водило и солнечная шестерня связаны между собой муфтой блокировки. От солнечной шестерни вращение через цепную передачу идет на передний карданный вал, от эпицикла идет вращение на задний карданный вал.

Читайте также:  Кия спортейдж подвесной подшипник привода
Распределение потоков мощности. 1 — АКПП, 2 — цепь, 3 — передний кардан, 4 — муфта блокировки, 5 — эпицикл, 6 — сателлит, 7 — водило, 8 — солнечная шестерня, 9 — задний кардан

Блокировка межосевого дифференциала осуществляется многодисковой гидромеханической муфтой с электронным управлением. Муфта расположена между планетарным дифференциалом и секцей переднего привода, состоит из «мокрого» пакета фрикционов и поршня. Конструктивно аналогична муфтам автоматической трансмиссии, работает за счет трения, которое возникает при различной скорости вращения нажимных и фрикционных дисков. Степень блокировки дифференциала регулируется изменением давления, действующего на поршень муфты. В зависимости от степени блокировки распределение момента между передней и задней осями может составлять от 30:70 до 50:50.

Многодисковая муфта. 1 — корпус муфты, 2 — выходной вал коробки передач, 3 — поршень, 4 — межосевой дифференциал, 5 — задний выходной вал, 6 — водило планетарной передачи, 7 — ступица муфты, 8 — пакет фрикционов

Управление осуществляется электронным блоком ABS (на поздних моделях функция была вынесена в отдельный блок управления 4WD), на основании показаний датчиков частоты вращения колес, датчика положения рулевого колеса и датчика положения дроссельной заслонки.

Управление 4WD (поздний вариант). 1 — передний датчик ABS, 2 — датчик положения дроссельной заслонки, 3 — задний датчик ABS, 4 — датчик положения рулевого колеса, 5 — выключатель запрещения запуска, 6 — блок управления двигателем, 7 — блок управления 4WD, 8 — блок управления ABS/VSC, 9 — маршрутизатор, 10 — комбинация приборов, 11 — клапан 4WD. a — CAN

Непосредственное управление муфтой осуществляется с помощью линейного электромагнитного клапана (клапан 4WD), клапан-модулятора и золотникового клапана, которые расположены в блоке клапанов раздаточной коробки.

К раздаточной коробке подводится линейное давление от АКПП. С помощью клапан-модулятора и клапана 4WD из него модулируется управляющее давление на золотниковом клапане, который, в свою очередь, из линейного давления модулирует рабочее давление, непосредственно действующее на поршень муфты блокировки дифференциала.

Гидросхема. 1 — масляный насос, 2 — клапан-модулятор, 3 — клапан 4WD, 4 — золотниковый управляющий клапан. a — линейное давление, b — управляющее давление, c — давлеие в муфте

Блок клапанов установлен в нижней части раздаточной коробкой под отдельной крышкой.

Блок клапанов. 1 — секция клапан-модулятора, 2 — секция управляющего клапана, 3 — крышка блока, 4 — корпус блока, 5 — клапан 4WD

Якорь клапана 4WD выдвигается пропорционально силе тока, поданного на электромагнит, и перемещает золотник. При этом подпружиненный золотник модулирует управляющее давление, соответствующее усилию воздействия якоря — то есть пропорциональное силе тока.

Клапан 4WD. 1 — золотник, 2 — якорь, 3 — электромагнит

Управляется клапан по принципу ШИМ — импульсный сигнал с выводов SLC+/SLC- блока позволяет изменять силу тока на электромагните в пределах 0-3 ампер.

Производитель описывает несколько общих алгоритмов управления:
— Старт с места. Используются данные датчика положения дроссельной заслонки, выключателя стоп-сигналов. Дифференциал замыкается в самом начале старта, чтобы предотвратить пробуксовку, облегчить трогание на подъеме или на скользком покрытии.
— Поворот на низкой скорости. Используются данные датчика положения рулевого колеса. Степень блокировки дифференциала минимальна для предотвращения tight corner braking (когда полноприводный автомобиль маневрирует с большим углом отклонения колес и малой скоростью на твердом покрытии — например при парковке — возникает заметная разница в радиусе движения передних и задних колес, и если она не может быть компенсирована проскальзыванием колеса или работой дифференциала, то возникает эффект торможения).
— Пробуксовка при старте. Используются данные датчика положения дроссельной заслонки, датчика положения рулевого колеса и колесных датчиков. Если автомобиль трогается с вывернутыми колесами, то предыдущий алгоритм предписывает распустить дифференциал. Однако на скользком покрытии чрезмерная тяга на задних колесах может вызвать занос, и для борьбы с его развитием блок определяет разницу в частоте вращения передних и задних колес и оперативно задействует муфту.
— Пробуксовка в движении. Используются данные колесных датчиков. При движении на скорости выше средней блок определяет разницу в частоте вращения колес и рассчитывает необходимую для стабилизации степень блокировки муфты.
— Ускорение. Используются данные датчика положения дроссельной заслонки и колесных датчиков. При разгоне со средней или высокой скорости блок контролирует разницу в частоте вращения передних и задних колес и рассчитывает необходимую для предотвращения пробуксовки и стабилизации степень блокировки муфты.

Вмешательство со стороны водителя в управление 4WD не предусматривается.

На ранних моделях использовались два индикатора комбинации приборов:
— «Slip» загорается при пробуксовке какого-либо колеса и информирует водителя о движении по скользкому покрытию. На моделях с VSC он указывает на срабатывание системы стабилизации.
— «4WD» должен загораться на несколько секунд после включения зажигания и гаснуть. Постоянно включенный индикатор указывает на неисправность системы полного привода.

В дальнейшем информирование о неисправности 4WD было возложено исключительно на борткомпьютер.

Коды неисправностей, относящиеся к управлению системой i-Four (непосредственно с полным приводом связаны коды 98 и 99):

OBD DTC# Flash DTC# Code
C1241 94 Low power supply voltage
C1296 96 ABS malfunction
C1297 97 Steering angle sensor
C1298 98 Linear solenoid circuit
C1299 99 Cancellation of 4WD control
U0073 86 Control module communication Bus OFF
U0100 85 Lost communication with ECM/PCM
U0126 84 Lost communication with steering angle sensor
U0129 83 Lost communication with brake system control module
• Из комментариев: «это описание обычного four. i-Four — это полный привод + VSC + TRC + 4WS. отличие four от i-four. «
Единственно правильное название данной системы полного привода в тойотовской документации — «i-Four» — не зависит от наличия или отсутствия других вспомогательных систем. При этом название комплектации автомобиля может быть каким угодно: с «i-Four» (Crown Majesta 140..200, Crown 180..200, Aristo 140), с «Four» (Mark 90..130, Crown 140..170), или вообще без упоминания о полном приводе (IS, GS). А некий «обычный four» — всего лишь продукт местного российского фольклора.

• Профильные форумы, драйв, youtube и поисковики обильно замусорены темами вроде «отключение полного привода на mark2», «4wd с кнопки», «как отключить вэдэ на лето» — причем с массой соответствующих фото- и видео-гайдов. В порядке вещей там деактивировать электронику тормозов целиком, вынув предохранитель ABS или отключив проводку к задним колесным датчикам. Или интеллектуально перевести ее в сервисный режим перемыканием выводов OBD-разъема. Или стать адептом «секты кнопочников», врезав выключатель в разрыв провода к клапану 4WD, дабы сохранить работу ABS.
Они почему-то не задумываются о том, что своими манипуляциями отключают только автоматическую блокировку, в то время как межосевой дифференциал по-прежнему честно обеспечивает постоянный полный привод. El sueño de la razón produce monstruos

Источник

Полноприводный MarkII-что это за зверь?

Сам на таком езжу.
Марк 2 94 года 2.5 литра кузов JZX93.
Передний привод у него автоматически подключаемый при
пробуксовке задних колёс т.е. не фул тайм.
Машина на сегодняшний день не очень редкая.
Кресты->Чейзеры 4WD бывают но реже , кузов у них тот же
что и у Марка.
Версии 4WD я видел 2.5 и 3.0 литра.
По надёжности в принципе чуть похуже из за гранат в переднем приводе.
Отличее от обычного Марка только коробка и передная подвеска.
Если будешь брать обязательно проверь передние гранаты ,
а также передние нижние шаровые (их достаточно сложно найти).
Всё остальное идеентично обычному Марку , поэтому при ремонте найти достаточно просто.
По проходимости просто нет слов , там где вязли Короны 4WD я
легко пролезал за счёт большего клиренса.
При выборе проверь наличие защиты под радиатором она очень помогает когда на снегу садишься на брюхо.
А брать или нет сам думай.

Вот это как раз и есть фул тайм, но с изначальным распределением момента 100/0. А термин «подключаемый» тут не очень удачен — правильней было бы сказать, что при пробуксовке задних колес часть момента (до 50%) перебрасывается на передок. Т.е. этот процесс вовсе не равнозначен жесткому подключению передка, как на профессиональных джипах или там УАЗах — кол-во момента плавает.

: Версии 4WD я видел 2.5 и 3.0 литра.

Не бывает 3-литровых. Только 2.5л.

: Отличее от обычного Марка только коробка и передная подвеска.

Ну и картер двигателя, видимо? Через него ж вал проходит, соединяющий один из приводов с передним дифференциалом. Ну и сам дифференциал должен крепиться к двигателю, значит, в том месте должны быть отличия.

Мне механики которые чинят говорили что был у них 3.0 литра Марк 4 WD двигатель 2JZ-GE .Может тюнинговая модель.
Потом Краун Маджеста есть 4WD c 3.0 литровым двигателем.
Передная подвеска кстати по каталогу полностью совпадает с кузовом JZX93 ,JZX105 — это Марк с 100 кузовом у Крауна кузов
JZS153. У нас тут в Новосибирске побольше Марков бегает ,Может
Ребятам которые мне чинят виднее.

Вот именно. Если в природе существует, еще нельзя говорить, что таким оно с конвейера вышло. В природе существуют, например, Мажесты с V8-турбо (такого мотора Тойота вообще не делала — это достаточно глубокий тьюнинг), Соареры (30-е, круглые) с 3.0-твинтурбо (2JZ-GTE) от Супры, Соареры (20-е) с 2.5-твинтурбо (1JZ-GTE). Бывают Nissan Laurel c 4-цилиндровым SR20DE и даже RB26DETT (2.6 твинтурбо от Skyline GT-R). Тьюнинг в Японии весьма популярен.

: Потом Краун Маджеста есть 4WD c 3.0 литровым двигателем.
: Передная подвеска кстати по каталогу полностью совпадает с кузовом JZX93,JZX105 — это Марк с 100 кузовом у Крауна кузов JZS153.

Т.е. каталожные номера деталей подвески у этих трех машин совпадают?

Кстати, я намедни видел на подъемнике Краун #S15# — ходовая с виду в точности как у Марка #X90. Учитывая Вашу информацию, можно предположить, что у этих моделей действительно унифицированная подвеска.

В Новосибирске не больше марков чем в Хабаровске.
Нету 3-х литровых полноприводных, и официальные тюнеры не заявляют о такой переделке. Вероятнее всего механики ошиблись.

Насчет Крауна точно не скажу но полноприводной как правило 4 литра, в любом случае машина отличная от серийной это лишняя головная боль.
Удачи. Дмитрий.

Вспомнилось тут — давным-давно у друга был Марк2 GX71 с ручной коробкой, на подкапотной табличке которого про коробку было сказано — A42DL. Т.е. с конвейера эта машина вышла с гидравлическим простым автоматом (у меня сейчас на Крауне такой), а МКПП/сцепление ей кто-то позже поставил, может русские, а может и японцы.

: Насчет Крауна точно не скажу но полноприводной как правило 4 литра, в любом случае машина отличная от серийной это лишняя головная боль.

4-литровая Мажеста — это сама по себе головная боль, к которой полный привод добавит не так уж много. Зато насколько это увеличение головной боли может помочь в уменьшении другой головной боли 😉 — зимой реализовать 260лс через 4 колеса можно гораздо легче и безопаснее, чем через 2.

Это называется автоматическое подключение. А как подключается, через вискомуфту или другое устройство?

Несогласная я. Тогда как назовем конструкцию 4WD, когда момент между осями перераспределяется от 0/100 до 100/0 в зависимости от ситуации, а изначально, скажем, 50/50? Автоматическое подключение (или отключение) обоих мостов? ;))

Говоря же о Марке, давайте представим, что буксануло заднее колесо и 1 процент момента перебросился на передок, стало 99/1 — можно ли сказать, что передок «подключился»? Формально — да, но 1% — это ничто.

: А как подключается, через вискомуфту или другое устройство?

Вроде как через вискомуфту.

Full time 4wd или AWD.
:
: Говоря же о Марке, давайте представим, что буксануло заднее колесо и 1 процент момента перебросился на передок, стало 99/1 — можно ли сказать, что передок «подключился»? Формально — да, но 1% — это ничто.

IMHO, там не так просто. Если даже и подключаемый передний привод, то около 5% всегда вперед передается.

:
: : А как подключается, через вискомуфту или другое устройство?
:
: Вроде как через вискомуфту.

Про расход бензина хотелось бы узнать,ну и про динамику,хотя понятно,что похуже должна быть,чем у заднеприводной версии.

Расход 12-15 зимой , очень сильно зависит от стиля вождения.
Если агрессивно ездишь то и в 20 не уложишься.
А на счёт динамики , я поездил на 3.0 литровом сильной разницы до
60 км ч не заметил .
Передний привод ведь как правило отключен ,включается когда только задние буксуют , в чём тут разница между обычным марком?.

По каталогу разница 50 кг , сам посчитай 2 полуоси ,
Диференциал и кардан длинной примерно 40 см диаметром примерно 4см
, ну и чуть потяжелее АКПП.

Как подключается честно говоря не знаю ,как то оборвались провода на ABS правого переднего колеса ,на дисплее сразу же загорелись
4WD ABS .ABS перестало работать и передний привод стал всё время включен .Ещё на L кажется блокируется межосевой дифференциал ,но
это не точно могу и ошибаться.

Странно. Какие модификации сравнивались?

Всё Марки , по 110 даже в Инете есть.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис