Расчет ленточного конвейера (рабочий пример)
1. Геометрическая схема конвейера
2. Задача расчета
2.1 Задачей расчета является определение необходимых данных для выбора оборудования конвейера
3. Данные для расчета
Производительность, Q (т/ч)…160
Скорость движения ленты, V (м/с)…1
Транспортируемый материал…щебень
Удельный вес транспортируемого материала, γ (т/м 3 )…1,6
Длина конвейера по ленте, м…23,6
Длина проекции конвейера, м…22,6
Ширина ленты, В (мм)…650
Угол наклона конвейера, …16°31´
Ускорение свободного падения, g (м/с 2 )
4. Определение тягового усилия на приводном барабане
4.1 Шаг роликоопор рабочей ветви конвейера принимаем
lр = 1200 мм
4.2 Шаг роликоопор холостой ветви
lх = 2400 мм
4.3 Нагрузка на 1 п.м. конвейера:
4.3.1 Нагрузка от транспортируемого груза
4.3.2 Нагрузка от 1 п.м. ленты В = 650 мм из ткани типа ТК-100
qл = 10,6 кг/м = 106н/м
4.3.3 Масса вращающихся частей желобчатой и прямой роликоопор
qвр.ж. = 12,5 кг = 125 н
qвр.п. = 10,5 кг = 105 н
4.3.4 Погонная нагрузка от вращающихся частей желобчатых и прямых роликоопор
4.4 Коэффициенты сопротивления роликоопор принимаем
кпр = 0,022
кж = 0,025
4.5 Коэффициенты увеличения натяжения ленты при огибании барабанов
При 180° к1 = 1,05
При 90° к2 = 1,04
4.6 Коэффициент сцепления ленты с барабаном µ и тяговый фактор l µα
µ = 0,3; l µα = 2,56
4.7 Коэффициент сопротивления на отклоняющем барабане
ε = 1,02
4.8 Сопротивление бортов лотка
f1 = 0,8 – коэффициент трения груза о стенки лотка
hб = 0,1 м – высота слоя груза у бортов
γ = 1600 кг/м 3 – объемный вес груза
Li = 2,4 м – длина лотка
nб – коэффициент бокового давления
где fв = 0,7 – коэффициент внутреннего трения груза
Wборт = 0,8•0,1 2 •1600•1,1•2,4 = 33,8 кг = 338 н
4.9 Сопротивление загрузочного устройства
где lв = 0,5 м – длина загрузочной воронки
Вв = 0,5 м – ширина воронки
hэ´ = 0,5 – коэффициент, имеющий размерность длины
G — сила давления груза на ленту
h1 = 0,5 м – высота падения груза
Тяговое усилие на приводном барабане
Wб = Sнаб — Sсб
Wб = 8140 – 3180 = 4960 н
5. Подбор оборудования
5.1 Подбор ленты
5.1.1 Количество прокладок в ленте
где Smax = 8140 н – максимальное статическое натяжение ленты
кр = 220 н/см – максимально допустимая рабочая нагрузка
В = 65 см – ширина ленты
Принимаем 3 прокладки
5.1.2 Толщина ленты
δл = δп + δ1 + δ2, где
δп = 3,3 мм – толщина резинотканевого каркаса
δ1 = 6 мм – толщина резиновой обкладки рабочей поверхности ленты
δ2 = 2 мм – толщина резиновой обкладки нерабочей стороны ленты
δл = 3,3 + 6 + 2 = 11,3 мм
5.1.3 Длина ленты конвейера
L0 = L + l2 • a‘, где
L = 47 м – длина конвейера по схеме трассы конвейера
l2 = 2 • В – длина стыка
а‘ = L/75 — количество стыков; а‘ = 47/75 = 0,63
принимаем а’ = 1
L0 = 47 + 2•0,65•1 = 48,3 м
Принимаем длину ленты 49 м
По данным параметрам выбираем ленту конвейерную типа:
Лента 2.1-650-3-ТК100-2-6-2-Б РБ ГОСТ 20-85
5.2 Подбор барабанов
5.2.1 Диаметр приводного барабана принимается пропорционально числу прокладок в ленте
Dп.б. > кб • i, мм, где
кб = 125…150 – коэффициент, зависящий от типа ленты
D п.б. > 150 • 3 = 450
Принимаем D п.б. = 500 мм
5.2.2 Диаметр натяжного барабана
D н.б. = 0,85 • D п.б. = 0,85 • 500 = 425 мм
Принимаем D н.б. = 400 мм
5.2.3 Диаметр отклоняющего барабана
Dотк.б. = 0,6 • D п.б. = 0,6 • 500 = 300 мм
Принимаем Dотк.б. = 315 мм
5.2.4 Правильность выбора приводного барабана
где Рср = 10000 кг/м 2 – допускаемая величина среднего удельного давления
Wб = 496 кг – тяговое усилие на приводном барабане
α = 210° — угол обхвата
µ = 0,3 – коэффициент сцепления ленты с барабаном
условие выполнено: 500 > 140
5.2.5 Ход натяжного устройства
Х = Хм + Хр, где
Хм – монтажный ход
Хр – рабочий ход
Хм = кс • В, где кс = 0,5 – для винтовых натяжек
Хм = 0,5 • 0,65 = 0,325 м
Хр = ку • кs • ε0 • L, где
ку = 0,65 – коэффициент, зависящий от угла наклона конвейера
ε0 = 0,035 – нормируемый показатель удлинения ленты на основе при нагрузке, составляющей 10% номинальной прочности образца
L = 23,6 м – длина конвейера по ленте
р = 1,2 кг/мм – рабочая нагрузка (max) прокладки
Хр = 0,65 • 0,35 • 0,035 • 23,6 = 0,19 м
Х = 0,325 + 0,19 = 0,515 м
Принимаем натяжку с ходом 500 мм
5.3 Подбор привода
5.3.1 Подбор двигателя
Потребная мощность двигателя
где v = 1 м/с – скорость движения ленты
к = 1,25 – коэффициент запаса мощности
η = 0,9 – к.п.д. привода
Мощность на валу приводного барабана
Nб = N • 0,9 = 6,75 • 0,9 = 6,1 кВт
Частота вращения приводного барабана
Крутящий момент на оси приводного барабана
Принимаем двигатель АИР 132М6У3
N = 7,5 кВт; n = 1000 об/мин = 16,7 с -1
5.3.2 Подбор редуктора
Передаточное число редуктора
По i и Мкр на тихоходном валу принимаем редуктор типа 1Ц2У-200-25-12-УХЛ4
5.3.3 Выбор муфт
Принимаем для соединения приводного барабана с редуктором муфту кулачково-дисковую
Для соединения редуктора с двигателем – муфту втулочно-пальцевую
5.3.4 Необходимость установки тормоза
Угол наклона конвейера 16°31′, что требует установки тормоза
5.4 Расчет тормоза
Тормозной момент на валу привода конвейера, препятствующий самопроизвольному движению ленты под действием веса груза при включенном питании
где Sнб = 814 кг – усилие в ленте в точке набегания на приводной барабан
Sсб = 318 кг – усилие в ленте в точке сбегания с приводного барабана
δл = 11,3 – толщина ленты
iр = 25 – передаточное число редуктора
ηпр = 0,9 – к.п.д. привода
D п.б. = 500 мм – диаметр приводного барабана
— к.п.д. барабана, где
Wб = 0,002…0,015 – коэффициент сопротивления барабана
кs = 1,42 – коэффициент
Источник
2.4 тяговый расчёт конвейеров
2.4 ТЯГОВЫЙ РАСЧЁТ КОНВЕЙЕРОВ
Тяговый расчёт конвейера проводят в два этапа — предварительный и уточнённый.
В предварительном расчёте конвейера тяговое усилие на приводном элементе (барабане, блоке, звёздочке) определяют по приближённым формулам.
Для грузонесущих конвейеров со стационарными опорами:
Для грузонесущих конвейеров на ходовых катках:
Для грузоведущих конвейеров:
где К 0 — обобщённый коэффициент местных сопротивлений, который зависит от конструкции конвейера, его длины, сложности трассы (углов поворота тягового элемента), условий эксплуатации, рекомендуется для каждого типа конвейеров;
q, q 0 — линейные массы груза и ходовой части конвейера;
ш , ш ‘ ,шгр — соответственно коэффициенты сопротивления движению тягового элемента на гружёной и холостой ветвях конвейера и груза;
Lгр, Lx — соответственно длины проекций на горизонтальную плоскость гружёной и холостой ветвей;
Найденное тяговое усилие используют для предварительного определения максимального натяжения и мощности привода.
Максимальное натяжение S тах тягового элемента в цепных конвейерах зависит от величины минимального натяжения Smin и точки его расположения на трассе конвейера. У конвейеров с наклонными и комбинированными трассами, показанных на (рис. 2.2, а), расположение точки Smin зависит от расчётной величины:
Если (фн > 1, то минимальное натяжение Smin находится в точке 1 сбегания цепи с приводной звёздочки и максимальное натяжение находится по формуле:
Рис. 2.2 Схемы трасс конвейеров для определения точки минимального натяжения:
а — по параметру ф н ; б — по параметру ср’ к ;
L, Н — проекции конвейера на горизонтальную и вертикальную плоскости; Smin — максимальное натяжение тягового элемента
Если (фн Smin находится в точке 2 и S тах находится по формуле:
У конвейеров, показанных на рисунке 2.2, б, расположение точки S max зависит от величины:
Если (ф’н > 1, то натяжение S min находится в точке 1 — сбегания цепи с приводной звёздочки, а S max определяют по формуле (2.31). При ф’н Sтах находится по формуле:
Для элеваторов максимальное натяжение Sтах определяют по формуле (2.31).
Максимальное натяжение тягового элемента для конвейеров с фрикционным приводом:
где к1 = 1,2. 1,3 — коэффициент запаса сцепления тягового элемента с приводным;
μ — коэффициент трения тягового элемента о поверхность приводного элемента;
а — суммарный угол обхвата приводного элемента;
e μ а — тяговый фактор.
Минимальное натяжение S min для ц епных конвейеров принимают 500… 3 000 Н при движении цепи по направляющим шинам. Если тяговый элемент перемещается по роликам, его минимальное натяжение зависит от допускаемой стрелы провеса между опорными роликами. Для гружёной ветви:
где 1р — расстояние между поддерживающими роликовыми опорами, м;
f доп — допустимая стрела провеса, м;
ᵦ — угол наклона тягового элемента,
При установившемся режиме работы вследствие неравномерности движения на цепь цепных конвейеров действует динамическое усилие:
где K и = 0,75. 1,5 — коэффициент, учитывающий интерференцию упругих волн в цепи, значение его зависит от отношения натяжения цепи в точке сбегания Sсб с приводной звёздочки к минимальному критическому натяжению S Кр п , под которым подразумевается минимальное натяжение, обеспечивающее отсутствие в цепи участков с нулевым натяжением при действии отрицательных динамических усилий: если что нежелательно, К u = 1,5;
к’ — коэффициент участия массы перемещаемого груза в колебательном процессе (для скребковых конвейеров к’ = 0,3 . 0,5; для пластинчатых с углом наклона, близким к максимально допустимому к’ = 0,7 . 0,8, а для прочих к’ = 1);
тг — масса перемещаемого груза, кг;
к n — коэффициент участия массы ходовой части конвейера в колебательном процессе, значение которого зависит от длины цепи:
тК — масса ходовой части конвейера, кг;
кд — коэффициент, учитывающий дополнительные нагрузки на цепь, возникающие в результате несовпадения размеров шага цепи и зубьев звёздочки, в результате чего каждый новый зуб входит в зацепление с шарниром цепи с ударом; для цепных конвейеров кд — 2. 3 (меньшее значение при малом шаге и скорости).
Поперечные колебания цепи распространяются на небольшой участок, в результате чего в них участвует незначитель
ная масса конвейера и груза, поэтому при определении действующих на тяговый элемент динамических сил поперечные колебания не принимают во внимание, а учитывают только продольные колебания.
Расчётное усилие, действующее на цепь при установившемся движении:
Мощность, Вт, на валу приводного элемента в предварительном расчёте можно определить по приближённой формуле:
где Q — массовая производительность конвейера, т/ч;
w 0 — обобщённый коэффициент сопротивления, зависящий от сопротивления опорных элементов, отклоняющих, приводных, загрузочных устройств конвейера, w 0 = 0,1. 4,2, причём меньшие значения относятся к грузонесущим конвейерам (ленточные, пластинчатые), а большие — к конвейерам, работающим по принципу волочения (скребковым, винтовым);
L — длина горизонтальной проекции трассы конвейера;
Н — высота подъёма груза.
Уточнённый тяговый расчёт проводят с целью более точного определения максимального натяжения тягового элемента, натяжения его в характерных точках трассы, определения тягового усилия и мощности привода конвейера. Чаще всего для этого пользуются методом обхода по контуру, суть которого заключается в том, что вся трасса конвейера, начиная с точки сбегания тягового элемента с привода, разбивается на отдельные участки, сопротивление в которых постоянно по своему характеру. Обход лучше начинать с точки наименьшего натяжения тягового элемента, а в конвейерах с фрикционным приводом с точки сбегания гибкого тягового элемента с приводного элемента, пользуясь общим правилом: натяжение тягового элемента в каждой последующей по ходу точке контура равно натяжению в предыдущей точке плюс сила сопротивления на участке между этими точками, т.е.:
где S j и S j +1 — натяжения в двух соседних точках контура;
W j -( j +1) — сила сопротивления движению тягового элемента на участке между этими точками.
Отсюда следует, что:
т.е. при обходе контура против хода тягового элемента натяжение в каждой последующей точке равно разности между натяжением в предыдущей точке и силой сопротивления на участке между этими точками.
Сила сопротивления от перегиба тягового элемента на барабанах, звёздочках и блоках зависит от натяжения тягового элемента, поэтому усилие натяжения в сбегающей и набегающей ветвях лучше определять через коэффициент К j сопротивления перегибу. Тогда усилие в сбегающей с барабана, звёздочки и блока ветви по ходу движения тягового элемента:
а против движения тягового элемента:
где К j — коэффициент сопротивления при огибании; для барабанов, звёздочек, блоков:
Усилие в сбегающей ветви с криволинейного участка по неподвижным направляющим или батарее направляющих роликов при обходе контура в направлении движения тягового элемента:
где = ʎ j = e wa — коэффициент сопротивления отклоняющих шин роликовых батарей в расчётах можно принимать:
По результатам расчётов определяют натяжение тягового элемента в характерных точках трассы конвейера и общее сопротивление движению:
Источник