Задний тормоз мотоцикла в повороте

Техника правильного торможения на мотоцикле

Даже райдеры со стажем иногда допускают ошибки — например, тормозят только переднее колесо. В этой статье мы раскроем физику торможения на мотоцикле и расскажем, как научиться грамотно оттормаживать — в том числе экстренно, на скользкой дороге и в поворотах.

Какие факторы влияют на торможение

  • Качество сцепления колёс с асфальтом. Чем лучше сцепление, тем устойчивее мотоцикл на дороге.
  • Пятно контакта — место соприкосновения колеса с поверхностью дороги. Чем оно больше, тем проще тормозить колесом.
  • Степень загруженности колеса. Чем она выше, тем легче тормозить.

Каким колесом тормозить?

Примерно 70% тормозного усилия нужно прикладывать на переднее колесо и 30% — на заднее. Это объясняется тем, что при торможении центр тяжести переходит с одного колеса на другое. В этот момент заднее колесо легче блокировать, а вот переднее сложнее, отчего вы можете потерять контроль над мотоциклом. Поэтому тормозить стоит обоими тормозами. Снизить скорость также помогает переключение на понижающую передачу.

Дорожные, спортивные и другие мотоциклы с короткой базой и высоким центром тяжести лучше всего останавливаются передним колесом. А вот круизёры и чопперы имеют длинную базу и низкий центр тяжести. Это означает, что тормозить их лучше задним колесом, но это не отменяет ведущую роль переднего тормоза.

Читайте также:  Газ 3309 почему плохие тормоза

Поскольку тормоза на каждом мотоцикле работают индивидуально, нужно испытать их на свободной площадке — проверить силу нажатия и комбинацию обоих тормозов. Вы можете убедиться, что если резко нажать на передний тормоз, заднее колесо может оторваться от земли, и вы можете кувыркнуться вперёд. Если резко нажать на задний тормоз, мотоцикл будет заносить.

Чтобы затормозить, подожмите заднее колесо, пока мотоцикл не даст лёгкую просадку. Плавно, но уверенно зажмите рукоятку переднего тормоза. От того, насколько сильно вы нажмёте на ручку переднего тормоза, будет зависеть длина тормозного пути.

На что обратить внимание

  • Закрывайте газ до того, как тормозить — это предотвратит падение.
  • Нажимайте на рукоять переднего тормоза плавно, а затем постепенно увеличивайте усилие — это защитит от блокировки колеса и падения.
  • Держите пальцы на тормозе — это позволит избежать паники и нажимать на рычаг плавно, а не резко.
  • Не давите на руль — это усложняет работу тормоза и повышает риск «улететь» вперёд.
  • Выпрямите руки, как будто отталкиваете руль — это усилит сопротивление инерции и сместит центр тяжести на заднее колесо, что, в свою очередь, повысит контролируемость мотоцикла.

Экстренное торможение

Даже опытные райдеры в критической ситуации могут забыть про задний тормоз — рука на автомате нажимает рукоятку переднего. В результате мотоцикл становится неконтролируемым и может упасть. Дело в том, что 90% нагрузки при резком торможении принимает на себя переднее колесо.

Если вы привыкли тормозить передним тормозом, постарайтесь делать так, чтобы в торможении участвовал и задний. Основная тормозная сила будет, как и раньше, приходиться на переднее колесо. Однако использование заднего тормоза позитивно скажется на поведении мотоцикла: его движение будет более стабильным и предсказуемым.

Алгоритм

  1. Плавно нажмите на задний тормоз.
  2. Переключите мотоцикл на понижающую передачу.
  3. Зажмите передний тормоз почти до полной блокировки колеса. Однако прочувствуйте усилие, чтобы не допустить блокировки.
  4. Снова переключитесь на понижающую передачу.

Торможение на скользкой дороге

Скользкая дорога не отменяет принципов торможения, но здесь есть нюансы. На мокром покрытии плохое сцепление, тормозная сила уменьшается. Смещение центра массы с одного колеса на другое несущественно, оба колеса имеют хороший контакт с дорогой. Это сказывается на тормозной дистанции, которая может увеличиться в 4—5 раз по сравнению с сухой трассой. Чтобы правильно остановиться, нужно больше работать задним тормозом.

Алгоритм

  1. Начните торможение с заднего колеса.
  2. Старайтесь выровнять мотоцикл.
  3. Стабилизируйте движение мотоцикла обоими тормозами.
  4. Выжимайте тормоз практически до блокировки колёс.

Нужно ли тормозить в поворотах

Не нужно — ни задним, ни передним тормозом. Это будет выводить мотоцикл из поворота и снижать его устойчивость. Скорость нужно снижать до начала поворота, а сам же поворот проходить с незначительным ускорением.

Чтобы правильно тормозить на мотоцикле, нужна тренировка. Технику лучше отрабатывать на пустой площадке. Универсальной методики, которая подойдёт всем мотоциклистам, нет — её нужно вычислять опытным путём. По возможности приобретайте байк с антиблокировочной тормозной системой (ABS) — она позволяет тормозить намного проще и безопаснее.

Источник

Тормозить на мотоцикле в повороте — можно!

Поверьте, я понимаю, что мне сейчас напихают вагон продолговатых предметов в комментариях. Но тема стоит остро, через одного я слышу от мотоциклистов, что в повороте никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя тормозить.

Привет. Сегодня поговорим о торможении в повороте, о причинах, которые заставляют множество мотоциклистов думать, что этого делать нельзя и о том, почему делать это можно, а иногда просто необходимо.

Как и множество постулатов, которые приняли для себя как непреложную истину многие водители двухколесного транспорта, мнение, что в повороте ни в коем случае нельзя тормозить, изложено в «Технике вождения мотоцикла» Койта Кода. В этой книге автор рассказывает, что торможение должно осуществляться в повороте, а когда ты уже начал поворот, нужно плавно и непрерывно открывать газ и так до самого выхода из поворота. При этом тормозить, как говорит старина Кейт, ни в коем случае нельзя.

Я ни в коем случае не умаляю квалификацию Кода и его вклад в развитие теории вождения мотоцикла. Однако, для всех, кто с пеной у рта доказывает, что изложенное в книге является непреложными постулатами, напомню, что Код писал свое пособие для мотоциклистов, участвующих в шоссейно-кольцевых гонках.

Для тех, кто не понимает, в чем отличается вождение на ШКМГ и ДОПов поясню. Гонки проходят на специально подготовленных трассах, на которых отсутствуют встречные/попутные ТС (не считая других мотоциклов, конечно, но они все едут в одну сторону и с одной целью), нет ям, вывалившихся из грузовика птичьих потрохов и других неожиданностей, отбойники сделаны максимально безопасными, а неподалёку дежурят спасатели и медики.

Естественно, в таких условиях ты делаешь все, чтобы добиться цели — показать лучшее время на треке. А для этого на протяжении всей гонки # мотоцикл должен либо набирать скорость, либо тормозить. А главная задача для мотоциклиста в повороте — завершить этот самый поворот на максимально возможной скорости.

На ДОПах же главная задача — доехать из точки А в точку Б максимально безопасно. При этом здесь опасности повсюду — ямы, кочки, отбойники, другие ТС, всякая дрянь, вываливающаяся из автомобилей, пятна технических жидкостей, вытекших из автомобилей и прочие «радости».

Вторая причина, по которой считается, что в повороте нельзя тормозить, связана с возможным срывом колеса и последующим падением. Такая опасность имеет место быть. Однако вероятность заблокировать колесо и пропахать пару десятков метров асфальта существует и при торможении на полностью выпрямленном мотоцикле. Именно поэтому стоит как можно больше внимания уделять отработке техники торможения. В том числе — в повороте.

Именно поэтому я придерживаюсь мнения, что тормозить на мотоцикле в повороте можно, а иногда очень даже нужно. И если делать это правильно, вы сможете нивелировать опасность такого маневра. Торможение в повороте похоже на торможение на скользкой дороге .

Если есть возможность выпрямить траекторию мотоцикла ДО начала торможения — сделайте это. Если такой возможности нет — тормозите двигателем, по мере замедления выпрямляйте траекторию. Если торможения двигателем недостаточно, осторожно подключайте тормоза. Чем больше наклонен мотоцикл — тем больше задействуется задний тормоз и тем меньше общее тормозное усилие. По мере выпрямления байка нажатие на передний тормоз и общее тормозное усилие пропорционально увеличивается.

В том случае, когда вы находитесь в повороте, и появилась необходимость остановиться экстренно (а в этом случае нужно работать тормозами на грани блокировки колес) — обязательно нужно выпрямить траекторию, после чего начинать торможение. Об этом я писал в статье Экстренное торможение на мотоцикле. Коротко и внятно .

На этом на сегодня всё. Хейтеров и профессиональных мамкиных гонщиков с нетерпением жду в комментарии.

Источник

Торможение мотоцикла во время поворота и техника их прохождения.

Здравствуйте! Сегодня наша тема это заголовок. И сразу хочу сказать пару слов людям которые считаю что я тупо все скопировал с Ютуба и интернета. Ребята, вы считаете что моя информация может кардинально отличаться от того что они подают? Учитывая что я как и все беру информацию с интернета и книг? Я это делаю это не ради плюсов, мне ими потом обтираться что-ли? Я это делаю для аудитории Пикабу которая ездит на байках, а этого всего не знает.

Началось все с комментария @ahamoth. И хоть ему довольно подробно всё объяснили. Плюсы там стоят не зря и видимо это действительно интересно, поэтому донесу ещё и в массы.

Так вот, для того что бы не было неожиданных препятствий, просто не влетаем под коленку в поворот!

Это пожалуй самый главный совет. Всегда рассчитывайте все параметры, начиная с себя, заканчивая погодой и магнитными бурями. Начинайте тормозить ДО поворота. Иначе у ваших мозгов большой шанс начать шкварчать на радиаторе КАМАЗа, чей пьяный водитель вышел на встречную в закрытом повороте. Но всяко в жизни бывает, поэтому все таки разберём ситуацию с неожиданным препятствием.

Я не беру ситуации когда вы под 200 влетаете в поворот, тогда может помочь только экип и удача (если вы не гонщик MOTO GP, на своем спортивном байке).
У стандартного водителя со средними навыками есть два варианта:
1) Выровнять мотоцикл и начать тормозить. Где применять? В тех местах где выравнивание не приведет к кончине от другого препятствия.
2) Плавно и легко притормозить, сначала задним, и как только мот просядет немного вперёд, передним тормозом. Очень плохой вариант в связи с тем что рядовой райдер может банально не обладать навыками торможения в повороте и может просто пойти юзом, ну а дальше вы понимаете. Где применять? Допустим во время прохождения поворота вы заметили машину которая разворачивается и вы примерно понимаете что если притормозить то успеете проехать.
И так, оба варианта крайне не желательны, лучше тормозить перед поворотом. Я не разглядываю остальные техники торможения в повороте, ибо не все люди являются пилотами MOTO GP, явно обладают не теми же мотоциклами и покрышками. Если хотите погонять под коленочку, идите на трек.

Теперь про технику прохождения поворотов.
1) Когда ты видишь поворот, то сбрось скорость до той, которую ты считаешь безопасной и потом ещё немного. НЕ тормози в повороте.

2) Не выжимай сцепления, не убирай полностью газ и не перегазовуй. При прохождении поворота стоит удерживать газ так, чтобы скорость не падала (ну или не быстро падала), но и не увеличивалась. Иначе при прохождении поворота поменяется развесовка и в некоторых случаях это грозит падением.

2) Есть такая интересная вещь, контрруление. Многие о нем не слышали и вот если вы не слышали, то вам просто надо адово его задрачивать, чтобы отпечаток на подкорке остался.
Как это работает? Вам сейчас нужна физика всего этого процесса? Да? Тогда ловите ссылку http://www.healtech.ru/motoshkola/1258-kontrrulenie
Если нет, то вот краткое описание действа.
Вам надо повернуть налево значит вы толкаете левую ручку, НЕ ТЯНЕТЕ, а толкаете. Если надо повернуть на право, значит толкаете правую ручку. В литературе описано что это работает наскорости свыше 20 км/час. Но все ещё зависит от мотоцикла, на одном мотоцикле (дорожный) явные признаки этого явления я замечал когда разгонялся выше 55 км/час. На другом байке (круизер) я замечал это на скорости в 40 км/час.

3) Траектория. Должна быть наиболее безопасной и эффективной.

На первой картинке мы видим траекторию которая позволит пройти поворот с наименьшими наклоном мотоцикла и является наиболее безопасной. Так как в закрытом повороте и самом опасном его участие — апексе, мы находимся как можно правее на своей полосе.

Вот ещё несколько схем прохождения различных поворотов.

4) Ещё один момент на мотоцикле куда смотришь, туда и едешь. Что это означает? При прохождении поворота не стоит пялиться на бровку, отбойник, яму, обрыв, опоссума. А стоит смотреть на траекторию по который вы хотите избежать столкновения с этими препятствиями. Ибо может быть так что ваш экип станет частью препятствия и окружения. И так же если препятствия отсутствуют, смотрите на воображаемую линию траектории прохождения поворота.

В заключение хочу сказать, прошлый пост и этот полная херня если вы не умеете правильно сидеть на мотоцикле. Вы, в лучшем случае, просто упадете. Хочу посоветовать смотреть Ютюб и читать сайты по всем этим техникам. А если ещё и английским владеете, вообще отлично.
Если кому то ещё что то интересно, то пишите это в комментариях и если вы увидели что такой комментарий уже есть поставьте под ним плюс. И вопрос, я ставлю тег «Без рейтинга» но рейтинг мне идёт, у людей от этого агр, что я делаю не так? Спасибо за внимание.

Источник

Как тормозить на мотоцикле в повороте?

Каждому мотоциклисту необходимо научиться правильно тормозить на мотоцикле в повороте. У многих возникает вопрос: “Почему надо обязательно распрямлять мотоцикл, чтобы тормозить, не лучше ли тормозить в наклоне?”. Чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим на такую вещь, как пятно контакта колеса с дорогой.

Как тормозить на мотоцикле правильно?

Не будем сильно вдаваться в подробности, обратим внимание лишь на то, что у мотоцикла имеется два пятна контакта, переднее и заднее. И каждое из них способно развить определенную силу, которая и заставляет мотоцикл ускоряться в ту или иную сторону. Эта сила может быть меньше или равна максимальной силе трения покоя между колесом и покрытием. Эту силу можно разложить на две составляющие: тангенциальную – направленную по касательной к траектории движения мотоцикла, то есть, грубо говоря, вдоль, и нормальную, направленную перпендикулярно касательной, то есть поперёк мотоцикла. Очевидно, что тангенциальная сила отвечает за разгон и торможение, а нормальная – за поворот мотоцикла влево или вправо. И, как теперь нетрудно догадаться, если часть силы уходит в нормальную компоненту, то есть тратится на поворот, то на тангенциальную компоненту, то есть на разгон или торможение, мы можем потратить только то, что осталось от общей, максимально возможной силы трения, развиваемой в пятне контакта. Говоря проще – на мотоцикле физически невозможно развить максимальную тормозную силу когда он поворачивает. И чем сильнее наклонен мотоцикл – тем меньше мы можем тормозить. Именно поэтому для эффективного торможения в повороте мы вынуждены распрямляться.

Можно ли тормозить на мотоцикле не распрямляя траекторию?

Теперь возникает другой законный вопрос: “Что делать если я не хочу распрямлять траекторию? Что если ситуация требует того, чтобы я одновременно тормозил и поворачивал?”. Если мы находимся не в предельном угле наклона мы всё-таки имеем некоторую возможность притормозить, не распрямляясь. Такое торможение будет достаточно опасным и совершенно неэффективным, но, тем не менее, такая возможность есть. Частично проблему торможения при движении по кривой решает трейлбрейкинг. Это очень полезная техника, крайне рекомендую ее хорошо освоить. Однако, на самом деле, это всё полумеры. Я предлагаю подойти к решению проблемы с другой стороны. Вместо того, чтобы пытаться эффективно оттормозиться по кривой линии при выполнении поворота можно заранее поставить себя в более выгодные условия, оставив себе возможность тормозить по прямой. Что я имею ввиду?

Ситуация 1: слепой поворот с последующим препятствием

Давайте представим себе такую ситуацию: мы ни о чем не думая входим в слепой поворот и внезапно оказывается, что там на аварийке стоит грузовик. Встречная полоса занята, объехать его не получится, остаётся тормозить. Тормозить можно либо очень слабо в наклоне, рискуя не успеть, либо распрямляться и рисковать вылететь на встречку. Оба варианта так себе. Либо можно сделать так: при приближении к слепому повороту занять внешнее положение в своей полосе, что даёт наилучшую видимость и скорректировать скорость чтобы иметь возможность остановиться в пределах видимости. Далее, так как поворот слепой, остаёмся на внешней стороне пока не увидим выход из поворота или, как в данном случае, препятствие. Теперь у нас есть место и возможность быстро спрямить траекторию и начать экстренное торможение по прямой, ровно то, что мы уже много раз отрабатывали на площадке.

Ситуация 2: пологий поворот и пробка на встречке

Ради разнообразия рассмотрим другой пример. Скажем, мы подъезжаем к пологому левому повороту, вперёд идёт съезд на второстепенную дорогу. На встречке пробка, а значит за машинами толком не видно, что там в повороте. Поступаем как и в предыдущем случае. Для лучшего обзора занимаем внешнюю траекторию, подстраиваем скорость так, чтобы иметь возможность остановиться в пределах видимости. Поворот можно считать закрытым, поэтому продолжаем держаться внешней стороны. Так как впереди перекресток, можно предположить, что кто-то скакнет нам наперерез. Допустим, так и случается. Опять же, как и в предыдущем случае, мы оставили себе возможность тормозить по прямой не выезжая за пределы полосы, что мы и делаем. Далее, во время торможения, ждём дальнейшего развития ситуации. Если чувак едет дальше – то после максимального торможения объезжаем его сзади, потому что назад он уже точно не поедет. Если он высунулся, увидел нас и ударил по тормозам – также, тормозим настолько, насколько можем и объезжаем его спереди, если сзади объехать не получится. Объезд препятствия после торможения – это тоже базовый элемент, который необходимо периодически отрабатывать на площадке. Видео об этом упражнении есть у меня на канале, ссылка в описании.

Основная мысль, которую я пытаюсь этими примерами донести, касательно торможения в повороте это то, что заранее, с помощью выбранной траектории и скорости нужно дать себе возможность тормозить по прямой в пределах своей полосы. При этом, если навыки торможения и маневрирования достаточно развиты с помощью упражнений – то вероятность попасть в ситуацию, когда надо тормозить в наклоне оказывается крайне мала.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис