Система полного привода mark 2
Eugenio,77
mail@toyota-club.net
© Toyota-Club.Net
Mar 2011 — Nov 2019
То, что непричастные к Тойоте зачастую называют полный привод семейств Crown и Mark подключаемым — понятно и простительно. Сложнее сказать, почему так же думает едва ли не большинство владельцев этих автомобилей. И совсем уж интересно, какие чудовищные представления должны быть в головах у тех, кто самым натуральным образом пытается «отключать полный привод» для «экономии топлива, улучшения динамики и дрифта».
Система полного привода, носящая фирменное обозначение i-Four, впервые появилась на автомобилях Toyota в 1992 году. С тех пор она успешно применялась на моделях семейств Mark II и Crown разных поколений, а с середины 2000-х — на родственных им Lexus GS и IS.
Схема использовалась на АКПП A340H (второго поколения) и A341H, а затем и на более современных автоматах A750H, A760H, A761H, совмещенных с раздаточной коробкой UF1AE.
Раздаточная коробка UF1AE. 1 — выходной вал коробки передач, 2 — цепь, 3 — блок клапанов раздаточной коробки, 4 — клапан 4WD, 5 — задний выходной вал раздаточной коробки, 6 — межосевой дифференциал, 7 — муфта блокировки дифференциала |
• Тип привода — постоянный полный.
• Межосевой дифференциал — цилиндрический, несимметричный (распределение момента между передней и задней осями в свободном состоянии — 30:70).
Точное соотношение можно подсчитать по количеству зубьев шестерен планетарного ряда:
i12 = -z2/z1
i31 = 1/(1-i12) = z1/(z1+z2) = 37/120
Раздаточная коробка (принципиальная схема). 1 — солнечная шестерня, 2 — эпицикл, 3 — водило, 4 — сателлит, 5 — задний выходной вал, 6 — многодисковая муфта блокировки, 7 — выходной вал коробки передач, 8 — цепь, 9 — передний выходной вал. |
Водило планетарного ряда соединено с выходным валом АКПП. Водило и солнечная шестерня связаны между собой муфтой блокировки. От солнечной шестерни вращение через цепную передачу идет на передний карданный вал, от эпицикла идет вращение на задний карданный вал.
Распределение потоков мощности. 1 — АКПП, 2 — цепь, 3 — передний кардан, 4 — муфта блокировки, 5 — эпицикл, 6 — сателлит, 7 — водило, 8 — солнечная шестерня, 9 — задний кардан |
• Блокировка межосевого дифференциала осуществляется многодисковой гидромеханической муфтой с электронным управлением. Муфта расположена между планетарным дифференциалом и секцей переднего привода, состоит из «мокрого» пакета фрикционов и поршня. Конструктивно аналогична муфтам автоматической трансмиссии, работает за счет трения, которое возникает при различной скорости вращения нажимных и фрикционных дисков. Степень блокировки дифференциала регулируется изменением давления, действующего на поршень муфты. В зависимости от степени блокировки распределение момента между передней и задней осями может составлять от 30:70 до 50:50.
Многодисковая муфта. 1 — корпус муфты, 2 — выходной вал коробки передач, 3 — поршень, 4 — межосевой дифференциал, 5 — задний выходной вал, 6 — водило планетарной передачи, 7 — ступица муфты, 8 — пакет фрикционов |
• Управление осуществляется электронным блоком ABS (на поздних моделях функция была вынесена в отдельный блок управления 4WD), на основании показаний датчиков частоты вращения колес, датчика положения рулевого колеса и датчика положения дроссельной заслонки.
Управление 4WD (поздний вариант). 1 — передний датчик ABS, 2 — датчик положения дроссельной заслонки, 3 — задний датчик ABS, 4 — датчик положения рулевого колеса, 5 — выключатель запрещения запуска, 6 — блок управления двигателем, 7 — блок управления 4WD, 8 — блок управления ABS/VSC, 9 — маршрутизатор, 10 — комбинация приборов, 11 — клапан 4WD. a — CAN |
Непосредственное управление муфтой осуществляется с помощью линейного электромагнитного клапана (клапан 4WD), клапан-модулятора и золотникового клапана, которые расположены в блоке клапанов раздаточной коробки.
К раздаточной коробке подводится линейное давление от АКПП. С помощью клапан-модулятора и клапана 4WD из него модулируется управляющее давление на золотниковом клапане, который, в свою очередь, из линейного давления модулирует рабочее давление, непосредственно действующее на поршень муфты блокировки дифференциала.
Гидросхема. 1 — масляный насос, 2 — клапан-модулятор, 3 — клапан 4WD, 4 — золотниковый управляющий клапан. a — линейное давление, b — управляющее давление, c — давлеие в муфте |
Блок клапанов установлен в нижней части раздаточной коробкой под отдельной крышкой.
Блок клапанов. 1 — секция клапан-модулятора, 2 — секция управляющего клапана, 3 — крышка блока, 4 — корпус блока, 5 — клапан 4WD |
Якорь клапана 4WD выдвигается пропорционально силе тока, поданного на электромагнит, и перемещает золотник. При этом подпружиненный золотник модулирует управляющее давление, соответствующее усилию воздействия якоря — то есть пропорциональное силе тока.
Клапан 4WD. 1 — золотник, 2 — якорь, 3 — электромагнит |
Управляется клапан по принципу ШИМ — импульсный сигнал с выводов SLC+/SLC- блока позволяет изменять силу тока на электромагните в пределах 0-3 ампер.
Производитель описывает несколько общих алгоритмов управления:
— Старт с места. Используются данные датчика положения дроссельной заслонки, выключателя стоп-сигналов. Дифференциал замыкается в самом начале старта, чтобы предотвратить пробуксовку, облегчить трогание на подъеме или на скользком покрытии.
— Поворот на низкой скорости. Используются данные датчика положения рулевого колеса. Степень блокировки дифференциала минимальна для предотвращения tight corner braking (когда полноприводный автомобиль маневрирует с большим углом отклонения колес и малой скоростью на твердом покрытии — например при парковке — возникает заметная разница в радиусе движения передних и задних колес, и если она не может быть компенсирована проскальзыванием колеса или работой дифференциала, то возникает эффект торможения).
— Пробуксовка при старте. Используются данные датчика положения дроссельной заслонки, датчика положения рулевого колеса и колесных датчиков. Если автомобиль трогается с вывернутыми колесами, то предыдущий алгоритм предписывает распустить дифференциал. Однако на скользком покрытии чрезмерная тяга на задних колесах может вызвать занос, и для борьбы с его развитием блок определяет разницу в частоте вращения передних и задних колес и оперативно задействует муфту.
— Пробуксовка в движении. Используются данные колесных датчиков. При движении на скорости выше средней блок определяет разницу в частоте вращения колес и рассчитывает необходимую для стабилизации степень блокировки муфты.
— Ускорение. Используются данные датчика положения дроссельной заслонки и колесных датчиков. При разгоне со средней или высокой скорости блок контролирует разницу в частоте вращения передних и задних колес и рассчитывает необходимую для предотвращения пробуксовки и стабилизации степень блокировки муфты.
Вмешательство со стороны водителя в управление 4WD не предусматривается.
На ранних моделях использовались два индикатора комбинации приборов:
— «Slip» загорается при пробуксовке какого-либо колеса и информирует водителя о движении по скользкому покрытию. На моделях с VSC он указывает на срабатывание системы стабилизации.
— «4WD» должен загораться на несколько секунд после включения зажигания и гаснуть. Постоянно включенный индикатор указывает на неисправность системы полного привода.
В дальнейшем информирование о неисправности 4WD было возложено исключительно на борткомпьютер.
Коды неисправностей, относящиеся к управлению системой i-Four (непосредственно с полным приводом связаны коды 98 и 99):
OBD DTC# | Flash DTC# | Code |
C1241 | 94 | Low power supply voltage |
C1296 | 96 | ABS malfunction |
C1297 | 97 | Steering angle sensor |
C1298 | 98 | Linear solenoid circuit |
C1299 | 99 | Cancellation of 4WD control |
U0073 | 86 | Control module communication Bus OFF |
U0100 | 85 | Lost communication with ECM/PCM |
U0126 | 84 | Lost communication with steering angle sensor |
U0129 | 83 | Lost communication with brake system control module |
• Из комментариев: «это описание обычного four. i-Four — это полный привод + VSC + TRC + 4WS. отличие four от i-four. « Единственно правильное название данной системы полного привода в тойотовской документации — «i-Four» — не зависит от наличия или отсутствия других вспомогательных систем. При этом название комплектации автомобиля может быть каким угодно: с «i-Four» (Crown Majesta 140..200, Crown 180..200, Aristo 140), с «Four» (Mark 90..130, Crown 140..170), или вообще без упоминания о полном приводе (IS, GS). А некий «обычный four» — всего лишь продукт местного российского фольклора. • Профильные форумы, драйв, youtube и поисковики обильно замусорены темами вроде «отключение полного привода на mark2», «4wd с кнопки», «как отключить вэдэ на лето» — причем с массой соответствующих фото- и видео-гайдов. В порядке вещей там деактивировать электронику тормозов целиком, вынув предохранитель ABS или отключив проводку к задним колесным датчикам. Или интеллектуально перевести ее в сервисный режим перемыканием выводов OBD-разъема. Или стать адептом «секты кнопочников», врезав выключатель в разрыв провода к клапану 4WD, дабы сохранить работу ABS. Источник Полноприводный MarkII-что это за зверь?Сам на таком езжу. Вот это как раз и есть фул тайм, но с изначальным распределением момента 100/0. А термин «подключаемый» тут не очень удачен — правильней было бы сказать, что при пробуксовке задних колес часть момента (до 50%) перебрасывается на передок. Т.е. этот процесс вовсе не равнозначен жесткому подключению передка, как на профессиональных джипах или там УАЗах — кол-во момента плавает. : Версии 4WD я видел 2.5 и 3.0 литра. Не бывает 3-литровых. Только 2.5л. : Отличее от обычного Марка только коробка и передная подвеска. Ну и картер двигателя, видимо? Через него ж вал проходит, соединяющий один из приводов с передним дифференциалом. Ну и сам дифференциал должен крепиться к двигателю, значит, в том месте должны быть отличия. Мне механики которые чинят говорили что был у них 3.0 литра Марк 4 WD двигатель 2JZ-GE .Может тюнинговая модель. Вот именно. Если в природе существует, еще нельзя говорить, что таким оно с конвейера вышло. В природе существуют, например, Мажесты с V8-турбо (такого мотора Тойота вообще не делала — это достаточно глубокий тьюнинг), Соареры (30-е, круглые) с 3.0-твинтурбо (2JZ-GTE) от Супры, Соареры (20-е) с 2.5-твинтурбо (1JZ-GTE). Бывают Nissan Laurel c 4-цилиндровым SR20DE и даже RB26DETT (2.6 твинтурбо от Skyline GT-R). Тьюнинг в Японии весьма популярен. : Потом Краун Маджеста есть 4WD c 3.0 литровым двигателем. Т.е. каталожные номера деталей подвески у этих трех машин совпадают? Кстати, я намедни видел на подъемнике Краун #S15# — ходовая с виду в точности как у Марка #X90. Учитывая Вашу информацию, можно предположить, что у этих моделей действительно унифицированная подвеска. В Новосибирске не больше марков чем в Хабаровске. Насчет Крауна точно не скажу но полноприводной как правило 4 литра, в любом случае машина отличная от серийной это лишняя головная боль. Вспомнилось тут — давным-давно у друга был Марк2 GX71 с ручной коробкой, на подкапотной табличке которого про коробку было сказано — A42DL. Т.е. с конвейера эта машина вышла с гидравлическим простым автоматом (у меня сейчас на Крауне такой), а МКПП/сцепление ей кто-то позже поставил, может русские, а может и японцы. : Насчет Крауна точно не скажу но полноприводной как правило 4 литра, в любом случае машина отличная от серийной это лишняя головная боль. 4-литровая Мажеста — это сама по себе головная боль, к которой полный привод добавит не так уж много. Зато насколько это увеличение головной боли может помочь в уменьшении другой головной боли 😉 — зимой реализовать 260лс через 4 колеса можно гораздо легче и безопаснее, чем через 2. Это называется автоматическое подключение. А как подключается, через вискомуфту или другое устройство? Несогласная я. Тогда как назовем конструкцию 4WD, когда момент между осями перераспределяется от 0/100 до 100/0 в зависимости от ситуации, а изначально, скажем, 50/50? Автоматическое подключение (или отключение) обоих мостов? ;)) Говоря же о Марке, давайте представим, что буксануло заднее колесо и 1 процент момента перебросился на передок, стало 99/1 — можно ли сказать, что передок «подключился»? Формально — да, но 1% — это ничто. : А как подключается, через вискомуфту или другое устройство? Вроде как через вискомуфту. Full time 4wd или AWD. IMHO, там не так просто. Если даже и подключаемый передний привод, то около 5% всегда вперед передается. : Про расход бензина хотелось бы узнать,ну и про динамику,хотя понятно,что похуже должна быть,чем у заднеприводной версии. Расход 12-15 зимой , очень сильно зависит от стиля вождения. По каталогу разница 50 кг , сам посчитай 2 полуоси , Как подключается честно говоря не знаю ,как то оборвались провода на ABS правого переднего колеса ,на дисплее сразу же загорелись Странно. Какие модификации сравнивались? Всё Марки , по 110 даже в Инете есть. Источник |