Скрип барабанных тормозов при движении

23 причины скрипа тормозов. О многих вы даже не догадывались!

Как избавится от шума и скрипов при работе тормозов? Вроде бы ответ лежит на поверхности: нужно исключить факторы, способствующие их возникновению. Но на самом деле не все так просто

Факторов, влияющих на возникновение шумов и скрипов тормозов больше двух десятков, и каждый из них может спровоцировать явление, из-за которого можно неоднократно, но безрезультатно, менять исправные колодки и диски. Однако важно помнить, что любая из нижеперечисленных причин вызывает изменения в разных сочетаниях всего четырех ключевых параметров сбалансированной системы колебаний: масса, геометрия, температура и коэффициент трения ее компонентов.

1 Загрязнение диска

Это касается и новых дисков, которые перед установкой были недостаточно хорошо очищены от защитной смазки, и дисков, которые уже были в употреблении, и на которых имеются отложения фрикционных материалов. Особенно внимательно нужно отнестись к «бэушнным» дискам, неудовлетворительное состояние которых может привести и к недостаточной эффективности торможения, и к вибрации и шуму. Решить эту проблему, в зависимости от ее «запущенности», можно как смоченной в растворителе ветошью и наждачной бумагой, так и проточкой дисков.

Читайте также:  Количество осей ручного тормоза

2 Недостаточно свободное перемещение тормозных скоб по направляющим

Это одна из наиболее распространенных причин. При замене деталей следует учитывать, что максимальное усилие, прилагаемое к скобам при их перемещении не должно превышать 4 кг. Если после отпускания педали тормоза тормозная скоба остается на месте, то это может спровоцировать целый букет «заболеваний» тормозной системы – от перегрева диска и наружной колодки, до возникновения паровых пробок в тормозной системе.

3 Задиры, риски и трещины на поверхности тормозных дисков

Здесь все понятно. «Лечится» только проточкой или заменой диска.

4 Износ тормозных дисков за пределами минимально допустимой толщины

Помимо высокого уровня вибрации и, как следствие, появления шума, изношенный тонкий диск гораздо хуже (из-за сниженной массы металла) рассеивает тепло, больше склонен к перегреву, подвержен повышенному износу, препятствует правильной приработке новых колодок…

5 Кристаллизация фрикционного материала

Происходит при продолжительном приложении давления сопровождаемого высокой температурой или в случае загрязнения от внешних факторов. Приводит к пониженному коэффициенту трения, перегреву тормозного диска и, с большой долей вероятности, появлению вибраций и шума. «Лечится» заменой дисков и колодок.

6 Состояние пружин и болтов

Наиболее распространенная ошибка на СТО – затяжка болтов без использования динамометрического ключа с моментом затяжки, рекомендованным производителем. Слишком усердно затянутые болты способствуют передаче вибрации, поскольку перетянутая резьба перестает выполнять роль демпфера. Кстати, большинство компонентов поставляются с большим количеством принадлежностей, необходимых для предотвращения вибраций и снижения шумов. Вот только при ремонте эти детали не всегда устанавливают…

7 Неправильная адаптация вновь установленных компонентов

Помните, что новые колодки нужно обязательно прикатывать, избегая резких торможений.

8 Абразивные материалы

Соль, песок, ржавчина (часто образуется на диске после длительной стоянки автомобиля) – все это в процессе торможения вызывает повышенную амплитуду колебаний, что нередко приводит к скрипу. Как правило, после нескольких торможений этот шум исчезает. Правда, соль при высокой температуре может вступить в химическую реакцию с материалами колодки и диска. При диагностике неплохо помнить, в каких условиях эксплуатировался автомобиль.

Загрязнение рабочей поверхности тормозной колодки (а это пористый материал) смазочными материалами или техническими жидкостями. Влечет за собой снижение коэффициента трения и провоцирует появление поверхностной кристаллизации и упрощает появление вибрации и скрипа. Если прозевали и вовремя не очистили колодки от грязи, то придется их менять (хорошо, если без дисков).

10 Качественная несовместимость дисков и колодок

Да, да, бывает и такое. Здесь нужно учесть, что автопроизводители еще на этапе проектирования стараются подобрать оптимальную пару тормозной диск – колодки. Поэтому и при ремонте желательно выбирать комплектующие из одного сегмента, а лучше — одного производителя.

11 Колесные диски

Как правило, замена колесного диска никогда не наталкивает владельца автомобиля или механика СТО на мысль, что эта деталь может стать фактором появления скрипа. Но если рассматривать систему в целом, то в этом нет ничего удивительного – тип колесных дисков значительно влияет на уровень вибраций тормозного узла. Таким образом, материал и размер колесных дисков вполне могут способствовать появлению шума.

12 Загрязнение колодок металлом с тормозного диска

Бытует мнение, что после проезда с нагретыми тормозами по луже диск коробится, и начинается биение. Такое возможно в том случае, если перегрев запредельный, а охлаждению подверглась значительная часть диска. То есть, автомобиль остановился в луже. Согласитесь, ситуация крайне редкая. Но вышеописанная ситуация опасна тем, что возможно отслоение с диска отбеленных чешуек чугуна и внедрение их во фрикционный состав колодки. Достаточно небольших брызг на раскаленный металл, чтобы локальное охлаждение превратило поверхностный слой чугуна толщиной в несколько соток в тот самый цементит. Разная структура, твердость, сжатие из-за резкого охлаждения – все это способно вызвать отслоение и перенос металла на колодку. Так мы получим скрипы после проезда через лужу.

13 Процесс ремонта

Здесь особенно и говорить нечего. Нужно не просто заменить тормозные колодки, а произвести обслуживание системы тормозов, которая у большинства производителей по регламенту включает более 30 пунктов.

14 Выбор деталей

О подборе пары диск – колодки уже говорилось. Но стоит еще раз напомнить о том, что использование несоответствующего или некачественного продукта приведет к некорректной работе узла, с вероятным снижением эффективности тормозов и появлением шума.

15 Деформация элементов шасси

Шум «откуда-то из-под подвески» отнюдь не означает, что в этом виноваты тормоза. Стоит вспомнить, не побывал ли автомобиль в ДТП.

16 Ступичные подшипники

Неудовлетворительное состояние подшипников способствует передаче вибраций, происходящих при трении во время торможения и вероятному появлению скрипа тормозов. К тому же неисправный подшипник сам становится источником новых колебаний, которые могут послужить причиной резонанса.

17 Состояние компонентов шасси

Шаровые опоры, рычаги, рулевые тяги, амортизаторы, пружины. Надлежащее состояние этих компонентов, правильная эксплуатация и их своевременное обслуживание значительно сократит вероятность появления шума при торможении.

В зависимости от размера, веса и давления они влияют на гашение вибраций, предупреждая таким образом возникновение шума тормозов. С изменением характеристики шин меняется частотная характеристика, а значит и риск возникновения резонанса выше.

19 Сайлентблоки

Они как раз и предназначены для гашения вибраций, возникающих при нормальной эксплуатации автомобиля. Поэтому очень важно, чтобы сайлентблоки всегда находились в идеальном состоянии.

20 Момент затяжки

Он должен быть правильным и для колесных дисков, и для тормозных скоб, и для тормозных дисков, и для амортизаторов… Перетянутый крепеж деталей является отличным проводником вибраций.

21 Состояние и эффективность тормозов задней оси

Обслуживанию тормозов задней оси не всегда уделяют должное внимание, а ведь баланс тормозных сил крайне важен – при идеальной настройке в процессе торможения 70-80% тормозных усилий приходится на переднюю ось, и 20-30% — на заднюю. С изменением баланса меняются и частоты.

22 Дисбаланс между осями (состояние подвески и тормозов).

Любое нарушение баланса между этими двумя системами может привести к массе проблем. В том числе и к появлению вибраций и шума при торможении.

23 Очистители колесных дисков и чернители резины

Увлекая за собой частички грязи с колесных дисков, струя очистителя переносит их на диск тормозной, одновременно блокируя этот мелкий абразив пленкой состава, содержащего силикон. Таким образом, на некоторое время в паре трения появилась инородная прослойка с низким коэффициентом трения и абразивными включениями.

Благодарим технического тренера программы Garage Gurus, Ильдара Садыкова, за помощь в подготовке материала.

Источник

Скрипят тормоза? — вот как просто с этим можно справиться

Так, на машинах, построенных на платформе B0, среди которых — Renault Logan, Renault Sandero и Nissan Almera, со временем появляется неприятный скрип задних барабанных тормозных механизмов. Обычно он досаждает автовладельцам, вызывая острое желание избавиться от проблемы.

Мы расскажем и покажем, что делать.


  • Подготовка к работе

    Прежде чем проводить работы, необходимо выяснить, гайки какого размера используются на вашем автомобиле для крепления тормозных барабанов. Так, на Логаны и Сандеро ставят гайки на 30 мм, на Альмеры — на 36. Сразу заметим: чтобы избавиться от скрипа тормозов, в нашем случае потребуется снять задние колеса, а значит, машину придется поднять.

    Из инструментов понадобится вороток, головка подходящего размера, чтобы открутить центральную гайку, приспособление для зачистки металлических изделий и консистентная смазка. Пригодиться также могут зубило, молоток, отвертка и пассатижи.

    Избавляемся от скрипа

    Снимаем барабан. Если идет тяжело, можно поддеть его отверткой. У нас затруднений не возникло. Мы убрали барабан и теперь видим ржавчину, а также потертости в местах контакта колодки с тормозным щитом. Именно здесь колодка трется о щит с раздражающим скрипом. Чтобы добраться до проблемных участков, снимаем сначала фиксатор левой колодки. Для этого сдавливаем пружину и проворачиваем шайбу. После чего отводим колодку.

    Потертости хорошо заметны в двух местах. Эти участки следует зачистить и смазать консистентной смазкой. Те же действия необходимо выполнить, сняв фиксатор с правой колодки. Отводим ее, зачищаем проблемные места и смазываем их консистентной смазкой. После этого по очереди возвращаем фиксаторы на место. Пружина очень жесткая, поэтому удобнее сдавливать ее пассатижами. Зажимаем шайбу, надавливаем на пружину и одновременно совмещаем прорезь фиксатора. Проделываем процедуру дважды. Теперь можно вернуть на место тормозной барабан и колесо. Проблема решена! Наслаждайтесь привычными звуками автомобиля.

    Устранить скрип тормозов можно, если знать его причину. Неприятный звук в случае с задними барабанами вызывает трение колодок о тормозной щит. Устранить проблему не так уж сложно: нужно лишь зачистить проблемные участки и обработать их смазкой. Чтобы не упустить ни одной детали при работе, рекомендуем посмотреть нашу видеоинструкцию.

    • Как снять колесо, если у болта или гайки сорваны грани, смотрите (и читайте) тут.

    Все вопросы и предложения по серии выпусков «Техническая среда» присылайте на адрес: [email protected] .

    Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.

    Источник

    Скрип барабанных тормозов при движении

    Почему скрипят тормоза

    Неприятные звуки, которые издает неисправная тормозная система, обобщенно называют скрипом. На самом деле у них есть, как минимум, две разновидности. Если научиться их различать, можно предположить причину еще до визита в автосервис. Чтобы стали понятны механизмы возникновения таких сигналов, нужно разобраться в устройстве дисковых тормозов.

    Устройство тормозов

    Основные детали, приводящие в действие тормозной механизм после того, как водитель нажал на педаль, это диск (или барабан), колодки и поршень. Диск крепится на ступицу колеса и поэтому вращается вместе с ним. По бокам от него расположены колодки, которые в момент торможения прижимает поршень, создавая сопротивление движению.

    При этом в системе одного диска есть еще как минимум восемь деталей, которые могут заставить тормоза издавать скрип, свист или скрежет.

    Скрипят тормоза: 5 основных причин

    Естественные вибрации

    Когда колодки прижимаются к тормозному диску, останавливая его, они вибрируют. За счет акустики, которую создают колесные арки, этот звук усиливается и становится настолько громким, что его можно услышать.

    Он – и есть тот самый легкий скрип, который полностью исправная тормозная система может издавать постоянно.

    Чтобы этого не происходило, некоторые производители колодок дополняют их специальными накладками, гасящими резонанс. Другой способ – одна или две прорези шириной от 2 до 4 мм на рабочей поверхности детали: так площадь, которая соприкасается с диском, уменьшается и снижается резонанс. Такая причина скрипа – не повод беспокоиться и назначать встречу с автомехаником.

    Новые колодки

    На заводе их покрывают специальным защитным слоем с примесями, который может вызывать свист и скрип, пока не сотрется полностью. Чтобы сократить время его износа, нужно несколько экстренных торможений, то есть необходимо развить скорость не меньше, чем 100 км/ч и резко остановиться. При этом обязательно соблюдать технику безопасности. Если стало ясно, что причина скрипа – именно трение об диски новых колодок, вмешательство специалистов сервисного центра не требуется.

    Эмоции от скрипа тормозов

    Несовместимость материалов колодок и дисков

    Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:

    1. Несмотря на то, что для производства колодок используют одни и те же материалы, их соотношение каждый производитель подбирает самостоятельно. Похожим образом дела обстоят и с дисками. И тогда материал фрикционного слоя первых во время торможения может конфликтовать с чугуном вторых.
    2. Условие, при котором могут начать скрипеть даже давно установленные колодки: их физические свойства изменились после нагрева и резкого охлаждения. Так бывает, если автомобиль, который давно находится в пути, попадает колесом в глубокую лужу, или если машина долго простояла в очереди на мойку в жару. В результате появляется неприятный звук, который можно искоренить, лишь заменив колодки. Эта неисправность не требует спешного вмешательства, но устранить причину скрипа можно только в автосервисе.

    Перегрев диска

    Постоянная физическая нагрузка в дуэте с высокой температурой в некоторых случаях сказывается на геометрии диска даже без резкого охлаждения. И когда он теряет первоначальную выверенную форму, то неизбежно соприкасается с другими элементами системы при торможении. Чтобы избавиться от свиста, а то и скрежета в такой ситуации, требуется заменить тормозной диск. И здесь не обойтись без срочного визита в сервисный центр.

    Пришло время смазать механизм

    Кроме самой шайбы дискового механизма, которая крепится к двум, а то и ко всем четырем колесам, в тормозной системе достаточно механических узлов, которые требуют смазки.

    Устройство тормозной системы с указанием ключевых механизмов

    Поэтому если скрип и свист стали постоянными спутниками поездок на автомобиле – то есть, слышны не только во время торможения, – велика вероятность, что причина в недостаточно хорошо смазанных механизмах. В целом такая неполадка не влияет на работу узлов, но может сократить срок их работы, поэтому срочное вмешательство остается на усмотрение автовладельца. Обработать детали специальным техническим маслом можно самостоятельно, если есть яма или другая возможность подобраться к системе.

    Скрежет тормозов: 5 основных причин

    Износились колодки или диски

    В современных колодках установлены специальные индикаторы износа, изготовленные из металлических сплавов. Когда фрикционный слой детали истирается, колодка соприкасается с диском такой пластиной и возникает скрежет. Этот сигнал говорит о том, что необходимо срочно заменить детали в сервисном центре – иначе автомобиль будет хуже реагировать на нажатие педали тормоза, а со временем и вовсе перестанет останавливаться.

    Менее заметное последствие продолжительных поездок с отслужившими колодками – ускоренный износ диска. Для его производства используется чугунный сплав, который в сравнении с фрикционным слоем колодок выглядит особенно прочным, но при этом чувствителен к резким перепадам температур и тоже со временем изнашивается, снижая эффективность нажатия на педаль тормоза. И если по разогретому диску начнет скрести индикаторы износа, этот процесс пойдет быстрее.

    Изношенная (слева) и новая (справа) колодки

    В систему попала грязь, вода или камень

    За счет особенности конструкции в направляющих, между колодками и диском или барабаном может оказаться камень или песок. И когда во время торможения детали сближаются, эти элементы соприкасаются с фрикционным слоем и чугунной поверхностью, вызывая скребущий звук или даже скрежет. В этом случае стоит провести диагностику тормозной системы, чтобы выявить поврежденные детали и, если необходимо, разобрать и прочистить механизм.

    Другая возможная причина скрежета – вода. Несмотря на то, что она не может механически помешать деталям работать, она способна вызвать деформацию разогретого тормозного диска, а если машина регулярно проходит брод или попадает в глубокие лужи, то и вызвать коррозию недостаточно защищенной системы. Профилактика таких ситуаций в том, чтобы избегать воды на дороге в жаркие дни и долгие поездки и регулярно смазывать узлы тормозной системы. А если проблема уже есть, необходим визит в сервисный центр.

    Заклинило суппорт или цилиндр

    Движимые части системы со временем могут начать подклинивать из-за недостаточного количества смазки или, в худшем случае, деформации. При этом в целом механизм изнашивается неравномерно, а первым сигналом о такой неисправности становятся неравномерно изношенные парные колодки.

    В этом случае необходимо провести диагностику тормозной системы в автосервисе, чтобы вовремя заменить поврежденные запчасти или смазать исправный механизм.

    Диагностика тормозной системы

    Некачественные колодки

    Иногда в составе деталей оказываются примеси, которые портят диск при истирании фрикционного слоя. Такая ситуация опасна не только скрежетом, но и повышенным износом механизма, и решается срочной заменой колодок. При их выборе стоит опираться на рекомендации автопроизводителя и официальных сервисных центров – так больше шансов установить качественную запчасть, которая сэкономит нервы, время и деньги.

    Нарушена геометрия пылезащитного экрана

    Так же, как и тормозной диск, металлический пылезащитный экран может перегреться и деформироваться. Он также может пострадать от удара или непрофессионального ремонта. Если при этом его края оказываются вогнуты внутрь, то будут соприкасаться с диском, во время движения создавая скрежет. Ситуацию исправит замена пылезащитного экрана или его механический ремонт.

    Заключение

    В большинстве случаев скрип, свист или скрежет тормозов предупреждает о проблемах, требующих вмешательства специалистов. При этом срочное вмешательство требуется редко. Поэтому, чтобы обеспечить автомобилю сохранность, а себе – безопасность, достаточно вовремя обратить внимание на сигналы, которые подает механизм.

    Источник

  • Оцените статью
    Авто Сервис