Меню

Якорь отдают свободным падением с ленточного тормоза при глубине моря

Отдача якоря на судне

Подготовка проводится под руководством помощника капитана. У поста управления брашпилем находится боцман.

Подготовку осуществляют в следующем порядке:

снимают металлические задвижки с якорного клюза, а также парусиновый чехол или заглушку с палубного клюза, через который якорная цепь проходит в цепной ящик;

проверяют состояние якорной цепи в цепном ящике (цепь не должна быть перекручена);

убеждаются в отсутствии людей в цепном ящике;

проверяют ленточный стопор, после чего отдают все дополнительные стопоры, наложенные на якорную цепь;

проверяется работоспособность брашпиля на холостом ходу;

убеждаются в отсутствии за бортом судна посторонних предметов, могущих создать помехи свободной отдаче якоря;

стравливают якорь под клюз и держат его на ленточном стопоре;

докладывают на мостик о готовности якоря к отдаче.

По команде с мостика боцман отдает ленточный стопор. Малый задний ход судна позволяет якорю быстрее забрать грунт и предотвращает навал якорной цепи на якорь.
Якорную цепь следует травить с умеренной скоростью, чтобы цепь легко было застопорить в тот момент, когда якорь коснется грунта. При быстром стравливании цепь может навалиться на якорь и запутаться вокруг его лап, вследствие чего они не смогут войти в грунт.
В дальнейшем якорную цепь потравливают по мере натяжения, постепенно задерживая ее, поскольку требуется приостановить продвижение судна. Не следует резко зажимать ленточный стопор. Если якорная цепь натянется, а затем ослабнет, можно считать, что якорь удерживает судно и оно остановилось в своем движении.

По мере вытравливания цепи помощник докладывает на мостик о количестве смычек «на брашпиле» или «в воде», натяжение цепи (слабое, среднее, сильное) и направление цепи относительно диаметральной плоскости судна. Параллельно боцман дублирует доклад ударами в колокол, количество ударов соответствует количеству вытравленных смычек (с шестой отсчет начинается сначала).

На большой глубине якорь не следует отдавать сразу, так как от удара о грунт якорь и звенья первой смычки могут получить повреждения. На глубинах от 30 до 50 м якорную цепь следует травить медленно при помощи ленточного стопора до тех пор, пока якорь не ляжет на грунт. На глубинах более 50 м якорную цепь необходимо травить при помощи брашпиля, сообщенного с цепным барабаном, остановить якорь на небольшой высоте над грунтом, затем разобщить брашпиль и травить при помощи ленточного стопора.

Когда будет установлено, что якорь держит (забрал), на баке поднимают днем черный шар, ночью включают якорные огни и выключают ходовые.

После окончания постановки судна на якорь не следует оставлять цепные барабаны сообщенными с ходовым механизмом брашпиля, необходимо только надежно зажать ленточный стопор и затем, насколько это требует обстановка, наложить на якорную цепь дополнительные временные стопоры. Для того чтобы с мостика визуально контролировать — травит или не травит цепь, рекомендуется в звено воткнуть шест.

Источник

Якорь отдают свободным падением с ленточного тормоза при глубине моря

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

Управление судном и безопасность мореплавания

19.05.2015 19:19
дата обновления страницы

Маневры при съемке и постановке судна на якорь и плавучие швартовые сооружения Дата создания сайта:
1 6 / 04 /20 07

Отдача якоря на малых глубинах.

Малыми глубинами принято считать глубины до 25 м. Если имеется возможность, то якоря правого и левого борта отдают поочередно. В этом случае якорная цепь изнашивается равномерно Например, правый якорь отдают по нечетным дням, а левый — по четным. Надо помнить, какой якорь отдавали в прошлый раз.

Читайте также:  Датчик давления усилителя тормозов ауди а3

Все команды, подаваемые с мостика на бак, обязательно репетуются с бака на мостик. Заблаговременно на подходе к месту постановки судна на якорь подается команда с мостика «Якоря приспустить». Приспущенный якорь считается тогда, когда шток с якорной скобой выйдет из якорного клюза По исполнении этой команды подается следующая: «У правого (левого) якоря стоять». С приходом судна в точку отдачи якоря подают команду «Отдать правый (левый) якорь». По этой команде, предварительно убедившись, что в цепном ящике и вблизи якорной цепи нет людей, а за бортом под клюзом нет плавучих средств, боцман ослабляет ленточный стопор, и якорь под действием силы тяжести уходит в воду. Когда якорь дойдет до грунта, задерживают якорную цепь с помощью ленточного стопора.
Это делается для того, чтобы якорная цепь не получила значительного ускорения, а также не вывалилась и не запуталась на его лапах. Якорную цепь потравливают постепенно по мере движения судна назад, и она ложится на дно почти по прямой линии. При вытравливании якорной цепи боцман следит за прохождением соединительных скоб между смычками и через помощника капитана докладывает на мостик о количестве смычек в воде, на клюзе или на брашпиле. По команде с мостика «Столько-то смычек в воду» вытравливается в воду рассчитанное количество смычек. Соединительная скоба фиксирует положение якорной цепи на уровне воды, клюза, брашпиля. По команде «Задержать канат» боцман зажимает ленточный стопор на брашпиле При задержании якорной цепи соединительные скобы не должны находиться на цепном барабане (звездочке брашпиля). Когда судно задержится якорем («Якорь забрал») и выйдет носом против ветра или течения, это значит судно «вышло на канат» и маневры постановки на якорь судна на этом заканчиваются. Если якорная цепь, натянувшись, ослабла (провисла) и вновь натягивается, это показывает на то, что якорь «не забрал». В этом случае еще травят якорную цепь. Если якорная цепь, натянувшись, ослабла и больше не натягивается, означает, что судно надежно встало на якорь.

Отдача якоря на больших глубинах. На глубинах более 25 м постановка на якорь осуществляется следующим образом. Первоначально якорь потравливают с помощью брашпиля до грунта Затем разобщают брашпиль и ослабляют ленточный стопор и потравливают рассчитанное количество смычек. Так делается потому, что если на больших глубинах отдать якорь прямо из-под клюза без стравливания с помощью брашпиля, то он может набрать большую скорость и при задержании якорной цепи возможны повреждение ленточного стопора, поломка брашпиля или обрыв якорной цепи и потеря якоря

Постановка судна на два якоря.

Для повышения надежности и безопасности стоянки на якоре и для уменьшения радиуса разворота судна на якоре в стесненных условиях, а также при усилении ветра и приливно-отливных течениях рекомендуется становиться на два якоря. Для постановки судна на два якоря существует несколько способов.

Рис. 176. Постановка судна на два якоря: а — с ходу, б — стоя на одном якоре, в — фертоинг

1. Постановка на два якоря с ходу (рис. 176, а). Маневры, выполняемые при постановке на два якоря с ходу, следующие. К месту постановки на якорь судно подходит на самом малом ходу, лагом к ветру. В расчетной точке отдачи первого якоря дают машине «Стоп» и отдают якорь с наветренного борта (рис. 176, а, положение /). Судно продолжает движение по инерции, якорная цепь свободно травится. Вытравив несколько смычек, судно останавливается, и в этот момент отдают второй (подветренный) якорь (рис. 176, а, положение //). Если судно под действием ветра хорошо уходит под ветер, потравливают якорную цепь второго якоря. При необходимости развернуть судно носом на ветер быстрее следует подработать машиной на задний ход. Выравнивают брашпилем по длине якорные цепи обоих якорей. Угол между якорными цепями должен быть 60- 90° (рис. 176, а, положение III)
2. Отдача второго якоря при стоянке на одном якоре (рис. 176, б). При стоянке на якоре иногда возникает необходимость отдать второй якорь (усиление ветра, течения и т. д.). В этом случае маневрируют следующим образом. Подбирают якорную цепь отданного якоря, не подрывая его. Количество смычек остается в воде в зависимости от глубины (рис. 176, б, положение 1). В тот момент, когда судно само рыскнет в сторону, противоположную отданному якорю (рис. 176, б, положение II), отдают второй якорь и травят якорную цепь, или, не дожидаясь зарыскивания судна, перекладывают руль «право на борт» и дают «толчок» судну двигателем и в расчетной точке отдают второй якорь. По мере возвращения судна в первоначальное положение курса (против ветра) и при переходе линии ветра потравливают обе якорные цепи и выравнивают их натяжение (рис. 176, б, положение III). В сильный ветер этот маневр необходимо выполнять только с использованием СЭУ.

Читайте также:  Направляющие трубки троса ручного тормоза

3. Постановка cyдна на якорь способом фертоинг (рис. 176, в). Этот способ используется при постановке судна на якорь на ограниченной акватории и с сильным приливно-отливным течением. Большой разнос якорей обеспечивает надежную и безопасную стоянку судна, при перемене направления и скорости течения занимать небольшую акваторию, исключить перекручивание якорных цепей. Угол между якорными цепями должен быть 160-170°.

Маневр выполняется следующим образом. Судно заранее разворачивается и следует против течения. Подойдя к месту предполагаемой стоянки, отдают первый якорь (рис. 176, в, положение 1). Судно продолжает движение на самом малом ходу Одновременно потравливают якорную цепь отданного якоря. Вытравив несколько смычек, дают машине «Стоп», гасят инерцию (движение) при необходимости задним ходом. Отдают второй якорь. Оба якоря должны быть отданы почти на одной линии направления течения (рис. 176, в, положение II ).

Когда судно под действием течения пойдет назад, потравливают вторую якорную цепь, а слабину первой подбирают до тех пор, пока судно не встанет между якорями в расчетной точке (рис. 176, в, положение III). При этом способе работает только один якорь со стороны течения, поэтому судно практически стоит на одном якоре, так как якоря лежат почти на одной линии. Постановку судна на якорь осуществляет капитан.

Средства для чистки катеров

Чистка инжектора, форсунок

Источник

Использование якоря в аварийных ситуациях

В аварийных ситуациях отдача якоря используется в следующих случаях:

1. При выходе из строя рулевого устройства во время плавания в стесненных условиях: порт, подходные каналы, реки, узкие проливы и т.д., для предотвращения посадки на мель или столкновения с каким-нибудь объектом: мостом, причалом, стоящим на якоре или ошвартованным судном, навигационным знаком и т.д.

2. Когда необходимо предотвратить посадку неуправляемого судна на мель, например, судно потеряло ход и его дрейфует на мелководье, где глубины меньше осадки судна.

Во время плавания в стесненных условиях судно может потерять управляемость вследствие выхода из строя рулевого устройства, обесточивания (black out) судна, остановки главного двигателя. Для того чтобы избежать посадки судна на мель или столкновения с каким-нибудь объектом, в зависимости от обстановки, необходимо использовать отдачу одного или двух якорей. Если судно потеряло управляемость и существует непосредственная угроза столкновения или посадки судна на мель, то якоря отдают не зависимо от скорости судна, и травят якорь цепи почти до жвака-галса и задерживают стопора. Даже если цепи не выдержат и оборвутся или судно не остановится и произойдет посадка на мель или столкновение, то сила удара будет меньше, чем если бы якоря не были отданы.

Читайте также:  Принцип работы стояночного тормоза задней барабанной тормозной системы

Если немедленной угрозы для судна нет и имеется достаточное водное пространство и глубины, то следует подождать пока скорость судна несколько снизится, и когда судно начнет уклоняться от курса, то первым отдать якорь с борта в сторону которого начался поворот и травить якорь цепь. Под действием отданного якоря скорость поворота увеличится, а скорость движения наоборот будет уменьшаться. В зависимости от обстановки травят якорь-цепь на максимальную длину и задерживают. Если угроза сохраняется, то отдают второй якорь и травят якорь-цепь. С одним отданным якорем, таким способом можно остановить судно или даже развернуть его на обратный курс, если есть такая необходимость, например, поставить судно против течения. Во всех случаях, когда немедленной угрозы для судна нет, безопаснее, подождать пока скорость судна снизится, а потом уже отдавать один или оба якоря.

Когда необходимо предотвратить посадку дрейфующего судна на мель, то якоря необходимо отдавать не зависимо от того смогут ли они предотвратить посадку или нет. В некоторых случая глубины могут быть большими даже у самой мели и может показаться, что якоря не помогут предотвратить посадку на мель. Все правильно, могут и не помочь, но все равно лучше отдать оба якоря, чем посадить судно на мель с якорями в клюзах. В этом случае страховые компании однозначно обвинят судно в непринятии всех возможных мер для того, чтобы предотвратить посадку судна на мель. Если потерявшее управление судно дрейфует в сторону мели, то якоря отдают при первой возможности, принимая во внимание глубины, характер грунта, глубины у мели, скорость течения, состояние моря, скорость ветра, скорость дрейфа и т.д. Возможно, что достаточно будет отдать один якорь, а в штормовых условиях или при плохом держащем грунте и больших глубинах, могут не помочь и оба якоря с полностью вытравленными цепями.

Таким образом, в аварийных ситуациях, когда существует угроза посадки судна на мель или столкновение с каким-нибудь объектом, необходимо энергично и эффективно использовать якорное устройство для аварийной остановки судна, не считаясь даже с возможной потерей якорей и цепей.

На данном видеоролике видно, что правый якорь был отдан мотором уже после посадки судна на прибрежную отмель, поэтому судовладельцу будут предъявлены претензии, что капитан не воспользовался обоими якорями для аварийной остановки судна.

А на этом видеоролике видно, что на контейнеровозе отдали правый якорь до посадки на прибрежную отмель и поэтому к судовладельцу не будут предъявлены претензии, что капитан не предпринял все возможные действия, позволяющие избежать посадки на мель. Капитан сделал правильно, что отдал правый якорь.

Необходимо отметить, что во всех аварийных ситуациях, насколько это возможно, требуется соблюдать правила техники безопасности и соблюдать особую осторожность, чтобы обезопасить моряков от несчастных случаев.

Источник

Adblock
detector