Велосипед с рамой с ножными тормозами

Все о велосипедах

Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами

Ножной тормоз велосипеда: плюсы и минусы

Ножной тормоз велосипеда

Благодаря этому устройству обеспечивается плавность при торможении заднего колеса, являющегося ведущим. Ножные тормоза на велосипеде называют еще медальными или барабанными. Располагается узел на оси заднего колеса, применяется в качестве основного механизма торможения либо дополняется передним аналогом, приводимым в действие рукой. Устанавливался такой тормоз на старые советские велосипеды, синглспиды, новые модели с фиксированной передачей либо с планетарным переключателем скоростей.

Как работает ножной тормоз

Приводной элемент в велосипедном транспорте – цепь, которой и активируется процесс торможения. Достаточно начать вращение педалей в обратном направлении, начинает действовать рычаг привода, за которым срабатывает конус тормоза. Колодки расширяются, начинается их трение по барабану. От того, какое усилие приложено к педалям, зависит быстрота остановки колеса.

Все устроено просто и эффективно, механизм установлен в корпус из металла, практически исключающий попадание внутрь воды и грязи, что существенно продлевает эксплуатационный период. Со временем, когда колодки сильно изнашиваются, конус углубляется все больше, тем самым увеличивая расширение. Это вынуждает при торможении приложить большие усилия, но эффективность процесса от этого не снижается.

Колесо с ножным тормозом: плюсы и минусы

Из достоинств выделяются следующие:

  • отсутствие необходимости в частых ремонтных работах и в организации тщательного ухода;
  • конструкция сделана герметично, что гарантирует защиту от намокания и загрязнения;
  • от применения такой тормозной системы колесный обод не нагревается;
  • стоимость устройства находится в доступном диапазоне;
  • механизм нормально работает, даже если геометрия колеса нарушена.
Читайте также:  Ручные тормоза в осях локомотивов

К сожалению, есть и определенные недостатки:

  • при обрыве цепи или соскальзывании ноги с педали пропадает возможность выполнить экстренную остановку через торможение;
  • чтобы научиться эффективно применять такую тормозную систему, необходимо получить определенные навыки;
  • нет совместимости с переключателем скоростных режимов;
  • в момент торможения колеса с ножным тормозом втулка и спицы испытывают дополнительное нагрузочное воздействие;
  • мощность торможения невысока;
  • чередовать торможение и ускорение передвижения достаточно сложно;
  • на продолжительных спусках возникает вероятность перегрева.

Когда необходимы ремонтные работы или профилактические мероприятия

Тормозная система барабанного типа устойчива к изнашиванию и достаточно долговечна. И все же узел требует периодических проверок, наладки или полной замены. Для проверки рабочего состояния устройства велосипедные педали прокручивают назад. Если механизм пребывает в исправном состоянии, включение тормоза произойдет после того, когда обратный педальный ход совершит четверть колесного оборота. Если включение тормоза происходит позже, система срабатывает некорректно. Учитывая особенности расположения системы, втулку заднюю с ножным тормозом самому разбирать не рекомендуется – лучше обратиться к опытному специалисту.

Переборка планетарной втулки с ножным тормозом

Рабочий процесс опишем для взрослой модели велосипеда, хотя на детском варианте он ничем не отличается.

Необходимые инструменты

Для работы понадобятся гаечный и конусный ключи на 17 и 15 мм соответственно, отвертка, смазка. Рекомендуется использовать Mobil XHP 222, но вполне можно обойтись обычным литолом. Важно, чтобы смазочный материал был пластичным, а не жидким.

Разбираем втулку

Начинать следует с той стороны, где располагается звездочка. При помощи отвертки срываем кольцо-стопор, фиксирующее звезду, снимаем саму деталь и пыльник, берем ключ на 15 мм и выполняем им захват конуса, а вторым ключом на 17 мм немного откручиваем контргайку.

Сняв конус вместе с контргайкой, откручиваем и извлекаем правую половину муфты, в которой находится подшипник. После этого вытаскиваем левую часть с рычагом тормозной системы.

Чистка и смазка

Используя ветошь или туалетную бумагу, максимально удаляем остатки старой смазки. После этого внутренние части втулки промываем жидким средством либо растворителем. Некоторые предпочитают использовать в этих целях WD-40 – тоже неплохое решение.

Каждую деталь протираем насухо. Внутрь втулочного корпуса закладываем смазку, ей же обрабатываем поверхности, с которым подшипник вступает во взаимодействие.

Основная задача – сборка левой половины муфты и установка ее во втулку вместе с тормозными колодками. В муфту вставляем шайбу, потом – пружинку, усики которой направляются наружу, наносим на конус, расположенный возле тормозного рычага, смазку, ставим на него подшипник, который своими шариками должен упереться во втулочную чашку, а с противоположной стороны подпереться конусом.

Собираем втулку

В конусе имеются отверстия, в которые необходимо попасть усиками. Вторую часть муфты смазываем, кладем тормозные колодки, выступы которых должны лечь на участки между выступами конуса. Придерживая конструкцию, вставляем ее во втулочный корпус.

Подшипник с большим диаметром вставляем в корпус шариками вперед, а более мелкий – в правую зону муфты, где все поверхности уже смазаны.

Муфту следует закрутить, после чего прикручиваем конус с контргайкой, все затягиваем: колесо должно крутиться легко, но не давать люфт. Остается поставить пыльник, звездочку, застопорить все кольцом, уложив его в специальную канавку.

Особенности замены тормозных колодок

Когда расходные элементы изрядно износились, и тормоза не выполняют свои функции, колодки необходимо заменить. Выбирая новые, помните, что изготовитель занимается выпуском не только велосипедов, но и ремонтных комплектов к ним.

Тормозной барабан со временем истирается, люфт увеличивается. Для компенсации этого процесса необходимо приобрести колодки несколько большие по размеру – ремонтные.

Сравниваем с ручными тормозами

Всю информацию о ножной системе мы получили, уточнили ее положительные и отрицательные стороны. Чтобы провести сравнение с ручным аналогом, необходимо несколько слов сказать о нем.

Многие производители используют его в качестве дополнения к ножной системе либо в виде самостоятельного тормоза. За весь эксплуатационный срок они зарекомендовали себя, как стабильно работающие и безопасные конструкции.

Для комплектации моделей, предназначенных для катания по городским улицам, в большинстве случаев устанавливают ободной тормоз V-Brake, отличающийся неплохим показателем мощности, неприхотливостью обслуживания и несложным сервисом при ремонте. Но на плохой дороге система быстро засоряется, качество работы ее снижается.

Какая из тормозных систем лучше, сказать сложно – окончательный выбор зависит от предназначения велосипедного транспорта. К примеру, ситибайк, никогда не эксплуатировавшийся на плохих дорогах или крутых спусках, обойдется ободной тормозной системой, на другие модели лучше поставить полный комплект, чтобы увеличить безопасность движения. Систему будут дублировать друг друга в работе, что не так уж и плохо при экстремальном катании.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис