Установка заднего тормоза днепр

Установка заднего тормоза днепр

ТОРМОЗ ЗАДНЕГО КОЛЕСА И КОЛЕСА КОЛЯСКИ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ», «ДНЕПР»

Конструкция тормоза заднего колеса показана на рис. 5.24 Тормоз колеса коляски устанавливается на модель «Днепр-16» с 1984 г, а на модель «Днепр-11» — с 1985 г. Привод тормозов колес заднего и коляски — механический от ножной педали. Тормоза обеих моделей одинаковые по конструкции и полностью унифицированы с тормозом заднего колеса. Различие только в дополнительной пружине на тормозе колеса коляски, которая оттягивает кулачек в исходное положение. Из-за большой силы трения троса в оболочке усилия стягивающих пружин колодок недостаточны, чтобы вернуть кулачек и колодки в исходное положение. Дополнительная пружина компенсирует эту силу. Износ накладки тормоза компенсируется за счет закручивания регулирующего конуса.

В системе привода ножного тормоза особое место занимает уравниватель. Он распределяет усилия на тормоза (обратно пропорциональной величине плечей) и обеспечивает стабильную работу обоих тормозов, независимо от разницы регулировки тормозов, неравномерности износа тормозных накладок или вытягивания троса.

Привод заднего тормоза и привод тормоза колеса коляски не могут работать абсолютно синхронно. Поэтому неравномерность натяжения приводов тормоза заднего колеса и тормоза колеса коляски компенсируются поворотом уравнивателя вокруг оси вращения При правильной регулировке мотоцикла в начале торможения сначала срабатывает тормоз заднего колеса (из-за меньшего сопротивления в системе тяг). В этот момент нижний шарнир уравнивателя начинает вращается относительно педали вокруг оси по часовой стрелке. С увеличением силы давления на переднее плечо педали, увеличивается сила натяжения в приводе тормоза заднего колеса, перемещение верхнего шарнира уравнивателя замедляется, и начинается перемещение нижнего, уравниватель начинает вращаться относительно педали против часовой стрелки. При дальнейшем нажатии на педаль уравниватель вместе с ней перемещается в сторону привода, немного вращаясь вокруг своей оси и уравнивая моменты сил натяжения привода тормозов заднего колеса и колеса коляски. При этом обеспечивается равная эффективность действия приводов тормозов.

Читайте также:  Ступица задняя газель некст дисковый тормоз схема

Конструкция привода тормозов показана на рис 5.26.

Регулирование привода тормозов этой конструкции имеет особенности Регулирование начинают с проверки и установки правильного положения внешнего и внутреннего рычагов промежуточного шарнира. Показанные на рис. 5.26 углы 15° и 30° надо выдерживать с точностью ±5°. При регулировке привода тормозов сперва устанавливают внешний рычаг под углом 15° к вертикали и верхний шарнир уравнивателя так, чтобы центр шарнира должен был удален от оси колебания рычага задней подвески (центра головки болта крепления — сайлент-блока) на расстояние 3-9 мм. Это достигается изменением длины передней тяги Длина завинчивания тяги в вилки должна быть не менее 5 мм. Вилки на тяге должны быть зафиксированы.

Рис. 5.24. Тормоз заднего колеса: 1 — регулировочный конус, 2 -толкатель, 3 — ось рычага, 4 — рычаг, 5 — кулачок, 6 — подвижный элемент; 7 — штифт, 8 — картер главной передачи, 9 — колодка тормоза; 10 -пружина; 11 — кронштейн

Рис. 5.25. Тормоз колеса коляски мотоциклов «Днепр-11/16»: 1 — тормоз колеса коляски в сборе, 2 -кулак в сборе; 3 — штифт; 4 — уравниватель, 5 — кулак с рычагом; 6 — ось; 7 — диск в сборе, 8 — диск; 9 — втулка; 10 — кронштейн, 11 — шайба, 12 — болт; 13 — пластина; 14 — толкатель, 15-винт, 16-пружина, 17-конус, 18-пружина, 19-колодка в сборе Ю-2061

Рис. 5.26. Привод тормозов заднего колеса и колеса коляски: 1 — гайка; 2 — ось рычага; 3 — рычаг кулачка тормоза; 4 — задняя тяга; 5 — внутренний рычаг; 6 — внешний рычаг; 7 — промежуточный шарнир; 8 — передняя тяга в сборе; 9, 11, 32 — пружины; 10 — выключатель сигнала торможения; 12 -стержень фиксатора стояночного тормоза; 13, 16 — упорный болт фиксатора; 14 — упор педали; 15 -уравниватель; 17 — педаль тормоза; 18 — валик подножки; 19 — поворотная пружина; 20 — втулка; 21, 27 — защитные муфты; 22-регулирующая гайка; 23 — кронштейн (упор); 24 — гайка; 25 — регулирующие штуцеры; 26 -вилка тяги; 28 — ось колебания уравнивателя; 29 — переходник; 30 — ось рычага кулачка; 31 — наконечник троса; 33 — пластина для зацепления пружины

После этого внутренний рычаг надевают на шлицы и закрепляют гайкой под углом 30° к внешнему рычагу. Потом при снятом заднем колесе завинчивают или отвинчивают гайку 1 так, чтобы она касалась оси 20 рычага, который должен быть в исходном (заднем) положении. Грани гайки 1 в рабочем положении размещаются между рычагом кулачка тормоза и накладкой приваренной к нему. При вращении гайки рычаг надо отжимать от оси. После окончания регулировки заднее колесо устанавливают на место. Во время работы педаль должна быть прижата снизу к валику подножки. При правильном положении педали уравниватель должен быть расположен параллельно ее верхнему плечу.

После этого приступают к регулированию натяжения троса тормоза колеса коляски. С рычагом кулачка тормоза трос связан при помощи наконечника, припаянного к тросу. Это соединение в отличие от заднего тормоза не регулируется. Порядок регулирования такой: сначала немного поднимают колесо коляски и вывешивают его. После этого натяжение троса ослабляют (трос можно вынуть с вильчатого кронштейна на раме) и регулируют зазор между тормозной колодкой и барабаном при помощи конуса. Затем одним или обоими регулирующими штуцерами трос натягивают до начала момента торможения. После этого несколько раз нажимают ногой на педаль тормоза, и проверяют, как вращается колесо. Если колесо тормозит, надо ослабить натяжение троса до свободного вращения и законтрить гайкой регулирующие штуцеры. Трос натягивают и потом ослабляют до свободного вращения колеса. После окончания регулировки, заднее колесо и колесо коляски должны свободно вращаться и не нагреваться во время движения

В процессе регулирования надо обращать внимание на укладку троса. Не допускаются крутые перегибы троса. Кронштейн (упор) оболочки троса должен быть закручен в бобышку рамы так, чтобы не было перегиба троса от уравнивателя до переднего регулирующего штуцера. Перегиб троса увеличивает потери на трение, что приводит к снижению эффективности тормоза. Последняя регулировочная операция — фиксация положения болта 16, предназначенного для упора нижнего плеча уравнивателя в случае обрыва троса. Болт закручивают в кронштейн педали так, чтобы его торец не доходил до уравнивателя на 2 — 3 мм в заторможенном положении (педаль под нагрузкой). Если болт упирается в уравниватель, ослабляется действие тормоза. Если же болт упирается в уравниватель еще до наступления момента торможения колеса коляски, то тормоз не работает.

Рис. 5.27. Привод тормозов мотоцикла «Днепр-11/16»: 1 — гайка специальная; 2 — ось рычага; 3 -муфта; 4 — тяга задняя в сборе; 5 — тяга задняя; 6, 16, 26 — гайки; 7 — вилка тяги; 8 — палец; 9 — втулка; 10 — рычаг промежуточный; 11 — тяга передняя в сборе; 12 — тяга передняя; 13 — трос тормоза колеса коляски; 14 — шплинт; 15, 17, 23 -шайбы; 18 — рычаг внутренний; 19 — рукоятка стояночного тормоза; 20 — штифт; 21, 25 — болты; 22 — пружина; 24 — пружина возвратная; 27 — рычаг ножной в сборе; 28 — уравниватель тормоза; 29 — накладка

Завершающий этап после регулирования — герметизация троса. Резиновая трубка с двух сторон должна быть натянута на регулирующие штуцеры, уплотняющая муфта натянута на регулирующую гайку и втулку, которой зажат трос. Попадание грязи во внутреннюю оболочку троса недопустимо, так как это ведет к возрастанию механических потерь и полной потере подвижности троса в оболочке.

В состав тормозной системы входит стояночный тормоз. Это фиксатор, который удерживает педаль в положении торможения. Для фиксации тормозной системы в заторможенном положении надо нажать ногой на тормозную педаль, опустить стержень фиксатора вниз и повернуть его на четверть оборота по часовой стрелке. При этом головка упорного болта 13, займет положение напротив упора 14 педали, не давая ей вернуться в исходное положение. Болт выкручивают настолько, чтобы в заторможенном состоянии мотоцикл, удерживался на уклоне 18°. После установки болта в нужное положение его надо законтргаить. Для возвращения педали в исходное положение на нее надо нажать, освободив упорный болт, повернуть рукоятку в исходное положение и отпустить педаль.

Внимание! Резкое торможение тормозом переднего колеса может перевернуть мотоцикл даже на сухой дороге с твердым покрытием. Резкое торможение мотоцикла только ножным

тормозом при исправном тормозе колеса коляски разворачивает мотоцикл вправо. Устойчивость мотоцикла обеспечивается только при использовании всех тормозов. Надо быть особенно осторожным на скользкой дороге, где вообще нельзя использовать резкое торможение, т.к. в этом случае мотоцикл теряет управляемость. Поэтому для безопасности водитель должен в спокойной обстановке проверить все варианты торможения, начиная с малых скоростей.

Привод тормоза уравнивателей заднего колеса мотоциклов без тормоза колеса коляски мало отличается от привода тормоза заднего колеса мотоциклов «Днепр-11/16». Главное отличие -конструкция педалей, в которой нет уравнивателя, верхняя тяга присоединяется непосредственно к верхнему плечу педали.

Исправно работающая тормозная система, обеспечивает остановку мотоцикла на участке менее 30 метров со скорости 60 км/ч при полной нагрузке и использовании всех тормозов.

На мотоциклах «Урал» установлен тормоз колеса коляски по конструкции и принципу действия привода отличный от тормозов киевских мотоциклов. У коляски есть самостоятельная тормозная система (рис. 5.28), с педалью в виде рычага 3 без уравнивателя. При нажатии водителем на педаль 2 тормоза, педаль через приваренный к ней палец 1 нажимает на рычаг тормоза коляски 3. Рычаг поворачивает поперечный вал 4, который через рычаг шарнирно соединяется с продольной тягой 5, соединенной с рычагом, насажанным на кулачок 6.

Рис. 5.28. Схема привода тормоза ко-леса коляски на мотоциклах «Урал»: 1- палец педали тормоза;
2 — педаль тормоза; 3 — рычаг; 4 — поперечный вал; 5 — продольная тяга; 6 — кулачок тормоза

Источник

Установка заднего тормоза днепр

Тормоз заднего колеса мотоцикла Днепр-12

Тормозные колодки 8 (рис. 24) опираются сферическими гнездами на головки толкателей 2, а нажимными площадками — на кулак 5. Кулак имеет паз, в который установлен уравнитель 6. При повороте кулака с уравнителем колодки прижимаются к тормозному барабану.

По мере износа тормозных накладок зазор между тормозными колодками и тормозным барабаном колеса увеличивается. Чтобы поддерживать зазор в необходимых пределах, в тормозах предусмотрен компенсатор износа в виде конуса 1. Конус по мере необходимости завинчивается (с наружной стороны) и раздвигает толкатели, которые приближают тормозные колодки к барабану. Для фиксации положения конуса на его поверхности предусмо-

трены продольные канавки, в которые входят толкахели под действием пружин 9, стягивающих тормозные колодки.

Необходимость регулировки тормоза определяется по величине свободного хода конца рычага тормоза заднего колеса. Свободный ход считается нормальным, если он не превышает 35 мм. Для восстановления нормального хода педали до начала торможения необходимо ключом с зевом 8 мм повернуть выступающий квадрат регулировочного конуса, как показано на рис. 25, по часовой стрелке на один или несколько фиксируемых интервалов, которые ощутимы как соответствующие щелчки.

При этом длину тяги 8 (рис. 26) следует заранее отрегулировать, как указано ниже.

Регулировка длины тяги тормоза заднего колеса производится при установке тяги на мотоцикл, а также при ремонтных работах. Длина передней тяги 5 не регулируется.

Регулировку нужно производить при снятом колесе и прижатой снизу к подножке педали тормоза заднего колеса в таком порядке:

рычаг 10 повернуть в сторону тяги 8 и вывести гайку 11 из рычага;

завинчивая или свинчивая с тяги 8 гайку 11, установить зазор между гайкой 11 и осью 9 рычага в пределах 0,5—1 мм. Утопание резьбовой части тяги в гайке не допускается. При необходимости освобождается контргайка вильчатого наконечника и в неболь-

ших пределах за счет свертной части наконечника с тягой выдерживается длина тяги, после чего вильчатый наконечник закрепляется контргайкой.

Рис. 24. Тормоз заднего колеса:
1 — регулировочный конус; 2 — толкатель; 3 — ось рычага; 4 — рычаг; 5 — кулак;
6 — уравнитель; 7 — винт рычага; 8 — тормозная колодка; 9— пружина тормозных колодок

Рис. 25. Регулировка тормоза заднего

Рис. 26. Привод тормоза заднего колеса:
1 — подножка; 2 — педаль; 3 — шарнир педали с масленкой; 4 — выключатель сигнала торможения; 5 — передняя тяга; 6 — промежуточный рычаг; 7 — шарнир промежуточного рычага с масленкой; 8 — задняя тяга; 9 — ось рычага; 10 — рычаг кулака
тормоза; 11 — гайка

Источник

Установка заднего тормоза днепр

Тормоза всех колес мотоцикла имеют механический привод.

Передний тормоз оборудован отдельным приводом от рычага на руле. Тормоз заднего колеса и колеса бокового прицепа — от общей ножной педали.

Передний тормоз. Тормозные колодки 1 (рис. 27) сферическими гнездами опираются на головки толкателей 5, нажимными площадками — на кулаки 3, установленные в диске 4. К кулакам посредством шлицов присоединены ведущий 7 и ведомый «5 рычаги, расположенные на лицевой стороне диска тормоза.

Рычаги соединены между собой тягой 2, регулируемой по длине.

Ведущий рычаг тросом соединен с рычагом управления передним тормозом, размещенным на руле мотоцикла. При нажиме на рычаг управления передним тормозом трос действует на ведущий рычаг тормоза, и оба рычага одновременно поворачивают кулаки, вследствие чего колодки расходятся и прижимаются к тормозному барабану колеса. В исходное положение колодки возвращаются под действием двух пружин 6.

Для компенсации износа тормозных накладок в конструкции тормоза предусмотрены специальные устройства.

В начале компенсация износа производится натяжением оболочки троса, вывинчивая регулировочный штуцер И. Б дальнейшем, когда регулирование штуцером уже невозможно, необходимо ввинтить штуцер до упора, снять с кулаков оба рычага (ведущий и ведомый) и установить их в новое положение, повернув относительно кулаков на 10° против часовой стрелки (на один зуб). После этого вывинчиванием штуцера произвести регулирование тормоза.

Когда в процессе эксплуатации и дальнейшего износа накладок длина штуцера снова окажется недостаточной для регулирования, необходимо разобрать тормоз и повернуть кулаки вокруг собственной оси на 180°.

При этом благодаря несимметричности кулака относительно оси его стержня колодки тормоза устанавливаются в положение, при котором скомпенсирован износ накладок по диаметру на 3 mm.

Если износ меньше указанного, то поворот кулака преждевременен и приведет к тому, что колодки в собранном тормозе не войдут в тормозной барабан колеса. Не исключены случаи, когда поворот кулака на 180° возможен без предварительной перестановки рычагов.

Износ накладок при необходимости можно дополнительно компенсировать подкладкой регулировочных шайб одинаковой толщины между толкателями и их опорами в диске тормоза (запасными шайбами мотоцикл не комплектуется).

Разборка тормоза проста и не требует разъяснений.

Сборку тормоза производить в такой последовательности:

установить кулаки в отверстия диска;

установить возвратную пружину 9 прямым зацепом в отверстие диска;

установить колодки с пружинами на сферические концы толкателей и опорные поверхности кулаков;

установить и закрепить на шлицах кулаков ведущий и ведомый рычаги, выдерживая углы 82°±5°, как указано на рис. 27. Непараллельность рычагов между собой не должна превышать 5°.

После установки тормоза на мотоцикл соединить тягу с ведущим рычагом.

Повернуть каждый рычаг по часовой стрелке до прижима колодок к тормозному барабану колеса.

Вывинчивая или завинчивая тягу в вилки, отрегулировать расстояние между центрами отверстий вилок так, чтобы палец, соединяющий вилку с ведомым рычагом, свободно входил в отверстия рычага и вилки. При этом тяга должна ввинчиваться в вилку на величину не менее 5 mm.

Законтрить тягу в вилке, соединить тягу с ведомым рычагом, зашплинтовать. Завести возвратную пружину.

При соблюдении приведенных выше правил сборки будут созданы необходимые условия для надежной работы тормоза за счет одновременного прижима обеих колодок к тормозному барабану колеса.

При сборке тормоза колодки необходимо устанавливать на их прежние места, иначе нарушится приработка и на время ухудшится эффективность торможения.

Необходимо также обратить внимание, на какие поверхности кулака опирались колодки, так как поверхности кулака несим-

метричны относительно оси его вращения. Обе колодки должны опираться на плоскости кулаков, одинаково смещенные относительно стержня.

Регулирование тормоза в процессе эксплуатации производится по мере необходимости, вывинчивая регулировочный штуцер, как указано выше. После окончания регулирования штуцер должен быть законтрен.

Регулировать тормоз надо так, чтобы вывешенное колесо свободно вращалось без затирания о колодки и при торможении достигались требуемая эффективность и удобство захвата рычага рукой.

Тормоз заднего колеса. Тормозные колодки 8 (рис. 28) опираются гнездами на головки толкателей 2, а нажимными пло-

щадками — на кулак 5. В кулаке имеется паз, в который установлен уравнитель 6. При повороте кулака с уравнителем колодки прижимаются к тормозному барабану.


По мере износа тормозных накладок зазор между тормозными колодками и тормозным барабаном колеса увеличивается. Чтобы поддерживать зазор в необходимых пределах, в тормозе • предусмотрен компенсатор износа в виде конуса 1. Конус по мере надобности ввинчивается (с наружной стороны тормозного Диска) и раздвигает толкатели 2, которые приближают тормозные колодки к барабану и кулаку. Для фиксации положения конуса на его поверхности предусмотрены продольные канавки, в которые входят толкатели под действием пружин 9, стягивающих тормозные колодки.

Необходимость регулирования тормоза определяется по величине свободного хода рычага наружного шарнира 17 (рис. 29). Свободный ход считается нормальным, если он не превышает 35 mm. Если он больше указанной величины, необходимо поднять заднее колесо и ключом с зевом 8 mm повернуть выступающий квадрат регулировочного конуса (как пока-

зано на рис. 30) по часовой стрелке, до шчала касания колодок о тормозной барабан при проворачивании колеса. После этого нужно регулировочный конус повернуть обратно на один фиксируемый интервал для того, чтобы колесо вращалось без касания о тормозные колодки.

Привод тормоза заднего колеса и колеса коляски осуществляется от ножной педали через уравнитель 3 (рис. 29). Верхнее плечо уравнителя связано с приводом тормоза заднего колеса, нижнее — с тормозом колеса коляски. Наличие уравнителя обеспечивает правильное распределение тормозных моментов и синхронную работу тормозов.

Длина передней тяги 13 привода тормоза заднего колеса должна быть такой, чтобы обеспечить размер 3—9 mm от плоскости симметрии уравнителя до оси качания рычага подвески заднего колеса. При этом плоскость симметрии уравнителя должна совпадать с плоскостью симметрии верхнего плеча пе-

дали 2 тормоза. Педаль тормоза должна быть прижата к резиновому валику подножки 1, которая должна быть установлена согласно рис. 29 (5°—13°).

Регулирование длины задней тяги 11 производится при ее установке или ремонте тормозов.

Регулирование производится при снятом колесе, собранном тормозе и прижатой педали тормоза к подножке мотоцикла в такой последовательности:

рычаг 10 отжать вперед (по часовой стрелке) и вывести гайку 8 из рычага;

овинчивая или навинчивая гайку, подвести ее торец к оси 9 без зазора. Допускается смещение нижней головки рычага кулака до 3 mm вперед (в сто-

рону торможения). Утопание резьбовой части тяги в гайке не допускается.

Тормоз колеса бокового прицепа. Тормоз по конструкции аналогичный тормозу заднего колеса. Привод тормоза осуществляется тросом 7 (рис. 29). С двух сторон на трос установлены регулировочные штуцеры 6, на которые надета резиновая защитная трубка. Для защиты троса от загрязнения необходимо следить, чтобы трубка была натянута на штуцеры, а резиновая муфта 15 уплотняла его передний конец.

Проверку регулирования тормоза и его привода производят при поднятом колесе.

Вначале нужно проверить регулирование зазора между тормозными колодками и барабаном при помощи регулировочного конуса (так же, как и на тормозе заднего колеса). При этом положение регулировочных штуцеров 6 должно исключать действие троса на рычаг кулака тормоза.

Затем регулируется натяжение троса штуцерами 6. Вначале, вывинчивая штуцеры или один из них, устанавливают положение начала торможения колеса. После этого, ввинчивая один из штуцеров, колесо растормозить.

Обязательным условием удовлетворительной работы привода тормоза колеса бокового прицепа является отсутствие перекосов троса. Здесь необходимо обратить внимание на положение упора 18. При необходимости его надо ввинтить или вывинтить и законтрить.

Для уменьшения трения троса об оболочку во время регулирования трос необходимо слегка встряхивать. Чрезмерное на-

тяжение троса может вызвать через уравнитель торможение не только колеса бокового прицепа, но и заднего колеса. После окончания регулирования тормозной системы проверить ее эффективность при торможении на небольшой скорости и отсутствие нагрева при движении.

Корпуса колес не должны нагреваться при движении без торможения. Если при периодических торможениях ощущается чрезмерный нагрев корпусов колес, следует увеличить зазор между колодками и тормозными барабанами.

На кронштейне педали 2 имеется регулировочный болт 14, ограничивающий поворот уравнителя 3. При правильно отрегулированном положении болта 14 при нажатии на педаль с усилием 40—50 kgf зазор между уравнителем и торцом болта 14 должен быть в пределах 2—3 mm.

Упор уравнителя в болт 14 ослабляет действие тормоза колеса бокового прицепа или вообще отключает его. Указанный болт служит упором нижнего плеча уравнителя в случае обрыва троса.

Смазка деталей тормозов производится в сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание». Излишки смазки должны быть удалены, чтобы предотвратить замасливание накладок.

Предельный износ тормозной накладки определяется величиной утопания головки заклепки, которая должна быть не менее 0,3 mm.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис